Blizzard анонсировала StarCraft 2 в 2007 году — спустя почти десять лет после релиза первой части. При этом, несмотря на формальный выход 27 июля 2010-го, свою финальную форму StarCraft 2 приняла лишь к 2017 году — это был по-настоящему долгий путь. А все из-за того, что в Blizzard решили расщепить игру на три части, поочередно выпуская сюжетные кампании за терранов, зергов и протоссов, параллельно шлифуя баланс и добавляя новых юнитов — настолько масштабный получался проект. Но с Wings of Liberty все началось. А потому и любовь к ней особенно сильна.
Для начала: StarCraft 2 — это просто качественная классическая RTS, строгая, но максимально собранная.
Это игра не про эксперименты. В ней нет масштабов Total War или Supreme Commander; нет сильного упора на RPG-составляющую как в SpellForce или близардовской же Warcraft 3; нет перекоса в экшен, как в Company of Heroes или Warhammer 40.000: Dawn of War 2. Вторая часть StarCraft — это все та же RTS из конца девяностых, просто похорошевшая и доведенная практически до совершенства.
И это объяснимо. Оригинальная StarCraft стояла у истоков формирования современного киберспорта, а ее популярность в девяностых и начале нулевых — настоящий феномен. Разумеется, разработчики StarCraft 2 не могли закрыть на это глаза и изначально делали игру как дисциплину, убиваясь по балансу и сохранению главных черт оригинала. Нельзя было сломать все то, что уже работало, а ломалось оно легко. Поэтому игра и вышла такой строго-лаконичной — это ее лицо и узнаваемый, любимый многими стиль.
StarCraft 2 все еще жива (приуроченное к юбилею большое обновление вышло буквально вот-вот) и так долго живет она как раз благодаря своему балансу и, конечно же, онлайновым сражениям с турнирами. Из нее же в 2015 году выросла целая Heroes of the Storm, которая одно время тоже была заметной дисциплиной. О киберспорте и стоило бы говорить больше всего… но я люблю StarCraft 2 за другое.
В StarCraft 2 потрясающей саундтрек.
Музыка конкретно Wings of Liberty — это совершенно незаконная смесь. В ней одновременно и пафос «Звездных войн»; и возвышенное фэнтези в стиле World of Warcraft; и военно-маршевое настроение; и классический метал вперемешку с психоделикой; и эмбиент; и большая доля уютного пыльного блюза. И все это может внезапно смешаться в пределах одного трека. Благодарить за столь выдающийся звук стоит четверку композиторов: Гленна Стэффорда, Дерека Дьюка, Нила Акри, Расселла Брауэра.
Саундтрек игры настолько хорош, что говоря о Starcraft 2, я действительно в первую очередь вспоминаю его. На нем держалась значительная часть атмосферы игры — каждая нота была подогнана под общую стилистику Wings of Liberty, под настроение кампании. Но и в отрыве от StarCraft 2 эта музыка слушается замечательно — как самодостаточный и довольно авангардный инструментальный (почти) альбом. Иногда он звучит немного старомодно, как саундтрек видеоигры из девяностых — но это лишь добавляет музыке шарма. Именно саундтрек Wings of Liberty раз за разом оживлял для меня StarCraft 2 — сколько раз я запускал игру вновь, когда плеер на «шаффле» подкидывал мне треки Public Enemy или Heaven’s Devils.
Wings of Liberty — это крутой космический вестерн, в который можно вкатиться, ничего не зная о лоре StarCraft.
Собственно, так было и со мной. Во времена оригинальной StarCraft у меня не было компьютера, а когда он появился, все уже играли в Warcraft 3, так что было не до «Старкрафта». Ко второй части я подошел без бэкграунда, ничего не зная о сюжете серии, но игра все равно смогла меня поймать. Продала мне печально бухающего в пустынном захолустье Джима Рейнора, мечтающего свергнуть космическую диктатуру и помотанного жизнью Тайкуса Финдли, закованного в силовую броню. В опрокидывающем вискарь Рейноре и затягивающегося сигарой Тайкусе больше атмосферы, чем в иных играх целиком.
Отдельный кайф — следить за тем, с какой скоростью растут масштабы происходящего. Наблюдать, как выползают на свет призраки прошлого Рейнора и как его личные цели перемешиваются с более масштабной историей о спасении всего человечества. Многие повороты кампании Wings of Liberty — это довольно клишированная боевая фантастика, но поданы они отлично. Они затягивают, задают нужный градус пафоса и дают достаточно контекста новичкам. Да и героям сопереживать легко — прописаны они детально, мотивы у всех понятные и однозначных мудаков среди них нет, даже у диктатора Менгска своя правда.
Кампания Wings of Liberty эталонно срежиссирована на всех уровнях.
У Рейнора в игре есть полноценный хаб — сначала атмосферный «ковбойский» бар, а затем целый корабль «Гиперион». И в этих хабах между миссиями можно «побродить», пообщаться с другими героями, с членами команды Джима, да и просто поглазеть на очень детальное окружение. Для RTS это был совершенно новый опыт — возможность без прикручивания гибридных экшен-механик (как в той же SpellForce) быть ближе к персонажам, на которых ты чаще смотришь из под облаков или не видишь вовсе. Отчасти именно эти мирные эпизоды и сделали StarCraft 2 высшей точкой для сюжетных стратегий.
Да и катсцены Wings of Liberty (и уж тем более последующих кампаний) до сих пор смотрятся отлично — даже несмотря на то, что поставлены они почти всегда на движке игры. Картинка в игре вообще мощная — не только в роликах, но и непосредственно в бою. Возраст StarCraft 2 в ее визуале практически не ощущается.
В Wings of Liberty отлично поставлен и непосредственно RTS-геймплей.
Разработчики очень редко прибегали к схеме: «Побыстрее построй свою базу и разгроми вражескую». Почти в каждой миссии свои более узкие цели и условия, а строительство и производство юнитов — лишь средства их достижения. А еще в дело нередко вступают неприятные внешние факторы — например, лава, заливающая все низины на карте через равные промежутки времени. Все это делает кампанию чем-то большим, нежели просто серией боев с ботами, как это часто бывает в RTS. StarCraft 2 — это крайне умный стратегический экшен, который умеет создавать напряжение не хуже лучших игр от первого лица.
Да и прокачка технологий разнообразила прохождение — в зависимости от того, в каких юнитов и как ты вкладываешься, меняется твой стиль игры. Так что запала кампании Wings of Liberty легко хватает на два, а то и три прохождения. А ведь таких кампаний три штуки!
StarCraft 2: Wings of Liberty бесплатна.
Это огромный плюс. Когда все три куска StarCraft 2 собрались в одну большую игру, она обзавелась триал-версией, в которую целиком входит кампания Wings of Liberty. Рекламируешь ее другу, расхваливаешь, заинтересовываешь и в финале хук: «Чувак, ты можешь прямо сейчас в это поиграть, платить не нужно». Этим сегодня и стоит заняться. Тем более потом сверху, прямо на бесплатную версию, можно и модов с кастомными фанатскими картами накатить.