До старта 86-ой церемонии вручения Оскаров осталось совсем немного времени. Уже в ночь со 2-ого на 3 марта по московскому времени весь мир узнает, кто стал очередным лауреатом самой престижной кинематографической премии в мире. Мы на Disgusting Men продолжает неспешно вводить вас в курс дела и рассказывать об интересных особенностях церемонии. Сегодня — повесть о главных героях «Оскара» за долгую жизнь премии: режиссерах, композиторах, сценаристах и прочих работниках кино, заработавших за всю свою карьеру наибольшее количество позолоченных статуэток.
Сначала предлагаем вам небольшую игру, В нашем списке будет 10 человек, и прежде чем начать листать его, на секунду задумайтесь и составьте свой прогноз со своей десяткой, исходя из ваших кинематографических знаний. В финальном абзаце сверим ставки, но бьемся об заклад, что 70% людей, о которых мы вам сегодня расскажем, вряд ли всплывут в ваших прогнозах. А речь сегодня пойдет о самом известном в мире мультипликаторе, великой костюмерше, всю жизнь одевающей в кино Одри Хепберн, авторе «Имперского марша» и многих-многих других.
10. Джон Барри — пять статуэток (+две номинации)
Британский композитор-новатор, впервые открывший голливудскому кино электронные музыкальные инструменты, прожил удивительную творческую жизнь. Он заработал 5 Оскаров за свою карьеру, но ни один фильмов не принес ему такую же оглушительную славу, как работа над музыкальным оформлением бондианы. Барри написал музыку к 11 фильмам про агента 007 — от дебютной картины «Доктор Но» до провальной «Искры из глаз» с Тимоти Далтоном в конце 80-ых. В последние годы жизни Барри пытался оспорить у композитора Монти Нормана факт того, что он не принимал участие в записи и создании знаменитой заглавной темы бондианы. Суд Барри проиграл, но многие историки кино склоняются к тому, что авторство британца неоспоримо — в треке легко угадывается его фирменный стиль.
Главные работы: Бондиана, «Полуночный ковбой», «Лев зимой».
9. Френсис Форд Коппола — пять статуэток (+девять номинаций)
Коппола в 70-ые годы, в годы расцвета так называемого «Нового Голливуда», был главным режиссером на планете. Его слушались продюсеры, студийные чиновники и, конечно, актеры и прочие непосредственные участники его картин. Все просто: «Крестный отец» принес Копполе миллионы долларов, мировую славу и белоснежный Мерседес (его режиссер выиграл в споре у владельца студии Paramount). Резвая творческая поступь принесла за несколько лет Копполе аж пять Оскаров, причем он стал первым в мире режиссером, который выдвигался в соответствующей номинации за две разные картины (в 1974 году — за «Разговор» и второго «Крестного отца»). Дальше произошло то, что все и так знают: утомительные многомиллионные съемки «Апокалипсиса сегодня», провал супердорогого «От всего сердца», долги, творческий кризис и странные постановки. Сейчас, после нескольких низкобюджетных картин, Коппола говорит, что готов к масштабной постановке, как в старые добрые времена.
Главные работы: трилогия «Крестный отец», «Разговор», «Апокалипсис сегодня».
8. Федерико Феллини — пять статуэток (+двенадцать номинаций)
Возможно, величайший из итальянских режиссеров четыре из пяти своих статуэток завоевал в самой очевидной категории «Лучший фильм на иностранном языке», где ему до сих пор нет равных. В период с 1957 по 1976 год американские академики отмечали вожделенной статуэткой почти каждую его значимую работу — от «Дороги» до моего любимого «Амаркорда». При этом, получая приз за лучший иностранный фильм, Феллини до конца карьеры так и остался без награды в личной режиссерской номинации, хотя сейчас кажется, кто если не он. Небольшим утешением стал врученный ему в 1993 году, за несколько до смерти, почетный Оскар за вклад в киноискусство (эта премия никогда не учитывается в личных достижениях).
Главные работы: «Сладкая жизнь», «Амаркорд», «Восемь с половиной».
7. Джон Уильямс — пять статуэток (+49 номинаций)
Портфолио Джона Уильмса приведет в благоговение любого, даже того, кто кино в глаза не видел (ну, допустим). Потому что можно не смотреть «Индиану Джонс», но знать знаменитое «пам-парам-пам-пам-парам», не знать, кто такие Дарт Вейдер и Йода, но пускаться в точеный пляс при первых аккордах «Имперского марша», и уж точно никогда не встречаться с глазу на глаз с десятиметровой акулой, чтобы понять, насколько точно описывает страх музыкальная тема из «Челюстей». Вдвойне приятно, что Уильямс, которому сейчас 82 года, до сих пор в зравом уме и не перестает писать музыку к фильмам. А как иначе: ведь ежегодное присутствие в номинантах этого человека стало уже почти оскаровской традицией (в этом году Уильямс номинирован за «Воровку книг»).
Главные работы: «Звездные войны», трилогия про Индиану Джонса, «Скрипач на крыше».
6. Ричард Дэй — семь статуэток (+двенадцать номинаций)
Ричард Дэй — первый из наших героев, который в своей карьере захватил еще промежуток немого голливудского кино. Первого Оскара Дэй получил еще в 1936 году, когда сама церемония напоминала индустриальный капустник с десятком номинаций и, разумеется, без малейшего намека на прямую ТВ-трансляцию. Дэй за всю свою карьеру никогда не концентрировался на каком-то одном стиле, предпочитая насколько это возможно менять обстановку в своих картинах. Он декорировал камерные пьесы («Трамвай “Желание”»), военный блокбастеры («Тора! Тора! Тора!»), социальные драмы («В порту») и многое другое. В Голливуд Дэя до сих пор считают «особенным» за его безупречный вкус и яркую карьеру.
Главные работы: «Трамвай “Желание”», «В порту», «Превыше всего».
5. Алан Менкен — восемь статуэток (+одиннадцать номинаций)
Главный диснеевский композитор, автор любимых песен и музыки к «Красавице и чудовищу», «Алладину», «Русалочке», «Покахонтас» и многих другим. Ударный период работы Менкена пришелся на конец 80-ых — начало 90-ых годов, когда весь мир бредил блистательными диснеевскими анимационными лентами. Менкен и спустя 20 лет остается верен себе и до сих пор пишет музыку преимущественно для мультфильмов или детских лент: последними большими работами в его карьере стали картина «Зачарованная» и анимационная картина «Рапунцель».
Главные работы: «Алладин», «Красавица и чудовище», «Русалочка»
4. Эдит Хэд — восемь статуэток (+29 номинаций)
Величайшая женщина в кино, с иголочки одевавшая на протяжении полувека всех главных голливудских кинодив от Бетт Дэвис и Мерилин Монро до Ширли Маклейн и Одри Хепберн. С последней у Хэд связаны самые волнительные моменты в карьере: фильмы с Хепберн принесли Хед 2 из 8 статуэток в карьере. Объяснить величие Хэд для современных почитателей кино невозможно, надо просто поверить наслово — никто из костюмеров в мировой истории не сделал больше для кино, чем эта барышня. Как и другая великая женщина Фаина Раневская, Хэд была автором сотен запоминающихся афоризмов, которые цитируют и по сей день. Один из самых знаменитых: «Платье должно быть достаточно облегающим, чтобы показать, что вы женщина, и достаточно свободным, чтобы показать, что вы леди». И еще любопытный факт: Эдна Мод из «Суперсемейки» списана именно с Хэд.
Главные работы: «Забавная мордашка», «Афера», «Все о Еве»
3. Деннис Мьюрен — девять статуэток (+семь номинаций)
Фотография Мьюрена должна быть на прикроватном столике каждого поклонника «Звездных войн», «Инопланетянина» и «Индианы Джонса» вместе с изображениями Лукаса и Спилберга. Именно эта троица в 70-ые годы запустила маховик под названием «эра блокбастеров», от которого мы не можем отойти до сих пор. Мьюрен, если не придумал, то уж точно и по сути в одиночку превратил «спецэффект»из неизвестной материи в важную составляющую языка. То, как Мьюрен опередил свое время можно прочувствовать даже сегодня — достаточно заглянуть в парижский Диснейленд и посмотреть получасовую постановку «Капитана Ио» с Майклом Джексоном в главной роли. Этот короткометражный фильм Лукас, Коппола и Мьюрен придумали еще в 80-ых, но и до сих пор он выглядит феноменально, опережая по задумке и исполнению почти все современные 3D-картины.
Главные работы: «Звездные войны», «Инопланетянин», «Терминатор 2: Судный день».
2. Седрик Гиббонс — 11 статуэток (+ 28 номинаций)
Наверное, в том, что среди главных рекордсменов премии числится человек, придумавший облик позолоченной статуэтки, есть какая-то вселенская справедливость. Но в своем основном творчестве Гиббонс был блистательным художником-постановщиком, который за всю карьеру принял участие примерно в 150 картинах. Основной период его карьеры — это до и послевоенные годы, когда Гиббонс номинировался на Оскар практически каждый год и за два десятилетия выиграл все свои одиннадцать статуэток. Гиббонс также стал одним из 36 первых основателей «Академии кинематографических искусств и наук» — главной киноорганизации США и по сей день.
Главные работы: «Газовый свет», «Гордость и предубеждение», «Злые и красивые».
1. Уолт Дисней — 26 статуэток (+37 номинаций)
Главный рекордсмен премии — всем известный мультипликатор, имя которого стало нарицательным для целой корпорации, производящей не только анимационные и детские ленты, но и всевозможные игрушки, сувениры и многое-многое другое. Место Уолта Диснея на вершине нашего списка не поддается никакому сомнению — он единственный человек, получивший более 20 статуэток за карьеру, рекордсмен по количеству Оскаров за год (четыре — в 1954 году, причем все он получил за четыре разных картины), и общих номинаций на премию. Дисней придумал в одиночку ту мультипликационную индустрию, которую мы знаем сейчас, и построил многомиллионную компанию, которую знает весь мир. Одним из доказательств того, что Дисней и в жизни оставался волшебником и уникальным человеком, служит хотя бы приватная экскурсия для Лени Рифеншталь по собственной студии — никто так четко не чувствовал время и людей, нуждающихся в заботе, радости и хорошем настроении. Великий человек.
Главные работы: «Фантазия», «Белоснежка и семь гномов», «Пиноккио».
А теперь давайте подведем итоги игры, которую мы предложили вам в самом начале этой статьи. Как выглядит ваша десятка?