В конце июля на Nintendo Switch вышла новая часть тактической jRPG Fire Emblem с подзаголовком Three Houses. Мы провели в ней более 30 часов и рассказываем, почему эту, несмотря на все достоинства и недостатки, специфическую игру нельзя пропустить. Как пел классик, у нас на это есть несколько причин.
Жанровая основа Fire Emblem — jRPG, и преотличная
Серия Fire Emblem никогда не была чистым представителем жанра японских ролевых игр. Её основа — это пошаговая боевая система, которая роднит игру скорее с XCOM, а не c Final Fantasy. Нет здесь и свободного перемещения по мировой карте, как в подобных играх. Но в остальном — от ярких разношерстных героев и монументального запутанного сюжета до огромных боссов и россыпи мини-игр — это именно jRPG. Яркая, узнаваемая, требующая от вас уймы свободного времени и натренированной памяти: запомнить все сюжетные повороты, интриги и даже просто героев Three Houses — не такая простая задача.
Fire Emblem — игра для любителей основательно залипнуть
События Three Houses разворачиваются в фентезийном мире Фодлан, разделенном на три королевства. В его центре расположилась Церковь Сейрос, которая также является огромной военной академией для молодых людей из трех государств. По сюжету вы — сын (или дочь) легендарного рыцаря Джеральта, приезжаете в академию и становитесь профессором одного из трех факультетов. В зависимости от выбора, немного изменится история, мотивация некоторых героев, а также набор ваших подопечных учеников-воинов.
Three Houses способна в одиночку сжечь все ваше свободное время. Прохождение за одну из сторон займет у вас примерно 40 часов, если вы захотите выпотрошить игру до последнего пикселя, можете смело удвоить время. Как и в прошлых частях, в этой есть ультрахардкорный режим, в котором героев после смерти невозможно воскресить. Сколько нужно времени, чтобы пройти Three Houses в таком формате, даже сложно представить.
Как и любая большая ролевая игра, Three Houses переполнена контентом. Помимо основного сюжета и боев вас ждет насыщенная жизнь в академии. Уроки, экзамены, огромное количество второстепенных мини-игр — от рыбалки и садоводства до пения в местном хоре, разговоры по душам с учениками, прокачка героев и многое-многое другое. Заблудиться в Three Houses несложно, но это — отдельное удовольствие. И если в исключительно сюжетных играх такой хронометраж порой раздражает, то любой ролевой игре он к лицу. Не знаю, как у вас, но у меня прохождение любой RPG, в том числе и японской, ассоциируется с чтением огромного романа — а такой с наскока не осилишь.
По тем же причинам Fire Emblem — идеальная игра для лета (в том числе и хренового). В том смысле, что если Switch — не единственная ваша консоль, в любой другой сезон место Fire Emblem может занять какой-нибудь другой блокбастер. Но летом, в вальяжном режиме, когда никакие новые игры не жгут карманы, когда можно вдумчиво сосредоточиться на фэнтезийных приключениях школьников из мира Фодлан с их глупостями и инфантильным поведением, когда есть время полноценно погрузиться в новый мир, то Three Houses — это отличный выбор, чтобы не заскучать.
Ученическая атмосфера — если вам понравилась Persona и вы (вдруг) скучаете по Suikoden
Душа и основа атмосферы Three Houses — это жизнь внутри академии. Выбрав в начале игры понравившийся факультет, вы выбираете себе команду учеников, с которой вам придется сродниться до конца игры. Я выбрал при первом прохождении «Золотых оленей» Лестерского альянса (кстати, привет локализаторам с «Лейчестерским альянсом») с их неунывающим вожаком Клодом. Оказалось, что в моем классе учатся преимущественно девушки, чему я был очень рад: инфантильная Хильда, храбрая Леони и самая молодая ученица во всей академии Лиситея. Компанию разбавили собственно вышеупомянутый Клод, коренастый Рафаэль, похожий на молодого Олега Тактарова, и натурально ледибой Лоренц. С некоторыми учениками, в зависимости от выбранного вами пола, можно даже вступить в романтические отношения. В том числе и однополые.
Когда вы принимаете класс, то у вас сразу появляется школьное расписание. Раз в месяц вы проводите сюжетные операции, а в остальное время обучаете учеников, проводите контрольные и экзамены, общаетесь с ними или другими преподавателями, отвлекаетесь на второстепенные задания и так далее. Все это роднит Three Houses, конечно, с серией Persona — с той лишь разницей, что в игре от Atlus вы были учеником. Но ощущения все равно схожи: чтобы все успеть, вам надо четко планировать рабочий график, не распылять внимание на все подряд и грамотно прокачивать отношения внутри вашего класса. Они впоследствии сильно повлияют на силу вашего отряда в боях. И эта подача истории очень крута и до сих пор воспринимается очень свежо — хотя я прошел не одну часть «Персоны».
Сюжетно же Three Houses напоминает старую jRPG Konami для первой PlayStation — Suikoden. В ней тоже было полно политических и военных интриг, ярких персонажей и вооруженных конфликтов. Но самое главное — возможность взглянуть на военный конфликт с нескольких сторон, как и в Three Houses.
Fire Emblem — блокбастер, которых все еще не хватает на Switch
Спустя два с половиной года после выхода Switch в моем доме все еще служит идеальной второй консолью, на которой я играю в какие-то определенные жанры (например, в метроидвании), эксклюзивы от Nintendo и в Diablo III. Если с первым и третьим все понятно, то ситуация с эксклюзивами для меня складывалась печальная. «Зельда» и Super Mario Odyssey давно пройдены, «Покемоны» — не мое, пиксельное рукоделие в Super Mario Maker 2 — тоже. Новые Animal Crossing и тем более Metroid еще не вышли.
В такой ситуации релиз Three Houses — идеальный повод сдуть пыль с консоли. Это полноценный, хоть и нишевый, большой релиз. В игре, помимо всего вышеперечисленного, отменные рисованные сюжетные ролики от Studio Khara (Fire Emblem Echoes, Evangelion 3.0), полная — английская или японская — озвучка и отменная, проверенная годами боевая система.