Мы уже писали о сексуальных обычаях племен Великих равнин, именно их чаще всего представляют, когда слышат про американских индейцев. Но на территории Северной Америки жили и другие народы, отличавшиеся от вышеназванных по традициям и укладу жизни. Сегодня мы обратимся к сексуальным обычаям индейцев Калифорнии.
Как выглядели индейцы Калифорнии
У Калифорнии, по большей части, довольно благоприятный климат, поэтому калифорнийские индейцы остались на довольно примитивном уровне. Они промышляли охотой, рыболовством и собирательством. Особенно в почете у них были желуди, из которых изготавливалась мука.
О внешности калифорнийских индейцев можно судить по двум источникам. Историк Кирилл Резников в книге «Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей» приводит слова Вильяма Райана, который, увидев калифорнийцев в 1848 году, написал: «…Очень темные, я бы сказал, почти черные, лишь с легким медным оттенком; черты лица во всем чисто африканского типа: нос большой и плоский, выступающие скулы, толстые губы, большой рот…».
В отличии от Райана, белорусский историк и специалист по индейцам Игнат Костян в статье «Племена Калифорнии. Мохаве», описывает данный народ как классических индейцев с американоидными чертами лица: рослых, атлетически сложенных. Оба источника могут быть близки к истине, так как в сообщество индейцев Калифорнии входило множество племен и антропологические данные у них могли существенно различаться.
Игнат Костян также пишет, что практически все калифорнийские индейцы ходили полуголыми: ни женщины, ни мужчины не прикрывали грудь, только в самые холодные времена утепляясь накидками.
Зато голову украшали кто как мог. В племени юрок женщины носили плетеные шляпы, а девушки племени пайюта красили среднюю часть своих длинных, распущенных на всю спину волос в красный цвет. Женщины же мохаве вообще считались отчаянными модницами, украшая волосы мехом кролика и выводя на лице разнообразные магические татуировки. Они даже считали, что тот, кто не татуировался, попадал после смерти не в мир предков, а в крысиную нору. Мужчины мохаве тоже были любителями принарядиться. Свои длинные волосы они заворачивали в рулоны на затылке и смазывали их грязью.
Мифы о возникновении людей и всего сущего
Индейцы Калифорнии имели обширный набор сказок и преданий, в которых затрагивались сексуальные мотивы. Исследователь Владислав Петров в книге «Древняя история секса в мифах и легендах» приводит миф о создании мира у индейцев племени луисеньо. Согласно ему, мужчина-Небо и женщина-Земля, прежде чем заняться сексом и произвести на свет все сущее, решили дать названия своим частям тела, в том числе и вагине, для чего Небо по очереди прикасалось к органам Земли, а та давала им имена.
Но самыми изощренными были мифы калифорнийцев о появлении женщин (почему-то именно женскому полу особенно не везло).
Например, в племени вийот существовало предание о том, что первой женщиной стал особенно криворукий мужичонка. Все у него получалось плохо, охота и рыбалка не задавались, и даже огонь он был не в состоянии нормально развести. Насмотревшись на страдания бедолаги, местный демиург погрузил того в сон, и проснулся тот уже женщиной. Так у племени вийот началась нормальная половая жизнь. По другой версии у того же племени женщины появились, когда их герой Гацвоквир увидел, как на пляже скат превратился в девушку и тут же принудил ее к сексу.
Индейцам кауилья особенно не повезло, у них было два противоречащих друг другу демиурга: Тумайовит и Мукат. Первый оказался тем еще выдумщиком. Он создал изначальных людей с двумя лицами, со ступнями, развернутыми вперед и назад, да еще и с перепонками между пальцев. Но особенно он поиздевался над женщинами: помимо всего вышеперечисленного он наградил их четырьмя грудями — по две спереди и сзади. И так ему понравилось сделанное, что никакие просьбы несчастных уродцев его не трогали. Лишь Мукат, вмешавшись, переделал мужчин и женщин на нынешний лад.
В других племенах проблемы у женщин возникали в процессе деторождения. Например, божественный герой племени хупа, по преданию пришедший из-за океана, мало того, что создал для девушек вагины из своего мешка, в котором раньше таскал вещи, так еще и предложил производить детей, доставая их из ноги. Но женщинам хупа хотя бы повезло, вагина находилась на обычном месте. Зато у индейцев кавайису первой женщине приходилось жить, нося свои половые органы между указательным и большим пальцем.
Легенды о vagina dentata
Возможно, из-за таких превратностей судьбы у многих женщин калифорнийских индейцев, согласно преданиям, выросли зубы на половых органах. Чаще всего это были не просто зубы, а острейшие обсидиановые лезвия. А у девушек из племени йокут и того жестче: в их вагинах проживали гремучие змеи, которые откусывали причинные места всем, кто пытался с ними совокупиться.
Впрочем, иногда такие зубастые органы применялись для практических нужд. Например, женщины северных пайюта ловили и ели с их помощью лебедей.
Но, конечно, такое положение не устраивало мужчин. Поэтому они прибегали к различным способам, чтобы выбить ненавистные зубы и наконец зажить нормальной половой жизнью. Юрок и северные пайюта использовали для этого палку. А индейцы племени майду — особо длинный и тонкий булыжник. Но дальше всех пошел герой-трикстер Койот того же племени юрок: в одном из случаев он каким-то образом просто взорвал vagina dentata, и обсидиановые лезвия разлетелись по всему миру. А так как обсидиан очень удобно использовать в качестве ножей, то всем людям от этого была огромная польза.
Мифы о зачатии
В мифах калифорнийцев часто поднимается вопрос зачатия первых людей. Например, первая женщина у мохаве спала со всеми зверьми подряд и даже родила от опоссума пятнистых близнецов, пока не нашла способ произвести на свет первого мужчину. Впрочем, по более скромной версии она легла для зачатия под оплодотворяющий водопад. У южных пайютов девушка, обнажившись, легла на пригорке и, раздвинув ноги, соблазнила солнце.
Мифическая женщина индейцев юки пошла еще дальше, она выбрала себе в мужья простую палку. Да так удачно, что родилось два ребенка: мальчик и девочка, а еды в доме всегда было достаточно. Видимо муж-палка отлично охотился и собирал желуди…
Инфантицид и вигвамы потения. Сексуальные традиции калифорнийских индейцев
От мифов и легенд перейдем к половым традициям. В статье «Брак и семья калифорнийских индейцев» Игнат Костян пишет, что у многих племен секс считался грязным. Поэтому мужчина, сразу после того, как «замарался», должен был пройти очищение. Для этого он пользовался вигвамом потения — паровой баней. Залезал в него мужчина через округлое отверстие, а вылезал через самую маленькую дыру, в которую мог пролезть. После этого он еще и купался в реке.
Существовали и другие запреты. Например, в статье «Неизвестные истории. Брак и секс у индейцев» Игнат Костян приводит в пример племя юрок, в котором мужчина никогда не занимался сексом с женщиной в своем вигваме, так как там были сложены раковины денталиума, аналог наших денег. Считалось, что подобное поведение доведет мужчину до нищеты.
В плане техники секса индейцы Калифорнии были довольно раскрепощенными. Допускались все известные позы, также практиковались оральные ласки (но только от женщины в сторону мужчины) и анальный секс. Именно он был особенно популярен у индейцев племен помо и мохаве, отчего их женщины часто страдали геморроем.
В этих же племенах практиковался и инфантицид, так как из-за благоприятных условий случались популяционные скачки, а ресурсы были ограничены. У мохаве, если у женщины при рождении ребенка уже были маленькие дети, она убивала новорожденного. Умерщвлялись все дети, кто родился с явными физическими недостатками, а также один из двойняшек, который показался родителям более слабым.
Но у близнецов могла быть и более печальная судьба. Кирилл Резников в вышеназванной книге утверждает, что если рождалась двойня — детей убивали вместе с матерью.
Гомосексуализм у индейцев Калифорнии
Как утверждает Владислав Петров, гомосексуализм, особенно мужской, у индейцев Калифорнии в основном был темой, которую высмеивали. Например, в мифе чемеуэви в комическом ключе изображались великаны, устроившие гомосексуальную оргию для того, чтобы рассмешить антропоморфную Жабу. Но та все никак не хотела смеяться, и только когда один из гигантов положил свой фаллос на раскаленный камень, расхохоталась.
Кроме этого мужской гомосексуализм в пассивном варианте был средством наказания. У южных пайютов существует миф о трикстере-Койоте, изнасиловавшем жену зооморфного индейца Волка. Вот только негодяй не учел, что жена сможет в процессе насилия приклеить его к дереву. Вернувшись с охоты и узнав о случившемся, Волк на всю катушку воспользовался беспомощным положением Койота.
Тем не менее, к женскому гомосексуализму относились проще. В статье «Неизвестные истории. Гомосексуализм у индейцев» Игнат Костян рассказывает о хваме — лесбиянках в племени мохаве, которые брали мужские имена, носили мужскую одежду и участвовали в охоте и войне. Могли они и брать себе жен, при этом относились к ним с большим вниманием и одаривали подарками. Известен случай, когда уже во времена европейской колонизации, одна хваме занималась проституцией, чтобы купить своей жене дорогие подарки.
Допускались хваме и на мужские посиделки, где любили много и с красочными подробностями рассказывать про свою половую жизнь.