В античности не было бонусных карт для постоянных покупателей, поэтому почетный клиент какой-нибудь кондитерской мог получить в подарок абонемент на блудницу. Древние греки лояльно относились к проституции и в большинстве своем любили радости плоти. Бордели приносили регулярные налоговые поступления, мужчины сбрасывали там излишний пыл, а государство брало прокат чужих гениталий под свою опеку как перспективную отрасль экономики.
Жены, гетеры и потаскушки
Одного философа, который был застигнут в момент любовного акта, спросили, что он делает. «Порождаю человека», — ответил он весьма хладнокровно, нисколько не покраснев, как если бы его застали за посадкой чеснока. — Монтень
Чтобы понять, какую роль играла проституция в Древней Греции, нужно уяснить, что для грека тех лет существовали женщины трех видов. Все они, по его мнению, мало походили друг на друга: жены, гетеры и продажные девки составляли три разных категории, которые всегда воспринимались обособленно.
Отношение к жене было сугубо рациональным, она была нужна как средство продолжения рода, поддержания очага и чести семьи. Создание наследников считалось важнейшим долгом гражданина, более того, против неженатых и бездетных часто использовались те или иные санкции.
Обычные блудницы существовали для удовлетворения плоти — к ним в целом все относились с долей пренебрежения; где-то рядом с ними на социальной лестнице стояли рабыни-наложницы. Иными словами, здесь все по представлениям греков было разумно и строго: обычные проститутки нужны для успокоения тела, а жены — для выполнения долга перед обществом и воспитания наследников.
Немного в стороне от всего этого стояли гетеры, древнегреческий аналог куртизанок. Роль этих высокооплачиваемых проституток была гораздо сложнее и важнее, чем у простых потаскушек из портового района. Теперь подробности.
Публичные дома и портовые проститутки
Посмотри и увидишь, как с обнаженной грудью в тонких одеждах они выставлены в ряд на открытом солнце; ты можешь выбрать любую, какая понравится, — худую, толстую, полную, длинную, кривую, молодую, старую, среднего роста, зрелую… Любую из них ты можешь без всякого риска получить за незначительную сумму. — Афиней
Любопытно, что учреждение первых публичных домов приписывают Солону, мудрому государственному деятелю. Будучи человеком своего времени, он справедливо рассудил, что заведение, где можно будет чинно и за умеренную плату удовлетворить свою плоть — это хорошее и полезное место. Дом терпимости был призван снизить уровень социальной напряженности, отвлечь мужей от чужих жен, а юношей — от пьянства и глупостей. Главными центрами проституции, веселья и разгула в греческом мире были Коринф и Афины. Достаточно сказать, что бытовала поговорка в духе «нужно иметь стальные яйца, чтобы отдыхать в Коринфе».
Бордели строились на открытых местах, никто и не думал прятать столь важное для полиса место от людских глаз. Плата за вход была очень демократична, а местные дамы — дешевы. Как правило, такое заведение было народным и в плохом смысле: убранство комнат оказывалось довольно скудным, вина подавались весьма посредственные, а барышни не блистали красотой. Кроме того, стены часто разрисовывали скабрезными и глуповатыми фресками, целью которых было развеселить и возбудить простонародного клиента. Фактически, такие места были аналогом немудреной столовки для простого люда, но в мире секса.
Разумеется, существовали и проститутки, которые зарабатывали вне борделя, с сутенером или без. Некоторые приводили клиента в съемные дома, другие же работали в портовых подворотнях. Эти дамы были невероятно цепкими и предприимчивыми; их называли «пиратами Афродиты». Еще один показательный факт: многие девушки гравировали на подошвах сандалий фразы вроде «Иди за мной», чтобы оставлять на земле следы с такой надписью. И мужчины шли, и позволяли взять себя на абордаж.
Гетеры
Сама Природа требует от нас избрать наслаждение девизом нашей жизни. Цель всякого здравомыслящего человека — с величайшим восторгом срывать удовольствия. Подавляя стремление к ним, мы не становимся ни мудрее, ни счастливее. — Гераклид
Иное отношение ждало гетер, то есть «подруг», которые предоставляли мужчине совершенно особенные услуги. Формально их стоит называть проститутками, ведь они спали с мужчинами за вознаграждение. Однако при этом греки шли к гетерам за тем, что не мог предоставить им рационально устроенный семейный быт. Гетеры были полной противоположностью обычных греческих женщин: они сами распоряжались имуществом и жизнью, были образованы и начитанны, часто занимались искусствами и риторикой. Более того: гетера выбирала мужчину, а не наоборот.
В этом отлично раскрывается противоречие разума древнего грека: он свято верил в разум и логику, но при этом грезил о страстях. Гетеры решали это противоречие: они не только спали с мужчинами и не только развлекали их беседами на философские темы. Главная их роль была в том, чтобы обеспечить клиенту драму, вызвать у него сильные эмоции.
Вот в чем ирония — древний грек был готов платить гетере за то, что мы, современные люди так не любим в отношениях с женщинами: истерики, слезы, страсть, которая сменяется холодом и, наконец, жестоким разрывом. Нам это может казаться совершенно невероятным, но многие из мужчин тех лет были рады поверить в верность гетеры только за тем, чтобы вскоре испытать горечь измены и расставания.
Почти за каждым известным и значимым греком стояла его гетера, которая, так или иначе, оказывала влияние на него. К примеру, Аспасия была любовницей Сократа и военачальника Перикла. Первому она подкидывала философские идеи, а для второго стала политическим советником и, впоследствии, женой. Другая история о гетере, которая взошла на самую вершину — это история Таис Афинской. Будучи гетерой при Александре Македонском, именно она предложила сжечь столицу Персов в качестве политического акта. Уже после смерти Александра Таис стала женой царя Египта, Птолемея Первого.
В общем, сравнивая их с обычными портовыми товарками, гетер можно назвать чем-то вроде зажиточных частных предпринимателей, тогда как обычные работницы борделей могут быть отнесены к классу пролетариев. Обычные проститутки получали в среднем в 10 раз меньше, имели гораздо меньше прав и работали в довольно мерзких условиях. Гетеры же могли скопить крупные состояния и в дальнейшем даже вкладывать их в более «мужские» виды бизнеса, например в торговлю. Или пиратство. Греки слабо разделяли два этих ремесла.
Первая в мире философская школа зародилась в городе Милет, и с тех пор он известен именно как родина всей западной философии. До этого прекрасного события Милет был знаменит как самый крупный поставщик баубонов, то есть фаллоимитаторов. Они продавались по всей ойкумене: от Египта до Балкан, от Малой Азии до Испании. В мире, где жены обязаны были сидеть дома, а мужчины развлекались в борделях, баубоны были единственным утешением для домохозяек.
Отдельная благодарность Степану Ионову за помощь в художественном оформлении статьи.