Пару дней назад у меня случился Саморост. Решив часок посидеть за «какой-то наркоманской хренью», я в результате провел в нейнесколько неожиданно красочных часов. Samorost 3 — это приключенческая игра в жанре point-and-click, и попутно чуть ли не единственная причина не хоронить эту механику в 2016.
Самая суть игры и то, ради чего она существует — попытка передать психоделический опыт с помощью тех средств, которые предоставляет геймдизайн. За внешней дурашливостью тут скрывается причудливый, а иногда и вовсе пугающе странный и чуждый мир. Непонятные сюрреалистические ландшафты, прущие прямо из самого подсознания авторов — вот главная фишка игры и попутно фон ее событий.
Всю серию Samorost, так же как и более известный Machinarium, создал чешский дизайнер и художник Якуб Дворски и он явно угорает по мхам, макросъемке, структуре хитина, листьев, дерева и шерсти. Все в игре буквально пропитано оргазмической жаждой прикоснуться к будоражащим шершавым и живым природным текстурам. Как хотите так и понимайте это, но лучше тут не скажешь.
Герой серии Samorost и третьей части, в том числе, — некое непонятное существо в белой пижаме, которое принято называть просто «гномом». Зная о сюрреалистичности игры, легко понять, что это — довольно явная метафора человека, погруженного в сон и путешествующего по фантастичным, не поддающимся обычной логике мирам. Гном живет в космосе, полном живых планет, каждая из которых летает по своей орбите, отличается уникальным характером, ландшафтом и ролью в местной вселенной. То есть мы имеем дело с очень оригинальным решением: планеты — это одновременно и место действия и как-бы второстепенные герои игры.
Сюжет игры подается с помощью образов и движущихся пиктограмм. Все намеренно сделано так, чтобы отойти от привычной нам словесной структуры повествования. В целом история выглядит так: герой-гном живет в обсерватории, наблюдая за живыми планетами, по которым он путешествовал в предыдущих частях, и решает посетить их. Построив себе летательный аппарат из обрезанной пластиковой бутылки и гигантского гриба, он отправляется в бродяжничество по открытому космосу и этим мирам. Попутно наш герой узнает о драматических событиях, которые затронули вселенную игры.
Из весьма мутных и неявных намеков мы понимаем, что когда-то существовал, а может и ныне существует, некий страж, который охранял все существующее здесь от зла. В какой-то момент, ему это надоело и из космического праведника он стал космическим циничным мудаком. Ломая и сжигая все на своем пути, он делает это скорее из хулиганских побуждений — ему все осточертело и он полон ненависти. Так ли это в действительности, и что было дальше мы узнаем по ходу прохождения.
Механика point-and-click в наши времена выглядит ограниченной, как-бы не сказать, убогой. Но Дворски выжимает из нее максимум возможностей. Вам предстоит не только ходить и кликать по интерактивным элементам, но делать это неожиданно разнообразно. Герой-гном не просто взаимодействует с миром вокруг себя, у него есть некая волшебная дудка и эм, магические грибы, которые ему подарил шаман. С их помощью герой в ночной пижаме способен не только слышать звуки, которые издают живые, но дремлющие планеты, но и визуализировать получившиеся мелодии. Весь мир вокруг шлет ему мыслеобразы, зашифрованные в виде звуков, и наш маленький психонавт должен их расшифровать.
В результате, Samorost 3 оказывается не столько игрой, сколько интерактивной экскурсией по сюрреалистическим ландшафтам. Местный мир завлекает, но сам по себе не пытается рассказывать свои секреты и что-то объяснять. Чтобы понять, что здесь вообще происходит, придется потрудиться за хитроумными, но захватывающими загадками. Эта игра — одна из немногих, где паззлы не утомляют изощренностью, а заставляют присвистнуть от удивления. Все это вместе с психоделическим сюрреализмом и чувственной мастурбацией на восхитительные текстуры делает Samorost 3 лучшим симулятором психоделического опыта.
Итого — 9 из 10