Пока вы предавались постновогоднему субботнему кутежу, Resident Evil 4 справляла пятнадцатилетие. Игра вышла 11 января 2005 года. В ней Синдзи Миками окончательно превратил знаменитый хоррор в боевик. Это определило развитие серии вплоть до выхода седьмой части, которая снова все перевернула. Но хоть скрепы и затрещали, игра для своего времени все равно была шикарная. Поэтому многие фанаты и сегодня считают ее лучшей в серии.

На новогодних каникулах я целиком перепрошел Resident Evil 4, чтобы понять, есть ли ей место в 2020 году. Мы не будем рассуждать об ее исторической значимости. Вместо этого сухо разберемся, как Resident Evil 4 выглядит и играется сегодня — никакой ностальгии.

Resident Evil 4 все еще хорошо выглядит.

2005-й был очень давно, а в игровой индустрии время летит особенно быстро. В некоторых играх графон устаревает так сильно и так стремительно, что в сердца нового поколения игроков вход им оказывается закрыт. Я проходил HD-версию Resident Evil 4 на Xbox One и никаких страданий не испытал. Игра из позапрошлого десятилетия — это видно, но она все же не динозавр. Даже серо-коричневая гамма Resident Evil 4 (которую она-то и популяризировала) приходится к месту — ведь жути и безнадеги игра местами нагнать все еще пытается. Получается не уныло, а готично.

Все важные текстуры четкие, персонажи ок, а лицевая анимация — не кринж. К тому же игра даже 15 лет назад мастерски работала с освещением и углублялась в мелкие детали: впечатляющая детализация волос у героев, колышущиеся на ветру травинки, анимированная кобура Леона. Такие вещи сильно оживляют картинку. Стабильные 60 кадров в секунду с этим, кстати, тоже хорошо справляются.

Сегодня, после всех подтяжек, Resident Evil 4 вживую выглядит прямо как буллшоты эпохи PlayStation 2. И это здорово! Правда, HD-версия на ПК в сравнении с консольными все же приятнее — за счет качественного сглаживания. На консолях его почему-то вообще нет. А в оригинальном ПК-порте 2007 года модами можно нарулить графику даже лучше, чем в официальном ремастере. Никогда такого не было!

А еще в HD-версии ролики в основной сюжетной компании сделаны на движке, как в оригинале на GameCube.

На PlayStation 2 катсцены были пререндеренные — в отвратительно низком разрешении. Такие же были в первом ПК-порте, благодаря которому я с игрой больше десяти лет назад и познакомился. Ролики там иногда буквально разваливались на пиксели. Восстановить тот экспириенс можно, пройдя в HD-версии Resident Evil 4 дополнительную компанию за Аду Вонг. Там почему-то оставили оригинальные пререндеры — мыло такое, что местами трудно разобрать, что вообще происходит.

Геймплей в Resident Evil 4 сначала кажется устаревшим, но потом затягивает.

От многих особенностей игры я отвык. Первый час в Resident Evil 4 был, скажем так, освежающим. Только запуская старые игры понимаешь, насколько мы привыкли ко многим современным «стандартным» механикам. Если их в игре нет — буквально теряешься. 

В Resident Evil 4 очень своеобразная камера «из-за плеча» главного героя, которую толком и покрутить-то нельзя. Нет возможности аккуратно наклонить правый стик влево, чтобы лучше рассмотреть, что там. Камера в такой ситуации резко повернется на фиксированный угол — как во многих гоночных играх с видом из кокпита. Хочешь осмотреться полноценно — вращай самого Леона, камера привязана к нему. Из-за этого часто не видно, что происходит у него под ногами или над головой. Но что еще страшнее, не получается аккуратно заглядывать в комнаты из-за угла, чтобы проверить, нет ли там засады. Когда следом я запустил Resident Evil 5, то даже не сразу понял, почему игра ощущается так удобно и комфортно. Потом дошло — в ней камеру можно нормально крутить!

Во время прицеливания в Resident Evil 4 нельзя ходить.

Этот факт я помнил, но забыл, каким беспомощным ты себя из-за этого ощущаешь в бою. В остальное время двигается персонаж очень медленно. При этом контроль за его перемещениями — типичный пример «танкового управления» эпохи первой PlayStation. Это значит, что герой может ходить вперед и назад, а также поворачивать корпус. Совмещает он это с трудом и вообще ощущается очень неповоротливым и грузным. В Resident Evil 4 Леоном можно управлять даже с помощью крестовины — в некоторых эпизодах это оказывается удобнее и точнее стика.

На словах все вышеперечисленное звучит как приговор. Представьте, что на вас идет толпа зараженных селян с вилами и факелами, патронов минимум, а управление такое. Жуть и безнадега? На самом деле нет. 

Resident Evil 4 не совсем экшен. Это едва ли не пошаговая тактика. Любой крупный замес — тактическая головоломка. Ты залетаешь в комнату, а там и арбалетчики, и ребята со щитами, и рядовые враги, и усиленные — да еще и подкрепления постоянно подходят. Пройти это с первого раза, импровизируя, почти нереально. На первом заходе ты изучаешь локацию, прикидываешь удобные позиции для стрельбы и точки для отступления. Запоминаешь, когда и откуда идут враги, откуда появляется подкрепление. На второй-третий раз стычка разыгрывается как киношная постановка — двигаешься и действуешь четко и хладнокровно. Со стороны это, кстати, смотрится очень зрелищно. Наблюдателю даже может показаться, что Resident Evil 4 — удобный скоростной шутер. Впрочем, так и есть, если проходить игру на Wii с моушен-управлением — эта версия, конечно, дает уникальный опыт.

Со временем все лучше понимаешь логику дизайна карт и расстановки врагов. Учишься разыгрывать сражения с первого раза. Все ограничения и неудобства игры постепенно перестают раздражать. Начинаешь воспринимать их просто как набор правил, придающих экшен-игре нотку хоррорного напряжения. И вот какой возникает парадокс: на фоне современных шутеров от третьего лица, которые ощущаются плюс-минус одинаково, Resident Evil 4 кажется чем-то новым.

Олдскульность игры в 2020-м ее и омолаживает, кто бы мог подумать!

Однако местами Resident Evil 4 жутко устарела.

Некоторые проблем игры с возрастом не связаны. Например, враги иногда умудряются метать топоры сквозь стены и протыкать металлические двери вилами. Но таких багов хватает и в современных играх. 

А вот мерзкие QTE — это уже дух времени. Современная игровая индустрия от подобного, к счастью, почти избавилась. Начинается ролик, ты откидываешься на спинку дивана в надежде передохнуть после потной перестрелки и тут выскакивает «НАЖМИ X+A»! Не успел — возвращайся к чекпоинту. Тайминги при этом такие, что среагировать нужно буквально за полсекунды. Первая битва с Краузером вообще целиком построена на QTE и это один худших моментов игры. Впрочем, многочисленные эпизоды в духе «дави на Х со скоростью триста нажатий в секунду, чтобы бежать» не сильно лучше. Забавно, что в 2005 году это был прорыв — многим игрокам механика зашла. Именно Resident Evil 4 в то время QTE и популяризировала.

Но наличие QTE — не единственный грех Resident Evil 4.

Среди прекрасно нарисованных и хитро продуманных уровней и есть и откровенный треш: пустые пещеры без всего и одинаковые квадратные комнаты. Абсолютно все эпизоды с Эшли все еще выводят из себя. Она постоянно лезет под удар и мешается под ногами. При этом дохнет буквально от каждого чиха и порой талантливо подставляется под пули самого Леона. Навязывают ее силой, но все сложности связаны не с задумкой авторов, а с плохо написанным ИИ «напарницы», чтоб она провалилась.

Но не только интеллект Эшли не прошел проверку временем. Враги в Resident Evil 4 не сильно умнее. В сложных масштабных схватках «зомби» берут числом и их тупость не так бросается в глаза. Но небольшие группы врагов или единичные особи — это смех. Они и глухие, и слепые, и тупые. Лучший пример — знаменитая тактика лестниц, которая может сработать даже с толпой. Залезаешь на лестницу, достаешь нож и ждешь. Враги будут по очереди лезть к тебе, а ты — скидывать их ударами ножа. Раз за разом, пока все не умрут. Похожим образом можно использовать двери. Прячешься за углом и режешь ножом ноги толпящихся в проеме врагов.

Resident Evil 4 — это идеальный B-movie.

В Resident Evil всегда был бредовый, даже смешной сюжет. Четвертая часть для своего времени была апогеем серии и в этом плане. Триллерные клише, дурацкие персонажи, гигантские монстры в кустах — все на месте. А завязка-то истории какая! Леон один отправляется спасать похищенную дочку президента США. А держат ее в испанской деревне, укладом и уровнем жизни застрявшей в девятнадцатом веке. Среди злодеев: Распутин-сороконожка, бесформенная биомасса, импозантный карлик, хищник в балахоне, спецназовец-мутант и прочие огромные рыбы. А среди союзников — загадочная дама в красном вечернем платье, бегающая по лесу на каблуках. 

И все эти люди (и не только люди) наивно разыгрывают запутанную историю про корпоративные заговоры, биооружие и ископаемых паразитов! С ноткой бразильской мелодрамы, конечно же. В финале Леона вообще заносит на какой-то военный остров с пулеметчиками и зенитками. Resident Evil 4 не стесняется крутилку бреда выкручивать на максимум. Поэтому в ней тонна запоминающихся сцен. Поэтому Леон постоянно шутит как герой боевика из восьмидесятых и проводит местным «зомби» суплексы и хай-кики.

Но главный шарм игры в том, как искренне японцы, с максимально серьезным лицом это подают. Ты и сам со временем начинаешь во все это верить и на полном серьезе разбирать в голове мотивы местных сумасшедших. На том сюжет серии и держится!

Resident Evil 4 к своему пятнадцатилетию подошла достойно. Кое-где устарев, она все же осталось хорошей игрой. Все ее неудобства превратились в набор правил, делающий Resident Evil 4 уникальным для 2020 года экшеном. К тому же игра на сегодня вышла вообще везде — в том числе и на Switch. Так что приобщиться к классике не составит труда.