Пастор, убегающий голым из борделя, и рыцарский турнир, главным призом которого была блудница. Отряд проституток, с барабанным боем марширующий во время осады и оргия с семью монахами прямо в келье. Студенты, защищающие докторскую в постели с блудницами и орден кающихся грешниц. Все это — история средневековой проституции, странная и смешная.
Блаженный Августин и улица «мятой вагины» — как церковь относилась к веселым девицам
Средневековье — время, когда большое количество неженатых мужчин и строгие церковные ограничения сексуальной жизни породили парадокс. С одной стороны, заниматься сексом — греховно и желательно поменьше. С другой — если нельзя, но очень хочется — то всегда найдется способ, поэтому количество насилия над женщинами пугающе росло.
Клирики считали проституцию необходимым злом, в каком-то смысле даже спасением для добропорядочных женщин. Даже известный богослов Августин Блаженный сказал по этому поводу:
«Если вы изгоните проституцию из общества, вы все разрушите из-за похоти».
Граждане с уважением отнеслись к словам святого и принялись блудить как в последний раз. И в авангарде этого праздника жизни оказались представители церкви, особенно после того, как папа Григорий VII в 1074 году официально запретил священнослужителям жениться и держать наложниц. Что оставалось церковникам? Только блудить, совращая мирянок, или отправляться в бордели.
Уровень разврата священнослужителей достиг такого размаха, что даже при церквях начали создаваться помещения для встреч с проститутками. Исследовательница Элеонора Янега в своей книге «Подозрительные женщины: проституция, репутация и сплетни в Праге четырнадцатого века» приводит слова современника:
«Затем он сказал, что на кладбище вокруг церкви строят деревянные помещения, в которых часто совершаются жестокие плотские сношения, и он слышал, что разрешение было дано от дьякона и, как он слышал, от прихода».
Когда местный архиепископ, обалдев от такой наглости, начал расследование, открылась целая череда фактов из жизни пражских священников. Один из них, Людвиг Коиата из прихода Святого Иоанна, дважды был пойман на посещении борделя и убегал от преследователей в костюме Адама по улицам Праги. Когда же другого священника, пользовавшегося услугами проституток дома, пристыдили, он оправдывался, говоря, что виделся с ними только ночью и выгонял их сразу, как только им заплатил.
Но не только в Праге священники уделяли женщинам столько внимания. В Испании появился даже отдельный термин для проституток, специализировавшихся на походах в монастыри. Их называли «trota-comentos» — «бегающие к монахам». Иоганн Блох в книге «История проституции» приводит в пример девушку по имени Фонческа, каждый день в десять вечера приходившую в монастырь пообщаться с приором. Но это еще можно сказать пристойно, в другом примере из этой книги описывается девица, устроившая в монастыре оргию сразу с семью служителями церкви прямо в келье.
Ну и конечно священнослужители не брезговали и борделями. Во многих этих заведениях даже появилось правило — не пускать священников, настолько они были настырны в своем желании прекратить целибат. Особенно показателен пример одного английского архиепископа XV века из Винчестера, который получил разрешение на открытие борделя в Саутуарке (районе Лондона). Его красотки стали так знамениты, что получили прозвище «винчестерские гуси», а епископ, подумав, что чем древнее разрешение, тем лучше, заявил, что оно было дано парламентом еще в 1162 году. Тогда ему поверили, но мы-то знаем, что в те годы никакого парламента еще не существовало, а хитрый священник просто водил паству за нос.
Специалист по истории проституции, доктор Кейт Листер, утверждает, что подобная практика прекратилась только в 1546 году, когда король Генрих VIII своим указом прикрыл лавочку и выгнал всех проституток из Саутуарка. Они собрали вещи и просто переехали в другое место, дав некоторым улицам интересные названия, сохранившиеся до сих пор: например, «Cokkes Lane» (Cokkes — тестикулы на средневековом сленге), Petticoat Lane (Petticoat — нижняя юбка) и Gropecunte Lane (Gropecunte — самый мягкий перевод — «мять вагину»).
Защитить докторскую на кровати — студенты и проститутки
Одними из самых частых посетителей борделей были студенты средневековых университетов, подробнее о жизни которых мы писали в другой статье. Юные студиозусы обладали задиристым нравом и желанием прожигать свою жизнь в постоянных попойках и драках. Не стеснялись они и общества дам полусвета. Блох в своей книге описывает ситуацию, когда бордель и учебное заведение могли находиться в одном здании — на втором этаже степенные профессора наставляли юных учеников в философии и богословии, а на первом веселые девицы преподавали им практическую физиологию в самом натуральном виде.
Да и многочисленные повторяющиеся время от времени указы об изгнании проституток с улиц, где стояли студенческие общежития, бурсы, говорят сами за себя. Если указ приходится издавать снова и снова, значит он не работает или работает плохо.
Профессора с пониманием относились к развлечениям своих подопечных, так как иногда даже в философских диспутах брали шутливые темы, связанные с проституцией. Например, в Гейдельберге в конце XV века магистр Иакоб Гартлиб произнес целую речь о коварстве проституток, перемежая ее местными поговорками и цитатами из Вергилия и Овидия.
Размах студенческого разврата достиг таких размеров, что бордель у Галльских ворот в Лейпциге в народе называли «пятая коллегия», намекая на то, что студенты здесь проводят не меньше времени, чем на занятиях. Или вот забавный факт: в испанском городе Саламанка по утверждению все того же Иоганна Блоха проживали две проститутки, Педроза и Беатрицика, мать и дочь, с которыми должен был переспать каждый новоприбывший студент, и без их одобрения не могла быть защищена ни одна докторская.
В бордель из святого похода — проституция и рыцарство
Не только бесшабашные студенты и священники пользовались известными услугами. Дворянство также было не прочь вкусить запретного плода, хотя как раз светские феодалы обладали возможностью получить секс и от жен, и от наложниц, да и служанка редко могла отказать господину. Но, судя по всему, и их манили профессионалки.
Рыцарский турнир — одно из средневековых событий, собиравших людские массы, оно также привлекало множество девиц, желавших заработать на продаже любви. И это были не только бедные крестьянки и мещанки, волею судеб попавшие в бордель, но и вполне респектабельные девушки. Например, Вальтман фон Зетельштет, рыцарь из Туринга, привез на турнир в Мерзебурге даму, прекрасно одетую и возившую с собой охотничьего сокола и псов. Несмотря на кажущуюся добродетельность, госпожа очень быстро стала популярна и собрала за свои услуги столько драгоценных колец, сколько можно было надеть на пальцы, и по возвращению поделилась ими со своими подружками.
Другой пример: на магдебургском турнире 1279 года рыцари в прямом смысле бились за проститутку — главным призом была именно она.
Благородные господа возили девушек и на войну. Видимо, это настолько отвлекало от боевых действий, что Фридрих Барбаросса в 1158 году запретил своим рыцарям держать проституток в квартирах, а пойманной девушке отрубали нос. Другой великий правитель и воин Карл Смелый (XV век) во время осады Нейса держал при войске четыре тысячи проституток. Но он был более находчивым и вместо рубки носов организовал отряд из девиц и отправил их на фортификационные работы и даже выдал им собственный флаг с изображением женщины. Дамы отправлялись копать рвы под барабанный бой и с развевающимся знаменем.
И даже такое, казалось бы, святое дело, как крестовые походы не обошлись без пикантных приключений. Обычное паломничество в Рим было запрещено монахиням и простым девушкам, потому что они частенько становились жертвами страстей и заканчивали свою жизнь в борделях. А в настоящем крестовом походе, к детям, отправившимся в 1212 году в святую землю, присоединились многочисленные девицы легкого поведения. Многие девушки, искренне поверившие в то, что поход вернет Иерусалим, вернулись из него проститутками. Можете представить, как был удивлен Людовик IX Святой, когда во время крестового похода обнаружил в соседней палатке веселых девиц.
Колокольчики, красная шапочка и орден проституток
Такое повсеместное распространение платных развлечений вызвало ответную реакцию общества. С одной стороны, городские власти старались защищать приносивших им немалый доход девиц, работавших в официальных борделях. И некоторые заведения даже имели свой устав, в котором оговаривались условия труда и были записаны наказания для хозяев, обижавших или обкрадывавших работниц.
С другой стороны, общество старалось отгородить приличных девушек от неприличных. Их часто селили на отдельных улицах, в названиях которых нередко встречалось слово «роза». Как утверждает исследователь Верн Буллоу в книге «Проституция в позднем Средневековье», «сорвать розу» в те времена означало «пойти к проституткам».
Иногда девушкам выделялся целый квартал, огороженный стенами, а иногда — остров, как например в Венеции, где проститутки жили на острове Риальто.
Но, даже этого было мало. Женщины легкого поведения часто должны были отличаться от окружающих дам одеждой. И если в некоторых городах, например в Париже, им запрещалось носить драгоценности и шелка, то в других местах у них присутствовала своя униформа.
В Венеции требовали носить пестрый галстук, в Милане — бархатный черный плащ, в Мантуе и Парме — белый, Фаэнце — желтую вуаль и корзинку в правой руке, во Флоренции — перчатки и колокольчики на шляпках, в Ниме один рукав должен был отличаться от платья цветом. Веселее всего было в Пьемонте, Берне и Цюрихе. В первом городе девушки должны были таскать на голове неуклюжий чепчик с огромными рогами, а в двух последующих — красные шапочки. Вот и думай теперь, кого же съел знаменитый серый волк.
Более того, по утверждению того же Буллоу, девушек, которых застали за ношением неправильного костюма, могли раздеть прямо на месте.
Кроме презрения были и попытки вернуть проституток к пути праведному. В начале XII века великий проповедник Роберт фон Арбрисеел основал целый орден, занимаясь обращением незамужних дев и в том числе представительниц древнейшей профессии. По словам Иоганна Блоха:
«Своими покаянными проповедями он подымал целые бордели и наставлял их обитательниц в «духовном соревновании».
Также папа Иннокентий III в 1198 году объявил, что мужчина, женившийся на проститутке, получит полное отпущение грехов. Правда, неизвестно, бросились ли толпы грешников обретать таким образом индульгенцию.
Самое же любопытное — организация целого церковного ордена из бывших проституток в XIII веке под названием «Орден кающихся грешниц святой Марии Магдалины», более известный под названием «Магдалинистки». Девицы, которые собирались вступить на путь исправления, поступали в монастыри этого ордена, где трудились, молились и иногда собирали подаяния. Однако тот же Блох утверждает, что чаще всего в их жизни в итоге мало что менялось и такие дома только способствовали увеличению разврата.
Как бы то ни было, проституции была важной частью истории Средневековья, и все слои населения так или иначе пересекались с веселыми девицами в красных шапочках, звенящих завлекательными для мужчин колокольчиками.