Представьте, что вы в полном одиночестве идете по темному лесу и вдруг слышите ЭТО. Звук, напоминающий одновременно истошный визг человека, которого свежуют заживо, и вопль полчища демонов, вырвавшихся в наш мир из Шибальбы.
Удивительно, но это не человеческий крик, и не фрагмент студийной озвучки хоррора, а звук, который издают ацтекские свистки смерти.
Вот вам отдельно вопль жертвы каннибалов (аккуратнее, очень громко!):
А вот — самые что ни на есть демоны из ацтекской Преисподней:
Эти артефакты ацтекской культуры нашли относительно недавно, в 1999 году, во время раскопок в историческом районе Мехико под названием Тлателолько. Археологи нашли обезглавленный скелет 20-летнего индейца, которого принесли в жертву примерно 650 лет назад в храме бога ветра Эекатля. У ног юноши нашлись два странных артефакта: небольшие керамические предметы в виде черепов, в которых нашлись непонятные отверстия и полости. Судя по всему, при погребении их вложили в левую и правую руки юноши.
Некоторое время никто не придавал особого значения находкам, до тех пор, пока кому-то не пришло в голову в них подуть. Звук получился душераздирающим — в нем и хрип мертвеца, и визг боли, и черт знает, что еще. Одна эта маленькая находка ощутимо дополнила наши знания об ацтеках. Теперь мы знаем, как звучала их ритуальная музыка — и звучала она невероятно жутко.
Представьте, поставить такой свисток на чайник:
Изучать находку, которую тут же окрестили «свистком смерти» принялись не только археологи, но и инженеры и даже медики. Последние пытались выяснить — возможно, подобные звуки использовались в ацтекской медицине и способны ввести человека в состояние транса. Оказалось, они могут разве что нагнать жути и, собственно, для этого они и использовались.
Наибольших успехов в изучении свистков смерти добились не историки, а мексиканский инженер-механик Роберто Веласкес. Он потратил несколько лет на создание рабочих моделей и изучение феномена этих звуков. Оказалось, что добиться чего-то подобного не так-то просто — нужно, чтобы в свистке сталкивались два потока воздуха, это-то столкновение и дает необходимый эффект.
А вот как в теории могла звучать ритуальная музыка с применением свистков смерти:
Судя по тому, что свистки смерти клали в могилы принесенных в жертву, можно сделать вывод о том, что они имели ритуальное значение и были связаны со смертью. Учитывая, что жертва была принесена в храме бога ветра, стоит предположить, что они также связаны и с его культом.
Кроме того, у соседних майя бытовал такой обычай: во время погребения рядом с усопшим играли на особых свистках. Они звучали не так жутко, но зато имели явное отношение к загробному миру: согласно поверьям, их звук помогал душе найти путь на тот свет. Свистки смерти могли выполнять похожую функцию.
Кроме того, гипотетически такие инструменты использовали во время войн. Представьте, какой эффект на вражескую армию оказал бы звук тысяч свистков смерти. И не забудьте про то, что люди тогда были гораздо суевернее и легко поверили бы в нападение армии демонов.
Здесь звуки свистков наложили на звуки битвы, чтобы было легче представить их боевое применение:
К сожалению, дальнейшее исследование этих артефактов пока невозможно. Образцов найдено не так много, приходится довольствоваться гипотезами. Зато за последние несколько лет ацтекские свистки смерти обрели популярность. Их делают с помощью 3D-печати, их современные версии отлично расходятся на Хэллоуин, а многие группы используют их в своих записях.
Убедиться в том, что это не просто записи сиплых криков, поможет видео, где потомок ацтеков играет на свистке смерти:
Однако главная тайна свистков смерти — почему для проинформированного человека они звучат так невыносимо смешно.