Когда тебя бьет один человек — это не очень хорошо, но если агрессоров трое, тогда дело, скорее всего, труба. Но не все так однозначно! C 2012 года я пять лет наблюдал за созданием и развитием системы соревнований, в которых неравная драка — основа основ. Пройдя через десяток турниров по засечному бою (именно так называется эта система), я понял следующее.
Засечка — это соревнования, а не драка (хотя больше похоже на драку)
Со стороны засечка чаще всего выглядит именно как драка: бойцы втроем набрасываются на бедного противника и за несколько секунд превращают в кашу. Но это только на первый взгляд.
Вся система соревнований построена по одному принципу: перевести в формат спортивных состязаний то, что до этого случалось только на улице. Именно поэтому атакуемый боец-одиночка (он же — центральный) снаряжен лучше своих обидчиков. У него есть шлем с пластиковым забралом (пробовали и со стальной решеткой, но об нее сильно травмируются пальцы бьющего), бандаж, защищающий пах, а когда дело доходит до боя на ногах — поножи, ибо берцовые кости нам дороги.

Также атакуемый всегда носит защитную кирасу, которая слегка ослабляет удары по корпусу. Слегка — так что акцентированный удар в печень проходит на ура. Именно так меня вырубили на одном из турниров.
Руки всех бойцов закрыты перчатками для смешанных единоборств, а зачастую еще и специальными кожаными наручами — для защиты предплечий, ибо удар предплечьем наотмашь часто используется во время боев.
Также атакуемый ограничен в перемещениях. Площадка для боя — всего четыре на четыре метра, и ему, в отличии от атакующих, запрещено за нее заступать, иначе он сразу проиграет. Это сделано для того, чтобы центральный боец постоянно находился в окружении, и постоянно из него пытался выйти — и снова попадал в окружение. Таким образом имитируется самый сложный этап драки с несколькими людьми — когда тебя лупят со всех сторон.

Время в бою тянется совсем иначе, чем в жизни
По регламенту центральный боец должен продержаться два схода по минуте. В первом сходе его бьют только руками, во втором — руками и ногами, а еще могут толкать, использовать подсечки и некоторые броски. Ограничения для борцовской техники созданы для того, чтобы схватка во втором круге была более долгой и разнообразной — еще здесь нельзя проходить в ноги и корпус. Сделано это, чтобы бой не закончился слишком быстро — так-то один может схватить и обездвижить, а двое — бить. Все это снижает прикладное значение — получается, драка уже не настолько реалистичная — но добавляет динамики. Зато если центральный боец тебя пнул в первом сходе и ты подхватил его ногу — подсекай на здоровье. Тоже может сделать и он, если ты неосторожно позволил ему схватить тебя за бьющую ногу — уронить такого «одноногого прыгуна» довольно легко.
Во время боев проявляется самое интересное — субъективное восприятие времени. Казалось бы — минута, какая ерунда. Но, на самом деле, даже когда ты лупишь втроем одного человека эту минуту — воспринимается она как час, и не раз в голову прилетает не только кулак, но и мысль: когда же это уже закончится.
Тут же дает знать о себе выносливость, особенно если ты находишься в тяжелой весовой категории. Бегать за противником минуту, а затем еще и самому становиться центральным бойцом и отбиваться от троих — тяжелое испытание. Помню эти ощущения, когда дыхание вырывается из груди с хрипом, руки-ноги стали свинцовыми, но ты на каком-то втором или уже пятом дыхании начинаешь двигаться и даже наносить удары.

Удобнее всего бить человека втроем
Казалось бы, чем больше противников атакует одного, тем проще. На практике выяснилось, что бить одного лучше всего втроем — но не более, так ты не мешаешь товарищу. На самом первом турнире, где я участвовал, атакующих было четверо. Бегая за центральным бойцом, я постоянно натыкался на спины своих союзников, и пытаясь пробить из-за их голов, думал только об одном — «парни, расступитесь, я ему сейчас втащу!». Но парни не расступались: втащить хотел каждый.
Трое — самая сложная компания для атакуемого. Один бьет спереди, другой сбоку, третий подкрался сзади. И места в постоянной круговерти боя всем хватает.
Другое дело, когда ты выбил одного из атакующего звена и их осталось двое. Красота! Во первых, ты сразу получил призовые очки за поражение одного бойца. Во вторых, остаток минуты ты бьешься против двоих — и поверьте, после трех противников — это просто рай!

Не бить в спину — это не про засечку
Сам формат боев, когда кто-то всегда находится сзади тебя, исключает запрет на удары по затылку и спине. Запрещены целенаправленные удары по позвоночнику (мы ж не изверги), но если ты бил по почкам, а попал по хребту из-за того, что противник сместился — никто сильно ругать не будет. Правда обычно по почкам не бьют, от этого мало толку — проще метким толчком под зад уронить или выбить центрального противника с площадки.
В затылок бьют, хоть это и не так просто. Спина — довольно простреливаемый участок у центрального бойца, так как бить за спину учатся с самого начала. Да и голова закрыта шлемом и постоянно двигается. Тем не менее, жесткие попадания случаются: как рассказывал один московский боец, не раз бравший абсолютку в засечке, однажды ему так зарядили по затылку, что все пластиковое забрало равномерно залило кровью, брызнувшей из носа.
Тяжелым в засечке проще, чем легким
Все бойцы разделены всего на три весовые категории — легковесы, средняки и тяжи. Но так как засечка — недавнее изобретение, бойцов на все категории не хватало. Тогда создатель засечки — Дмитрий Вершинин, в сети более известный как Рудияр, объявлял «абсолютку» — бои со смешанным составом участников вне зависимости от весовой категории.

И вот тут тяжеловесы давали всем о себе знать. Конечно, легкий боец более вынослив, быстр, и за ним непросто угнаться. Но это в первом круге боев, где можно бить только руками. А вот там, где можно толкать, проблем с ними почти не возникало — пара жестких толчков, и противник улетает за границу площадки.
Да и удары чувствуются совсем по иному. От легковеса не прицельные — то есть не в нос, челюсть или глаз, удары воспринимаются как такое постукивание по черепу, с легкими искрами в глазах. Другое дело тяж — когда я весил всего восемьдесят кило (эх, далекие времена), тот же москвич-чемпион в ответ на мой коварный лоу сзади так отоварил меня наотмашь кулаком, что я улетел вверх тормашками, подарив ему досрочную победу, а себе —легкий гул в голове.
Засечка любит разнообразие
Чтобы хорошо выступать по определенным правилам — нужно тренироваться именно под них. А засечный бой — само по себе крайне необычное занятие, поэтому требует особой подготовки, методики передвижений и ударов. Но это не мешает засечникам проводить открытые турниры, куда могут, при наличии медицинской справки и спортивной страховки заявиться все желающие. Были у нас и тайцы, и боксеры, и борцы — все уходили довольными, с синяками и грамотами.

Судя по последним новостям, в турнирах уже участвуют и девушки — сам я закончил соревноваться в 2017 году, и уже не застал этой красоты. Конечно, девчонки бьются друг с другом, но уже сам выход на такие жесткие соревнования — подвиг.
Площадка имеет значение
Сейчас бои проходят на специальном покрытии в зале: оно ровное и на него приятно падать. Но так было не всегда. Первое время турниры проводились в Слободе, где долгое время и проживал создатель засечки Рудияр. И тогда все зависело от погодных условий. Площадку делали на поле, заросшем травой и утоптанном постоянными тренировками. Небольшие кочки и ямки всегда были в наличии, чем сильно осложняли передвижение.
Бились мы и на снежной площадке, правда, во времена до турниров — когда нужно было еще отработать саму суть боев. Прыгать по площадке, где постоянно можно провалиться в снег — то еще удовольствие.

Но настоящий дзен мы познали на втором турнире в Слободе, когда на весь день зарядил дождь. Поверхность была не только неровная, но и чертовски скользкая из-за грязи. Навернуться можно было не только от толчка или пинка противника, но и от своего слишком активного замаха при ударе.
Засечный бой — уникальное явление, только набирающее свою популярность. Оно брутально, но спортивно, и если вам хочется боевой экзотики, не выезжая за границы нашей страны — приезжайте на ближайший турнир, где вас с удовольствием отлупят трое дружелюбных парней, а если повезет — то и девчонок.
подсекайте посоны
Когда занимался combat jiu jitsu практиковали такие развлечения
Я так и не понял в чем смысл =
редакция, куда лучше (быстрее) писать про опечатки/косяки в статьях? у меня профдеформация, я ошибки вижу как рентген переломы
Так пишите прямо тут. Редакторы/ авторы часто комменты читают
Очередная попытка создать посконно-домотканное боевое исскуство с порятнками и балалайками по утрачаным казацко-арийско-славяно-ведическим техникам? )))
Да, на стрелах перуна прилетело прямо из палеолита.
Скрестить их с «фехтовальщикаси на лыжных палках» — вот будет потеха!
https://disgustingmen.com/blog/zv-izmaylovo/
экое кирикуку
во вьетнамском вин чун — обычная часть тренировки почти с самого начала и экзаменов
С учетом того, что можно бить в затылок и по спине – странно, что до сих пор не погиб никто. Повреждения печени-почек скорее всего еще проявятся в будущем. А разрешение на удары в затылок это вообще полная жесть. Далеко за гранью не то что разумности, но даже вменяемости. Психи вы, короче.
Рудияр на фотке похож на Брюса Уэйна (Кристиана Бейла). И он бился в тюрьме против 7 китайцев.)
Я редко ругаюсь в комментариях, но здесь скажу четко: это полная ебала. И я даже не вижу смысла объяснять почему, поскольку все очевидно и так.
миллениалы открыли бойцовский клуб
Какая-то кринжовая маргинальная хуита от нацболов. Так можно у любой разливайки потренироваться в засечном бое не выезжая за пределы района, где вас отлупят местные дружелюбные алкаши и даже не надо к нацистам ездить. А потом еще бонусом менты посадят на бутылку, опять же не выезжая с района. Тоже, кстати, неплохая идея — разрабатывать жопу под бутылку, можно ввести в засечный бой как дополнительную дисциплину.