Средние века были ужасным временем: куда ни плюнь жгли ведьм, людей пытал Торквемада, а инквизиция бесновалась как никогда. Потом пришел Ренессанс, просвещение и Новое Время, и стало поспокойнее.
На самом деле, все как раз наоборот: в Средние века людям было как-то не особо до ведьм и пыток, и Папы даже рекомендовали властям не маяться ерундой и не параноить из-за колдовства. Охота на ведьм началась с кризисом церкви, то есть как раз с эпохой Великих географических открытий, пороха, взлета наук и Возрождения.
Еще один миф связан с тем, что пока европейский континент жестил с кострами и инквизицией, Британия якобы была поспокойней и не особо перегибала палку. В действительности, тут тоже хватало дичи: пуритане устраивали террористические акты с бомбами и отрезанием голов, а обычным наказанием за «мелкие нарушения» была маска позора — отвратительная и крайне унизительная практика. Вот о ней поподробнее.
У этого приспособления было много названий: «уздечка хулителя», «узда сквернослова», «сбруя сплетницы», но в русском закрепилась именно «маска позора». Устройство использовалось для наказания за преступления, «связанные с языком». Причем эти нарушения трактовались настолько широко, что при желании заковать в маску можно было кого угодно.
В список прегрешений, караемых этой пыткой, входили: клевета, сплетни, ругань, оскорбления, бунтарские речи и даже «праздные разговоры» и «неуважение к мужу». Из последнего нетрудно догадаться, что в большинстве своем маску позора надевали на женщин.
Мужчины тоже подвергались этому наказанию, но гораздо реже. Причина — довольно очевидная: мужчину за клевету просто вызывали на дуэль и убивали, а за бунтарские речи попросту казнили от греха подальше.
«Узда сквернослова» появилась в XVI веке в Британии — Шотландии или Северной Англии, но со временем нашла распространение и на материке, особенно в Германии, где местные умельцы придумали еще и снабжать ее колокольчиком — для большего унижения.
Маска позора служила не только для, собственно говоря, позора. Во многом это была жестокая пытка. Уздечка вставлялась в рот пытаемой и металлический язычок прижимал язык к небу, или, наоборот, к нижней челюсти. Причем язычок снабжался шипами, либо лезвием, так что жертва не только не могла говорить, но и рисковала поранить язык при малейшей попытке подвигать им.
Обратите внимание на съемный язычок: он мог быть с шипом или в виде лезвия:
Логика наказания была понятной: провинившийся язык «наказывали» вместе с хозяйкой, как если бы он был самостоятельной и одержимой злом частью тела. Однако смысл пытки был, в первую очередь, не в боли, а в унижении перед соседями. Жертву в маске позора водили на цепи по городу, после чего приковывали к кресту на площади, или к зданию магистрата, где наказанные стояли дни напролет.
«Уздечка сквернослова» была одновременно жестоким предостережением для горожан и развлечением. Нередко для наказания использовались разные маски — в зависимости от провинности.
Маски с длинным языком намекали на сплетничество, «лопоухая» маска могла намекать на праздное пустословие, а изображающая уродливую гримасу — на бунтарские речи или брань в общественном месте.
Толпы горожан, в свою очередь, играли в импровизированную викторину, пытаясь угадать по маске, за что именно пострадал человек перед ними. Так что жертва надолго обретала сомнительную известность, что еще больше усугубляло тяжесть наказания.
Представьте, каково в те годы жилось людям с синдромом Туретта.
Насколько была распространена маска позора? На самом деле, за пределами Шотландии, Англии и Уэльса довольно мало. У женщины было больше шансов попасть на костер (хотя это — так себе утешение).
Безумнее всего во всей этой истории то, что маска позора использовалась не только в XVI веке. Ее активно применяли в Англии и в XVIII веке, и даже в XIX!
В 1850-х годах это наказание было нормой в работных домах Британии, где «постояльцев» могли наказать таким способом за сплетни и досужие разговоры на рабочем месте. Век паровых машин и триумфа наук имел иногда очень странные темные стороны.