На пороге Fallout 76. На улице — осень и анабиоз. Листья, шелестя в предсмертных муках, летят к земле. Плешивые псы воют где-то за гаражами. Хочется чего-то такого, что соответствует окружению. Чего-то апокалиптического. И ни одна из видеоигр не вызывает во мне такого ощущения Конца Времен, как Attilla.
Да, есть потрясающий момент в Fallout 4, когда ты вместе с семьей бежишь в убежище и в последний момент замечаешь ядерный гриб. А в Darksiders ты и вовсе играешь за всадника Апокалипсиса. Да и вообще, игр про Армагеддон уже больше, чем женщин-военачальников во втором Rome: Total War. Но именно Attila дает непередаваемое ощущение Конца Света в процессе. Ты не выживаешь после, ты не пытаешься предотвратить его до, вся игра существует исключительно в рамках Апокалипсиса и строится на упоении им.
Один из самых запоминающихся моментов в игре, когда липкий холод пробежал у меня по спине, произошел именно здесь: «Мать твою, неужели это возможно?!».
Лениво балуясь пиратством, играя за вандалов, я совершенно потерял счет времени и однажды, приплыв грабить север Средиземноморья, обнаружил, что его просто нет. Это как прийти в ближайшую «Пятерочку», только чтобы обнаружить, что здание за ночь снесли подчистую.
Городов попросту не было. Они были стерты с лица Земли. Открыв карту, я обнаружил, что та же участь постигла половину всего мира. От Кавказа и до Центральной Европы не осталось почти ни единого города. Чертовы гунны просто взяли и сожгли целый мир. От неожиданности я присвистнул. Стало понятно: пока я забавлялся, нежно пощипывая Римскую империю за попку, реальные пацаны развлекались по-настоящему.
Мне хотелось материться от восхищения: «Что ж вы творите, нехристи?». Зачем было уничтожать ВСЕ? А просто так. Слабые должны умереть от меча, а сильные — от голода — когда вытопчут всю плодородную почву мира и сожгут дотла все поля пшеницы.
А потом, как-будто было мало гуннов, начало глобально ухудшаться плодородие. Если вы не в курсе, это еще одна механика в Attila. На случай, если ты такой хитрый, что, как и я, переждал нашествие кочевников в уютных складках ландшафта. Жрать вдруг становится нечего. Народ начинает мереть как мухи. Избежать стагнации смогут только редкие счастливцы.
Оставшиеся орды германцев и славян шарахались по всему миру, ища место, где нет гуннов, но есть хотя бы сносная почва. Эти оборванцы настолько оголодали, что сунулись ко мне, на острова Средиземного моря. Грабить пиратов! Вот это я понимаю, ощущение Конца Времен.
Когда крестьяне настолько оголодали, что нападают на каннибалов и сжирают их, поневоле осознаешь, насколько все кошмарно.
Но главное: в этом контексте привычный захвати-их-всех Total War делает неожиданный и резкий крен в сторону RPG. Я бы даже сказал, что Attila — одна из лучших ролевых игр о выживании в Апокалипсисе, но рискую перегнуть палку и растерять последних читателей.
Легко понять, почему Attila многим показался провальным. Внешне это получился все тот же Total War, но что-то в нем оказалось не так. Какая-то червоточина, не дающая покоя тем, кто любит классику серии. А штука в том, что здесь не надо покорять и властвовать. Здесь надо приспосабливаться и следовать альтернативным ролевым моделям. Парадоксально, но чем больше тут преуспеваешь в начале, тем больнее будет падать в конце. Большинство фракций игра вообще подталкивает к бомжеванию и бродяжничеству.
Зачем захватывать десять римских провинций, если можно их просто постоянно грабить? А тупые римляне пусть сами тратятся на их развитие. Почему бы не бросить все свои родные земли прямо посреди игры и не откочевать на Запад, когда стало слишком жарко?
Владеть империей здесь — это не успех. А вот стать частью хаоса — это достойно и интересно.
Единственный способ получить от Attila максимум — наметить небанальные цели и следовать им ради выживания вашего народа. Взять славян, откочевать ими в Эфиопию и принять эфиопское православие — почему бы нет (было чертовски весело). Захватить вандалами все острова Средиземного моря и жить там пиратским государством, паразитируя на Риме — невероятно увлекательно. Отхватить люлей от гуннов, играя за ирландцев (как тебе такое, Кухулин?) — тоже небанальный опыт.
И все это время не покидает ощущение того, что ты занимаешься серфингом на волнах Армагеддона. Он не случился, он происходит прямо здесь и сейчас — весело и бесшабашно — и ты в нем как рыба в воде. В большинстве игр речь идет о временах после, когда жизнь уже налаживается. В основном благодаря главному герою, конечно же. Здесь — нет, ты прекрасно знаешь, что дальше будет хуже и хуже. Остается лишь деградировать со вкусом и устраивать козлиные пастбища на развалинах Колизея.
А еще здесь есть показатели санитарии, и города можно засрать так, что в них будет невозможно жить. Но если ты — настоящий варвар, то тебе наплевать.