В 2017 году на телеканале HBO стартует сериал The Deuce, раскрывающий подробности процветающей индустрии порно 70-80х годов. Отвратительные мужики рассказывают о том, почему это время называют «Золотой эпохой» кинематографа для взрослых и как «Глубокая глотка» изменила мир.
В книге Николая Злобина «Америка: исчадие рая» есть целая глава, посвященная порноиндустрии в этой стране. 15-летнему периоду, продолжающемуся с 1969 по 1984 год , когда фильмы для взрослых дошли от подполья до кинотеатров, предшествовало время тотальной цензуры. Американцы учились говорить о сексе без стеснения, а по всей стране только начинали открываться первые нудистские пляжи. Общество хотело говорить обо всем, но из-за своей религиозности не знало, как это делать. Планомерная сексуальная революция, начавшаяся с журналов Playboy и Hustle, перешла в активную стадию — развитие индустрии порно.
Прежде чем люди начали смотреть полноценные фильмы, в 60-х на улицах Нью-Йорка появились специальные установки «пип-шоу», которые за деньги показывали эротические картинки. Одним из первых бизнес подглядывания освоил Марти Ходас: он показывал желающим не просто статичные изображения, а целые сексуальные сцены. В итоге к его «пип-автоматам» выстраивались очереди, и никого не смущало, что они смотрят порно в общественном месте. Люди были недовольны гнетущей цензурой и всеобщей закрепощенностью, от того хотели большего.
Начало «Золотой эпохе» положила легендарная порноактриса Линда Лавлейс и фильм «Глубокая глотка». До его выхода в 1972 году американцы тайком поглядывали откровенные ленты, но после — стали говорить о порно во всеуслышание. Сказались два фактора: первый — он был снят по четкому сценарию, с диалогами и даже неплохими шутками. Второй — долгая волокита с возрастными рейтингами и цензурой помогла создателям крутить «Глубокую глотку» в кинотеатрах.
Фильм рассказывал о женщине, чей клитор расположен не в привычном месте, а глубоко в горле. Почти два часа хронометража главная героиня всячески пытается достичь оргазма. Первым ей в этом помогает доктор, обнаруживший аномалию в строении ее половой системы. Режиссеру Джерарду Дамиано и команде понадобилось всего 25 тысяч долларов на съемки, зато сборы составили, предположительно, несколько сотен миллионов. Прибыль до сих пор точно неизвестна, потому как прокатом и спонсорством «Глубокой глотки» занималась мафия.
Чем популярнее становился фильм, тем быстрее его запрещали. Однако даже это не помешало массовому зрителю смотреть «Глубокую глотку» в кинотеатрах, на работе и устраивать частные показы дома. Культура порно только начала приходить в американское общество, поэтому ходить на откровенные фильмы компаниями считалось абсолютной нормой. «Глубокая глотка» стала главным авангардным порнофильмом того времени, задав основные штампы индустрии. Большинство из них работают до сих пор: наличие хоть какого-то сюжета , связывающего сцены секса, и больший упор на оральную технику.
Как рассказывала в своей биографии Линда Лавлейс, ей на почту приходили десятки писем от девушек со всего мира, желающих научиться у нее технике минета. Сама актриса спустя несколько лет призналась, что начала карьеру из-за домашнего насилия со стороны мужа. Она рассказывала, что на нее наставляли оружие прямо на съемочной площадке и не выплачивали даже половины обещанных денег.
Один из самых крутых фактов, связанных с этим порнофильмом, оказался замешан на политике. В 1972-1974 годах США и весь мир сотрясал Уотергейтский скандал, политическая заварушка, в результате которой президент Ричард Никсон был вынужден уйти в отставку. Случилось это благодаря тому, что некий анонимный и высокопоставленный информатор сливал компрометирующие данные о верхушке власти журналистам и полиции. Примечательным было то, что в прессе псевдонимом осведомителя была «Глубокая глотка». Да, именно так, в честь порнофильма, он даже фигурирует под этим кодовым этим именем в документах ФБР.
Хотела она того или нет, но Линда запустила период «порношика»: фильмы категории 18+ смотрели люди всех социальных классов, а обсуждали так, будто речь идет о фестивальном кино или артхаусе. Хотя индустрия уже научилась цензурировать такие ленты, а кинотеатры в половине штатов Америки строго отказались ставить их в прокат, популярность только возрастала. Как это обычно бывает, запреты никому не помешали, а только усугубили ситуацию. Чего стоит картина «Дьявол мисс Джонс», угодившая в десятку самых кассовых фильмов 1973 года, не имея широкого проката и дельной рекламной кампании. В основном, весь пиар делался за счет раздачи листовок и рассылки откровенных брошюр.
Порнографические произведения тех лет в наше время выглядят слишком уж своеобразно. Интернет избаловал зрителя: редкая студия выпускает длинные фильмы — большинство предпочитают сцены в 15-20 минут. Винтажные картины также не стоит смотреть полностью, если вы, конечно, не хотите посмеяться. Исключение— лента «Табу », 1980 года: она одна из первых затронула тему инцеста и не постеснялась показать позу «69». Помимо этого, режиссер Кирди Стивенс умело обыграл тему сексуального недопонимания между мужем и женой, которые состоят в продолжительном браке. Главную роль исполнила Кэй Паркер, в результате ставшая настоящей порно-звездой, сцены с которой до сих пор легко найти на понятно каких сайтах. А у «Табу» были десятки сиквелов, в паре из которых снова сыграла Паркер.
«Я знала несколько женщин, которые стали жертвами инцеста. Когда мне предложили сняться в подобном, я долго обдумывала решение. Но в итоге кто-то все равно взял бы мою роль, поэтому пришлось согласиться, чтобы вложить в свою роль чувствительность и сочувствие», — говорила Паркер в интервью.
Даже на основе сиквелов к «Табу» видно, как изменилась индустрия взрослых фильмов в дальнейшем. Более поздний Tutor Knows Best стал скорее короткометражкой, чем полноценной картиной: идет всего 20 минут, за которые случается только самое важное. Он стал данью уважения и ностальгии к первым попыткам американской индустрии выдать толковый порнофильм. Здесь вы найдете устаревший стиль съемки, живую актерскую игру и попытки завлечь зрителя сценарием, а не прямолинейным сексом. Если хотите посмеяться, то вот здесь целый топ откровенных лент со смешными поворотами в истории.
Топ-5 порнофильмов «Золотой эпохи»
Популярность и нелегальные доходы индустрии порно в какой-то момент дошли до предела. Студия Bryanston Films совместно с колумбийской мафией и лично гангстером Энтони Перайно задумались над тем, чтобы продолжить успех «Глубокой глотки». Пока вокруг плодились компании, актрисы и режиссеры, они решили выкупить права на продолжение «Техасской резни бензопилой», которая вышла в 1974 году. Вместе с тем они же пытались заполучить «Франкенштейна» у студии Энди Уорхола и «Возвращение Дракона» с Брюсом Ли. Логика их вложений проста: фильмы жестокие, с кучей насилия, а значит, высокий рейтинг и сцены секса не сделают их хуже. Мафиози буквально заваливали продюсеров деньгами, а порой избивали их, чтобы переписать на себя часть прав на знаменитые картины. В конце концов, семью Перайно посадили, а Bryanston Films обанкротились из-за постоянных судебных тяжб с режиссерами и другими компаниями.
Топ-5 порноактрис «Золотой эпохи»
Следом понеслись все новые и новые иски из-за непристойного поведения, цензура все сильнее сжимала в кулаке индустрию порно. А ведь еще в недавнем 1973 году «Нью-Йорк Таймс» с полной уверенностью писал о том, что фильмы для взрослых придут в театр и будут напрямую влиять на обычный кинематограф. Препятствием выступило решение Верховного суда США, которому дали название Miller v. California, по имени ответчика Марвина Миллера. Он разослал непристойные брошюры с рекламой фильма для взрослых «Дьявол мисс Джонс», в котором был оператором. В итоге судьи постановили, что стоит запретить любой продукт, не несущий «серьезной художественной, литературной, политической или научной ценности». Это решение повлекло за собой закрытие нескольких кинотеатров, крутящих порнофильмы и всех эротических выставок.
***
Цензура еще сильнее усложнила производство откровенных фильмов. Режиссерам и студиям и так приходилось иметь дело с мафией: преступники контролировали даже фармакологический бизнес, чтобы брать налог на необходимую для съемок виагру. Параллельно с этим Америка узнавала о новой болезни — СПИДе, пик которого пришелся на 80-е. Все больше актрис уходили в стриптизерши или модели, частично пробовались в низкопробное кино или устраивались на обычную работу. Они боялись заболеть страшной и неизвестной болезнью, не хотели получать гроши за картины, которые стали совсем плохо продаваться и попросту не желали иметь дело с индустрией, пропитанной запретами, инфекциями и криминалом. «Золотая эпоха» порно закончилась. Следующий бум интереса аудитории к фильмам для взрослых случится в 90-е, когда в США придет интернет.