Слово «капоэйра» вызывает стереотипный набор ассоциаций: солнечные пляжи Бразилии, веселые песни и музыка, загорелые люди и ловкие акробатические движения. В наше время это оправдано: сейчас для большинства изучающих капоэйра — не более, чем зажигательный танец с элементами драки. Но когда-то это боевое искусство было гораздо жестче и агрессивнее, а в руках у «танцующего» могло быть припрятано лезвие. Если знать ее истоки, становится понятно, что в условиях своего возникновения капоэйра была крайне полезна. В свое время, в джунглях Амазонии, где обитали беглые рабы, никому и в голову не пришло бы считать ее «всего лишь танцем».

Наследие республики беглых рабов:
История капоэйры

капоэйра история капоэйры боевые искусства африки отвратительные мужики disgusting men

21 апреля 1500, Педро Алвэйрс Кабрал и его команда прибыли в Бразилию, объявив ее собственностью Португалии, и там образовались обширные колонии, население которых было поделено на белокожих плантаторов и индейцев-рабов. А так как местное население начало бешеными темпами вымирать, европейцы стали завозить себе рабочую силу из Африки.

капоэйра история капоэйры боевые искусства африки отвратительные мужики disgusting menУсловия жизни новоприбывших рабов создали благоприятную среду для внутреннего сопротивления, которое вылилось в многочисленные побеги и редкие восстания. При тотальном превосходстве рабовладельцев в оружии и выучке, бунты быстро подавлялись. А вот с побегами дело пошло совсем иначе, ведь рядом раскинулись бесконечные джунгли, где рабы находили свободу и даже создавали свои поселения — киломбас. О количестве бежавших можно судить даже по тому, что самое крупное такое поселение, Киломбо дос Пальмарес в районе Пернамбуко, существовало на протяжении всего XVII века. Причем в эпоху расцвета «Пальмовой республики» (1645 г.) оно насчитывало до одиннадцати тысяч жителей и продержалось под постоянными атаками и блокадой португальцев более семидесяти лет.

капоэйра история капоэйры боевые искусства африки отвратительные мужики disgusting men

Именно в этом горниле постоянных стычек с хорошо вооруженными и обученными белыми и создалась основа для нового боевого искусства свободных — капоэйры. После разгрома основных поселений, эта система перекочевала в поселения рабов на плантациях, где добавились несколько важных ее составляющих и появилась главная особенность — маскировка под танец. Ведь никто из плантаторов не разрешил бы своим рабам тренировать боевые искусства, а на песни и пляски смотрели сквозь пальцы — пока поют, не восстанут. Тут же использовались музыка и песни: в круге зрителей, который назвался «рода», они не только задавали ритм бойцам, но и пением предупреждали о том, что у одного из противников мог быть нож или приближается надсмотрщик. При его приближении все начинали танцевать, скрывая изначально происходившее в круге.

Символ капоэйры — это беримбау, музыкальный инструмент, напоминающий лук, состоящий из метровой палки и струны, а также полого ореха. Именно беримбау — основа музыкального сопровождения капоэйры. К тому же, в случае опасности, этот инструмент легко превращался в оружие — крепкую палку, к которой иногда привязывали лезвие.

капоэйра история капоэйры боевые искусства африки отвратительные мужики disgusting men

Вообще, три важных признака капоэйры напрямую происходят из особенностей ситуации, в которой оказались люди ее практикующие. Первое — это танец, о нем сказано выше.

Второе — упор на уклоны, постоянное движение и разрыв дистанции с неожиданными и зачастую подлыми атаками исподтишка. Часто они производились со спины или по другой непривычной или неожиданной для человека траектории. Эта особенность возникла из-за того, что чернокожему противостоял вооруженный холодным, а зачастую и огнестрельным оружием противник.

капоэйра история капоэйры боевые искусства африки отвратительные мужики disgusting menЕсли от многозарядного револьвера уклониться практически нереально, то от одиночного выстрела из ружья при небольшой доле везения — можно, а дальше нужно было уйти от удара прикладом или штыком и после этого атаковать. Тот же вариант — если у противника сабля или хлыст. Так как в те времена револьверы были редкой новинкой в домах плантаторов и были необычайно дороги (да и не всегда надежны), такая схема движений была вполне оправдана.

Ну и третья особенность — опора на удары и подсечки ногами, когда руки используются в основном для баланса, а также опоры на землю, толчков и бросков. Удары голыми руками в капоэйре минимальны. Это тоже объясняется довольно просто. Во-первых, в руке по возможности была палка, камень или нож, поэтому смысла большое внимание уделять ударам голыми руками не было. А, во-вторых, часто у раба были скованны или связаны руки, и умение эффективно биться, не используя, или минимально используя их, было жизненно необходимо.

капоэйра история капоэйры боевые искусства африки отвратительные мужики disgusting men

Культурной же основой для возникновения капоэйры стали традиционные африканские боевые танцы, которые в разных племенах использовались для разных целей. В основном это были танцы-инициации, когда юноша показывал свое боевое умение, перед тем как ему давали мужской статус, или просто праздничные пляски, где мужчины демонстрировали свою выносливость и ловкость перед женщинами племени.

После отмены рабства в 1888 году, темнокожее население получило гражданские права. Но равноправие, как обычно, оказалось только на бумаге, ведь все ресурсы и собственность были в руках бывших рабовладельцев, а бывшие рабы были вынуждены ютиться в трущобах и наниматься на самую низкооплачиваемую работу. И естественно, что в таких условиях расцвела уличная преступность, элиту которой составили бойцы капоэйры, часто выполнявшие обязанности киллеров или охраны криминальных авторитетов.

капоэйра история капоэйры боевые искусства африки отвратительные мужики disgusting men

Дошло до того, что власти запретили занятия этим боевым искусством и сажали в тюрьму тех, кто продолжал ее практиковать. В эти времена появляется еще одна особенность капоэйры — боевые имена. Каждый боец, прошедший обряд инициации под названием «батизада», получал прозвище, апелидо, по которому его и знали другие. Поэтому, если полиция ловила одного из них, тот не мог даже под пытками выдать своих товарищей — он просто не знал их реальных имен.

Отцы-основатели:
Самые известные патриархи капоэйры

И, наконец, третий этап становления капоэйры — ее легализация. Она связана с именами двух людей: местре Бимба и местре Паштиньо («местре» — так бразильцы называют особо выдающихся мастеров). Они же — отцы-основатели двух основных направлений в современной капоэйре, то есть «Режионал» и «Ангола».

Местре Бимба — сторонник жесткого стиля

капоэйра история капоэйры боевые искусства африки отвратительные мужики disgusting men

Мануэль дус Рейс Машаду, или Местре Бимба, родился в Сальвадоре и долгие годы практиковал капоэйру, работая грузчиком в порту, где были постоянные схватки между бандами за более выгодные заказы. В одной из таких банд он отвечал за пронос ножей мимо охраны порта. В те времена любой боец капоэйры носил с собой нож или бритву, так что на постах охрана обыскивала всех, отбирая любой острый предмет.

капоэйра история капоэйры боевые искусства африки отвратительные мужики disgusting menМестре наловчился таскать ножи, пряча их в буханках хлеба. Уже тогда мастер заработал прозвище «Три удара», так как укладывал любого своего противника не больше чем за три приема. Уровень его мастерства виден из газетной статьи того времени, в которой говорится, что он обезоружил и избил семерых полицейских, которые пытались его арестовать.

Мастер всегда считал, что капоэйра стала слишком похожа на танец и потеряла свой боевой потенциал, поэтому он включил в нее некоторые эффективные элементы из других искусств, и тренировал учеников в использовании различного оружия: палок, тесаков, ножей и бритв. После многих лет тайных тренировок и преподавания он, наконец, смог договориться с властями и в 1932 году открыл свою школу капоэйры, где преподавал ее и элите, и беднякам. Так и появилась капоэйра Режионал, отличающаяся жесткостью и направленностью на практическое применение.

Местре Паштинья — сторонник традиций

Висенте Феррейра Пастинья или Местре Паштинья пошел иным путем. Он считал, что капоэйра совершенна сама по себе, и главное — это сохранить уникальные традиции и культуру.

капоэйра история капоэйры боевые искусства африки отвратительные мужики disgusting men

Даже в названии своей школы он использовал слово «Ангола», так как считалось, что одной из основ капоэйры был африканский боевой танец нголо, а родиной многих бразильских рабов является именно Ангола.

Местре Паштинья был убежден в том, что боец должен быть ловким, гибким и хитрым, поэтому различным уловкам в его школе уделяется очень много внимания. Существует даже такой обычай — «шамада» или «вызов» — когда во время танца-поединка, один из бойцов либо пением, либо определенным жестом вызывает соперника, и тот должен подойти и взять его за руки, минуту двигаясь рядом с ним. И за эту минуту вызывающий должен нанести неожиданный и подлый удар или подсечку, а вызываемый — успеть среагировать на нее. Это учит бойцов хитрости и умению в любой ситуации ожидать удара.

капоэйра история капоэйры боевые искусства африки отвратительные мужики disgusting men

В 1941 году мастер открыл свою Академию Капоэйры Ангола, окончательно выведя ее на легальный уровень.

Современная капоэйра:
Имеет ли она смысл в уличной драке и MMA?

На современном этапе кроме этих двух основных направлений есть третье — Капоэйра Контемпоранеа, в котором стараются совмещать и практичность режионала и традиционность, а также приверженность уловкам и акробатике Анголы.

капоэйра история капоэйры боевые искусства африки отвратительные мужики disgusting men

Так что же на современном этапе представляет собой капоэйра? На самом деле впечатление довольно двойственное. С одной стороны, мастера говорят о всеохватности стиля, его универсальности, и это в какой-то мере соответствует истине. Судя по роликам и информации с обучающих сайтов, в капоэйре изучают и удары руками, и броски, и даже удары головой, «кабесада».

С другой стороны, видеоматериалы со спаррингов и соревнований демонстрируют отсутствие полного контакта, или малый контакт в действиях бойцов. Даже чемпионаты мира похожи на игру или танец, где нет ни одного полноконтактного удара или броска. А это говорит о том, что ученики не получают самый важный опыт — применение своего умения в действительно стрессовой ситуации, по противнику который не только сопротивляется, но и готов на жесткие действия.

капоэйра история капоэйры боевые искусства африки отвратительные мужики disgusting men

Следовательно, очень сомнительна возможность применения данных умений на улице, в реальном столкновении, да еще и в наших широтах, где полно верхней одежды и часто бывает скользко. Конечно, вполне возможно, что на тренировках бойцы спаррингуются и в полный контакт, но почему-то они это очень ловко скрывают, не выкладывая видео в сеть.

Впрочем, следует заметить, что существует как минимум один боец, применявший капоэйру в боях без правил. Речь о Маркусе Аурелио по кличке «Lelo». Проведя 11 боев, он получил 7 побед и 4 поражения и продемонстрировал, что при определенных условиях капоэйра может дать жару.

С другой стороны, он так и не стал официальным чемпионом чего бы то ни было. Да и нет других мастеров, дошедших до вершин ММА, вооружившись капоэйрой. Видимо, против серьезных бойцов ее приемы не так эффективны. Хотя, справедливости ради, элементы капоэйры, такие как удары ногами из неожиданных положений и умение отлично уворачиваться, применяют и некоторые бойцы с мировыми именами. К примеру, Андерсон «Паук» Сильва, про которого известно, что он несколько лет занимался капоэйрой в Бразилии, и, соединив ее с тайским боксом и бразильским джиу-джицу, создал убойный коктейль.

Другой громкий пример, как ни странно, — ирландец Конор Макгрегор. Его техника передвижении имеет в своей основе не только каратэ, но и капоэйру.

Что можно сказать в итоге? Если вы хотите развить в себе ловкость, умение отлично двигаться, выносливость, а также прекрасно проводить время, изучая культуру солнечной Бразилии — вам на капоэйру. А вот если вам нужно что-то жесткое и эффективное  в уличной драке — стоит позаниматься еще, как минимум, боксом или борьбой.

  • Дмитрий

    Очень интересно читать ваши тексты про единоборства. Ждем теперь рассказ про наше импортозаместительное самбо)

    • yaBoroda

      К стати да, я бы то же почитал

  • Павел Шаповалов

    Никогда не понимал претензий мол капоэйра не эффективна. Это такой же спорт, со своими правилами. Уменя такая же претензия тогда к олимпийской стрельбе из лука, почему они целятся по пол часа, вот наулице им времени не дадут

  • 00bruce

    Всегда было интересно, а есть какие-то боевые искусства (кроме капоеры), завязанные только на акробатике с ногами?

    • 00bruce

      Вот кстати еще в тему:
      https://www.youtube.com/watch?v=bNH0aVu0kN4

    • Kos

      тхэк ван до.
      Бокс ногами типа. Не так красиво, как капоэйра, но чрезвычайно эффективно.

    • Peter Molyneux

      погугли мэддисон кумитэ

  • Nikita Pushkarskiy

    Начал читать, когда в наушниках заиграла «Африка» Ляписа Трубецкого. Аутентично аж пздц

  • Смотрел черно-белое видео, на котором «играют» знатные капоэйристы. Брутальные здоровяки, машущие ногами, периодически выходящие на броски. Пару раз даже возникали потасовки. Думаю, сейчас капоэйра эффективнее, чем раньше, потому что органично смешивается с другими стилями.
    В любом случае, это охренительнейшее кардио и проработка всех мышц, растяжки и координации. И просто выглядит задорно.

  • Белый Штурмовик

    «Если вы хотите развить в себе ловкость, умение отлично двигаться»
    Добро пожаловать в вушу и нинджитсу.

  • Сева Григорьев

    Приятно узнавать, что кто-то пытается протолкнуть в массы ту мысль, что капоэйра далеко не танец. Сам занимался 7 лет, просто прекрасное единоборство. Ведь и правда с первого взгляда какой-то танец под музыку, да еще и под непонятные инструменты :).

  • Sergey Kulick

    Порадовали «Отвратительные мужики»! Я сам являюсь тренером по капоэйре и было очень приятно увидеть такую хорошую и грамотно написанную статью на любимом сайте. Спасибо!
    Одна правочка: «Символ капоэйры — это беримбау, музыкальный инструмент, напоминающий лук, состоящий из метровой палки и струны, а также полого ореха.»
    Это не орех. На португальском эта штука называется cabaça (кабаса) и это высушенная и обожжённая разновидность тыквы, которая у нас называется тыква-горлянка.
    По поводу жёсткости в капоэйре люблю иногда пересматривать эти два видео:)
    https://youtu.be/1UPgxdZW6CU
    https://youtu.be/GALA-WmCNHw

  • Помню, игра была про капоэйру в году 2008-м.

  • Илья

    «С другой стороны, видеоматериалы со спаррингов и соревнований демонстрируют отсутствие полного контакта, или малый контакт в действиях бойцов» — не совсем, в нашей школе, Abada-Capoeira, крупнейшей школе в мире с филиалами во всех крупных городах, почти на каждом чемпионате есть полный контакт. Зацените, например, это видео: https://www.facebook.com/cristiano.rozendo.5/videos/563298540533548/

    Другое дело, что основатель и президент нашей школы, ученик метре Бимбы местре Камиза, говорит, что капоэйра — это не битва, а игра, причем не «против» партнера, а с партнером. Поэтому главное, чтобы не было агрессии, и чтобы игра развивалась.