13 августа 2014 года Альфреду Хичкоку исполнилось бы 115 лет. Редакция Disgusting Men начинает публиковать серию материалов, посвященных творчеству одного из лучших кинорежиссеров в истории. Сегодня — рассказ об одной из самых мощных (и неизвестных широкой публике) картин британца, которую он снял в первые годы после переезда в Голливуд.
В 30-ые годы прошлого века Хичкок был самым популярным кинорежиссером в Англии. Каждый его фильм сопровождали невероятные аншлаги в кинотеатрах и огромные гонорары. После оглушительного успеха «39 ступеней», «Человека, который слишком много знал» и других картин режиссера замечают в Голливуде. Переезд Хичкока в Америку совпал с началом Второй мировой войны. В солнечном Голливуде, который находился вдали от военных действий, Хичу дали возможность продолжать снимать кино в комфортных условиях. Но, конечно, переезд на чужбину дался британцу весьма непросто.
Первую половину 40-ых годов многие называют слабейшим периодом в творчестве Хичкока. Будучи суперзвездой в Англии, в США режиссеру пришлось снова доказывать свою состоятельность. Какое-то время ушло на притирку к студийной американской системе и к голливудским суперзвездам. Еще сколько-то — на примирение с ужасами войны на родине. Но при этом именно 40-ые — один из самых увлекательных и неповторимых моментов в карьере режиссера. Под аккомпанемент мировой борьбы с фашизмом Хичкок выпускает сразу несколько интересных картин, главной из которых является «Подозрение» с великими Кэри Грантом и Джоан Фонтейн.
Молодые люди (Грант и Фонтейн) случайно знакомятся в поезде, но это ни к чему не приводит. Далее они встречаются на балу, который устраивает отец героини — отставной английский генерал — в своем роскошном особняке. Девушка мгновенно влюбляется в нового знакомого, и спустя какое-то время пара решает пожениться. Уже во время медового месяца героиня Фонтейн узнает, что ее муж — повеса, альфонс и разгильдяй с огромными долгами. Девушка упорно отказывается признавать, что совершила ошибку. Но любовь дает трещину, и она начинает что-то подозревать, когда друзья и знакомые мужа начинают умирать при необъяснимых обстоятельствах.
Испортить львиную долю удовольствия от просмотра «Подозрения» очень легко — достаточно лишь зайти в «Википедию» и прочитать, чем заканчивается исходный роман Френсиса Айлза «Перед фактом». Мы вам советуем этого ни в коем случае не делать и вообще ничего не читать о первоисточнике и самом фильме. Только при соблюдении этих условий история, рассказанная Хичкоком, обретает невероятную силу. Во многом из-за измененного финала, который британский режиссер переснял в угоду студийным продюсерам. Но — внимание, спойлер! — нелогичная концовка фильма в итоге придала «Подозрению» невероятную двусмысленность и глубину. К тому же, в этот финал, особенно сейчас, поверить легче, чем в почти театральную вендетту, которую задумывал Хичкок изначально (если кому-то интересно про финал, в той же «Википедии» есть подробный рассказ о нем).
Эндшпиль превратил «Подозрение» в новаторскую, уникальную картину — триллер, в котором нет ни одного убийства в кадре и, возможно, даже убийцы. Что-то подобное более 60 лет спустя повторит Дэвид Финчер в фильме «Зодиак», но там хотя бы присутствуют сцены насилия и убийств. Тут нет и этого — про смерть второстепенных персонажей герои узнают от третьих лиц или из газетных заметок. В какой-то момент вообще начинает казаться, что они не имеют никакого отношения к происходящему за кадром. Но Хичкоку только этого и надо: спустя 20–25 минут экранного вальсирования со зрителем, он вцепляется в него, как коршун, — и с этого момента оторваться от «Подозрения» невозможно.
Безусловно, «Подозрение» — не самый выдающийся фильм в карьере Хичкока. Здесь мастер еще не набрал ультразвуковую скорость, которую он впервые продемонстрирует несколько лет спустя в гениальной «Веревке». Но при всех проблемах (тусклое начало, слабая актерская игра в первых сценах) получилась знаковая кинолента, даже если не обращать внимание на любопытную смысловую конструкцию и фирменный хичкоковский саспенс. Именно за этот фильм, кстати, Джоан Фонтейн получила «Оскара» в актерской номинации (единственный подобный случай в творчестве режиссера), а Кэри Грант сыграл здесь одну из своих самых сложных ролей в карьере. В конце концов, «Подозрение» — это просто очень хороший триллер, обязательный к просмотру всем поклонникам режиссера и старого голливудского кино.