Споров о том, чье боевое искусство круче — бокс, борьба, муай-тай, каратэ или ушу — это бессмысленный спор о том, кто сильнее — слон или кит. Но вот на вопрос о том, какое боевое искусство — самое древнее, уже ответили индусы. Их традиционную борьбу, Каларипаятту, пока переплюнуть не удалось никому: по разным данным ей от 1300 до 2300 лет. Отвратительные мужики предлагают разобраться в том, что это за искусство, как оно возникло и почему в наше время оно выглядит так комично. А главное: стоит ли изучать его, если решил применить что-то подобное в барной драке.
Происхождение Каларипаятту
Слово «Каларипаятту» состоит из двух частей. «Калари», согласно одной версии, — «священное место», «храм», согласно другой — «зал для занятий», «гимнастический зал». «Паятту» — «бой», «сражение». Вот и выходит что Каларипаятту — это дословно «бой в священном месте» или «сражение в гимнастическом зале».
В общем-то, оба значения вполне подходят для современной версии этого искусства. Занятия проходят в тренировочных залах, которые одновременно являются храмами с алтарями, на которых приносятся жертвы индуистским божествам. Традиционные залы для калари — это небольшие по размеру залы, сильно утопленные в землю, с земляным полом и деревянными стенами. Занятия там проводятся утром, чтобы избежать удушливой индийской жары.
Первые достоверные упоминания о Каларипаятту относятся к VI-VII векам нашей эры, когда оно окончательно сформировалось в период многочисленных войн между династиями Чора и Чола. Однако сам термин «калари» для обозначения площадки для сражений упоминается в сангамской литературе, относящейся к III веку до нашей эры, а ведь это было 2300 лет назад. Там же упоминается использование воинами различного оружия. Поэтому наиболее оптимистичные любители Каларипаятту считают эти записи первыми упоминаниями о своем искусстве.
Кроме того, согласно легенде, создатель Чань-буддизма (теперь более известного как дзен) по имени Бодхидхарма был мастером Каларипаятту и научил ему своих последователей. Если верить этой легенде, то знаменитое боевое искусство Шаолиня непосредственно происходит из Каларипаятту.
Система тренировок и ступени мастерства
Система Каларипаятту состоит из четырех основных и одной дополнительной ступени обучения, и изначально мастера брали учеников не младше семи и не старше двадцати лет, так как в это время тело и психика еще не до конца сформированы, и из юноши легче слепить будущего воина.
Первая ступень — Мэйтари или майпаятту — это техники передвижений и тренировка гибкости и ловкости. На этой стадии для обучения используют техники, подражающие движениям животных, а ученики очень много внимания уделяют прыжкам, растяжке и высоким ударам ногами по воздуху. Во многом эти движения напоминают асаны из хатха-йоги. Перед тренировкой ученика намазывают специальными маслами, и мастер разминает его, делая массаж ногами. Это помогает правильному развитию мышц и связок.
Вторая ступень — Кольтари — работа с деревянным оружием (в основном, палки разной длины и толщины). К ней ученик допускается, когда он достиг серьезного успеха в работе со своим телом. Есть и двухметровые посохи кеттуккари, и семидесятисантиметровые толстые палки черувати.
Третья ступень — Анкатари — работа с разными видами металлического оружия. Сюда относятся: Удаваль (меч), Вальвади (Щит и меч), Кадатилла (двуручный тяжелый меч), Катара (нож), Вакатти или аруваль (серп, оружие одной из устрашающих богинь индуизма, Бхадракали), Парашу (топор), Кунда паятт (копье), и гибкий меч.
Уруми Вищаль, или ришти — гибкий меч, который используют против нескольких противников, а владение им — это признак гуррукала, то есть настоящего мастера Каларипая́тту. Такой меч может быть длинной от двух до шести метров, и иногда состоит из двух или более гибких металлических лент, присоединенных к рукояти параллельно друг другу. В древние времена воины носили такое оружие, обернув его вокруг талии. Чаще всего все вышеперечисленное оружие используют вместе с небольшим щитом, диаметром до полуметра.
Четвертая ступень — Верун кай тари — это рукопашный бой. Лишь познав возможности своего тела и научившись биться на любом из доступных видов деревянного и металлического оружия, ученик допускается к работе голыми руками, как против такого же безоружного, так и против одного или нескольких вооруженных противников. В арсенале имеются удары руками, ногами, локтями, головой, броски и многочисленные захваты рук с различными заломами.
Ну и пятая, дополнительная ступень — Марма мура (татты мура) к которой допускаются лишь избранные ученики, доказавшие за многие годы обучения свою преданность и адекватность. Это — работа с болевыми точками. Их индусы насчитывают до ста восьми и считают, что воздействие на двенадцать из них смертельно.
Также, параллельно с изучением техник членовредительства, ученик познает техники врачевания и массажа, духовные практики и техники самопознания. К обучению допускаются и парни и девушки, правда девушки в Индии обучаются до двадцати лет, ибо потом они выходят замуж и мужья запрещают им дальше тренироваться, видимо из нежелания получить профессионального леща от женушки.
Вся эта система, по всей вероятности, возникла для обучения будущего профессионального воина, принадлежащего касте Найир в условиях древней Индии, о чем говорит и техника, и виды оружия, владение которыми считается признаком высшего мастерства. В изучении Каларипаятту и проходило детство мальчика из касты воинов. Сначала он обучался владеть телом, а заодно привыкал к дисциплине и к послушанию, поскольку давать драчливым и неуправляемым подросткам умение убивать или калечить – верх глупости.
Постепенно, когда парень становился более тренированным физически и адекватным умственно (параллельно его учили медитациям и прочей атрибутике саморазвития), он получал первый уровень оружия — деревянные палки. И это также правильно: во-первых, палка — это вещь, которую можно найти практически везде, особенно в Индии, с ее джунглями, во-вторых, ученик не сможет слишком сильно покалечить себя или партнера во время спаррингов.
И лишь уже сформировавшегося молодого человека обучали смертельному оружию — железному. Позже молодого и состоявшегося воина на всякий случай обучали умению биться без оружия. В жизни бывает всякое, и не всегда противника требуется именно убивать. Да и акцент обучения ставили на работу против вооруженного врага, так как древним мастерам даже в голову не могло прийти, что сразу два воина каким-то образом умудрятся потерять все оружие и начнут убивать друг друга голыми руками.
Ну, а наличие такой вершины мастерства как владение гибким мечом, говорит о том, что в древней Индии с доспехами и шлемами было не густо, ведь эффективность такого чисто секущего оружия против любого доспеха — почти никакая. Видимо, у противников либо вообще не было доспехов, либо они закрывали лишь часть тела (кирасы и наручи) и всегда можно было хлестнуть по незащищенному лицу или ногам.
Ну и вишенка на торте — работа по точкам. Такое умение может венчать всю пирамиду мастерства, но, справедливости ради эффективность таких техник весьма ограничена. Ведь, опять же, противник может быть защищен одеждой или доспехами.К тому же, как утверждают мастера, у женщин некоторые точки не так чувствительны, как у мужчин (где-то горько плачут адепты многочисленных «смертельных» стилей).
Современный Каларипаятту
В современной Индии Каларипаятту начали активно развивать с 1920 года как символ противостояния колониальному британскому режиму, а особенно с началом всемирного интереса к боевым искусствам вообще и рукопашному бою в частности.
В Каларипаятту различают Северный стиль, в котором много акробатики, гибкости, высоких прыжков, и атак по разным уровням, и Южный стиль, где основы составляют тяжелые удары, работа с оружием, и воздействие на болевые точки.
Когда англичане захватили Индию, они запретили заниматься национальной борьбой, увидев в ней символ сопротивления своей власти, поэтому система ушла в подполье, передаваемая втайне от мастера к сыну или любимому ученику. Теперь, понятное дело, она вышла из тени и стала популярна, причем настолько, что даже добрались до холодной России, где уже пятнадцать лет преподается в Санкт-Петербурге и какое-то время преподавалась в Москве.
Каларипаятту в гипотетической уличной драке
Самый животрепещущий вопрос: а что же со спортивной и уличной составляющей Каларипаятту? Да, в общем-то, ничего. Во всяком случае, соревнований или степеней мастерства в данном искусстве нет, и, в общем-то, изначально, веке в VI, это было нормально, ведь постоянную практику давала сама жизнь воина. Навыки закалялись в стычках с врагами, дикими зверями и бандитами.
Однако то, как сейчас, в наше мирное время, поддерживается высокое боевое мастерство — вопрос открытый. Тем более, ходить по улице с мечом и щитом как-то не принято, да и стражи правопорядка будут не слишком рады, если кто-то порубит в капусту пару забулдыг из подворотни. Что до техники, северная школа с ее феерическими прыжками не слишком подойдет для наших ледяных широт — слишком легко сесть на задницу посреди битвы.
Вопрос о полноконтактных рукопашных спаррингах вообще остается открытым. Может, в группах они и проводятся, но в сети можно найти только вот такое недоразумение, притом непонятно, кто из этих людей занимается боксом, а кто адепт Каларипаятту.
Да и сами нынешние мастера говорят, что Каларипаятту — не спортивная и не прикладная дисциплина, а способ духовного и физического самосовершенствования. Так что в современных реалиях индийский боевой стиль — это для тех, кто хочет окунуться в экзотику, познавать себя и тренировать тело. Для самозащиты и спортивных достижений придется заняться чем-то другим.