Империя инков, просуществовавшая с XIII по XVI век, создала множество чудес и достижений, подробнее о которых мы уже писали в другой нашей статье. Сегодня же мы остановимся на сексуальных обычаях этого удивительного народа. А рассказать тут есть о чем: правители практиковали священный инцест и спали с монахинями; простые инки привязывали к своим членам ядовитых червей для эрекции, а скотоложество с ламами и альпаками достигло в империи всеобщего процветания каких-то совершенно неприличных масштабов. В общем, узнаете много такого, что можно рассказать друзьям при встрече.

Пробная жена: институт брака

В империи инков государство настойчиво заботилось о том, чтобы его подданные плодились и размножались, поэтому расторгнуть брак можно было только в случае, если жена была бесплодна. При этом супружеская измена каралась смертью, как и изнасилование. Впрочем, насильник мог избежать ее, женившись на своей жертве.

Более того, как пишет в своей книге «Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей» историк К.Ю. Резников, существовал специальный чиновник, который в определенный день приезжал в селение, где выстраивал юношей и девушек в шеренги и, узнав, кто за кого собирается выйти, женил их. Одиноким юношам также подбиралась жена, причем отказаться было нельзя.

На счастье крестьян, существовал обычай «сервинакуй» — испытательный период, когда юноша и девушка могли жить вместе, вести хозяйство и, естественно, заниматься сексом. И если они понимали, что им не ужиться, спокойно расходились, чтобы подыскать новую пару.

Крестьянам разрешалась только одна жена, более богатые и знатные могли позволить себе небольшой гарем, но не более, чем у верховного правителя — Сапа Инки.

Божественный инцест: семейные дела Сапа Инки

Создав свою империю, инки позаботились об идеологической поддержке власти. Ради легитимации они объявили себя детьми Солнца, а их правитель, Сапа Инка, считался представителем божества на земле.

Сапа Инка Атауальпа

Главная женой правителя (она называлась «койя») становилась его родная сестра. Она рожала ему наследника и была ответственной за государственные дела, когда муж отправлялся на войну или с инспекцией по империи. Объяснялось это просто: божественная кровь не должна была разбавляться человеческой.

Историк Милослав Стингл в книге «Государство инков. Слава и смерть сыновей солнца» приводит миф, подкрепляющий эту традицию. Индейцы верили, что когда верховный творец Варикоча создал Солнце, то оно взяло в жены свою сестру Луну, и от их соития появились первые правители инков: Манко Капак и его сестра, а по совместительству жена — Мама Окльо.

Как пишет в своей статье «Сексуальность: древняя Южная Америка Анд» исследовательница Эрика Хилл: «Кровосмесительный союз брата и сестры знаменовал их освобождение от социальных норм и воплощал объединение империи и структуры космоса инков».

Однако то, что было позволено Инке, было запрещено как знати, так и простому народу под страхом смерти. Очень похожая ситуация была в древнем Египте с их обожествлением правителя и привычкой фараонов женится на родных сестрах. Подробнее об этом мы писали в другой нашей статье.

Помимо собственной сестры Сапа Инка содержал гарем из второстепенных жен и наложниц, называвшихся «дочерями Солнца», за посягательство на которых виновника ждала мучительная смерть.

«Дочери Солнца»: гарем Сапа Инки

Как мы уже заметили выше, в империи инков все было упорядочено. Вот и с поиском красавиц для гарема правителя было так же. Раз в год специальный чиновник «апо панак» («господин сестер») объезжал все селения своей провинции и осматривал девочек четырех-пяти лет. Самых красивых и смышленых забирали у родителей и отвозили в специальные школы «акльяуаси», где воспитывались «дочери Солнца».

Там опытные женщины учили их готовить, прясть, вести домашнее хозяйство, а главное — варить пиво. Через некоторое время одни девушки возвращались к родителям, а другие, особо приглянувшиеся Сапа Инке, попадали в его гарем или раздаривались им в качестве жен и наложниц союзным правителям, вождям, чиновникам и особо отличившимся воинам. 

Однако некоторые из них уже во время обучения решали посвятить свою жизнь служению божеству и становились «девственницами Солнца», особой кастой жриц, которым запрещено было любое взаимодействие с мужчинами. Тот, кто посягал на подобную девушку, был обречен на сожжение на костре или удушение. 

Но гораздо хуже было, когда страсть бросала «девственницу Солнца» в объятия мужчины добровольно. Сначала на костре сжигали ее партнера, а сама девушка могла либо разделить его участь, либо ее живой закапывали в землю. На этом кара не заканчивалась: в селение, откуда была родом несчастная, приходили воины инков и убивали не только всех ее родственников, но и вообще всех, кто там жил. Причем умерщвлялись даже животные и растения, после чего поселение ровняли с землей.

По словам историка Милослава Стингла, хитрый Сапа Инка оставил себе лазейку. Так как он был воплощением того самого Солнца, которому служили девушки, он в любой момент мог с ними переспать, и все у него было хорошо, а девушка просто пополняла число многочисленных наложниц правителя. Как же справлялся со всеми своими женами и наложницами Сапа Инка? На помощь ему приходили природные афродизиаки, в которых индейцы были большими специалистами.

Червяк на пенисе: афродизиаки инков

Инки неплохо знали окружающую их природу и использовали ее дары себе во благо. Например, они жевали листья коки для стимуляции активности; их ели солдаты перед боем и гонцы, чтоб быстрее передавать сообщения. 

Также в книге профессора Лейденского университета Яна Элферинка «Использование афродизиаков в доколумбовой ацтекской и инкской культурах», описываются птицы с названием «лава-лава», использовавшейся в качестве афродизиака. Само название переводится как «пенис». Как именно употребляли несчастную птичку, автор умалчивает.

Но зато он подробно рассказывает про червей «мусуллу», обитавших в деревьях и обладавших, помимо афродизиакального, еще и сильным токсическим эффектом. При прикосновении этого существа к коже возникают огромные волдыри, что не мешало инкам помещать их на свои пенисы. В результате токсины червя вызывали жесткую эрекцию.

Также известно использование специальных анафродизиакальных, то есть убирающих эрекцию, средств. Правители инков давали их своим солдатам в походе, чтобы они меньше тосковали по своим женам и не насиловали покоренное население. Для тех же целей имперские армии сопровождали пампайруны — проститутки.

Жизнь на задворках: проституция у инков

В империи Сапа Инки продажная любовь признавалась необходимым злом. Историк Вальдемар Эспиноза в книге «Инки. Экономика, общество и государство в эпоху Тавантинсуйо» пишет про правителя по имени Пачакутек, который упорядочил проституцию в империи несколькими постановлениями. 

Для начала он издал указ, по которому продажей секса могли заниматься только женщины, захваченные во время войн. Затем он приказал, чтобы они не смели селиться на территории сел и городов, поэтому им строили небольшие хижины в полях за границами селений. Далее он постановил, что они обязаны принимать каждого мужчину, который внесет определенную плату продуктами или другими ценными вещами. Еще он распорядился, чтобы появившихся от такой связи детей брало на воспитание государство.

Само название «пампайруна» имеет две трактовки. Инка Гарсиласо де ла Вега, сын испанского конкистадора и племянницы Сапа Инки, в своей книге «Подлинные комментарии», изданной в 1609 году,  расшифровывает «пампайруна» как «люди, живущие в поле», то есть изгнанные из города, намекая на низкий статус таких женщин.

Инка Гарсиласо де ла Вега

Другая трактовка приводится в книге исследовательницы Лилианы Уртадо «О мамаконах и пампайрунах. Женщины в «Подлинных комментариях»». Там она цитирует Курта Балдингера, который в словаре пишет, что «пампайруна» с кечуа, языка инков, переводится как «мужчина, отданный женщине, или женщина, отданная мужчине».

Жизнь проституток у инков была нелегка. Тот же де ла Вега утверждает, что «Мужчины относились к ним с большим презрением. Женщины не разговаривали с ними под страхом того, что их будут называть также, что они будут стрижены на публике, выставлены как позорные и отвергнуты их мужьями, если они были женаты. Они называли их не своим именем, а пампайруна, то есть блудницей».

Но не только с проститутками могли развлекаться древние инки, доставалось от них и животным — ламам и альпакам.

Не трогай ламу! Зоофилия у инков

Самыми распространенными домашними животными в империи были ламы и их более мелкие сородичи альпаки. Из их шерсти пряли ткани, их мясо употребляли в пищу, а на их спинах иногда перевозили груз. Но было у милых зверушек и другое применение. 

Исследовательница Хани Милетски, в книге «Зоофилия: Сексуальные отношения с животными», раскрывает нам темную сторону жизни инков, утверждая что скотоложество в отношении альпак было настолько распространено, что мужчинам запрещалось заниматься выпасом этих животных без присутствия женщин. Любителей животных не останавливало даже то, что застигнутого за скотоложеством немедленно убивали.

Доходило до того, что неженатым мужчинам на законодательном уровне запрещалось держать дома альпак, а испанские священники включили «скотоложество» в список грехов, в которых требовали каяться на исповеди. 

Исследователь Хулию Тельо в своей диссертации «Древность сифилиса в Перу» даже предположил, что эта болезнь передалась людям именно из-за сексуальных отношений с ламами и альпаками. Впрочем, позже ученые доказали, что источник заразы никак не относится к этим милым животным, сняв все подозрения с древних перуанских скотоложцев.

инки

ацтеки

майя