Кинопродюсер Кирилл Алехин разобрал главные проблемы, с которыми сталкивается любой неопытный кинорежиссер, на примере создания собственного кинофильма.
Человек может снять фильм вообще без подготовки. Вопрос: какой? Первую короткометражку, «Биограф», мы с другом сняли пару лет назад потому что — свербило. Он — фотограф, я — журналист. О том, как делать кино, не знали вообще ничего. Весь багаж — пара учебников по драматургии и тысяч пять просмотренных фильмов. Пока писали сценарий, сто раз переругались. Витя психанул и за четыре дня наснимал почти час материала: это примерно как выйти с утра на пробежку и — пробежать марафон. Еще год сидел на монтаже. Премьера прошла на фестивале имени Филиппа Дика в Нью-Йорке (звучит круто, но мы пробили адрес кинотеатра в Google Maps: среди автосервисов и пустырей торчала кирпичная заводская труба — фильм показывали, вероятно, в котельной). Потом «Биограф» проехал по нескольким фестивалям, был отмечен жюри «Святой Анны» в Москве.
Стоит ли вообще где-то учиться снимать кино? Если стоит, то где?
Учиться — надо. Не обязательно во ВГИКе. В Москве есть полдюжины киношкол, в основном — двухгодичных. Высшие курсы сценаристов и режиссеров, Московская школа кино, Московская школа нового кино, New York Film Academy, студия «Свободное кино»… Если у вас есть камера, свободное время и $10-15 тыс (за все обучение), то вариантов — масса.
У каждой школы своя специализация. Одни выпускают ремесленников, которые могут снять что угодно (это, кстати, комплимент). Другие — авторов с богатым внутренним миром, специфическим видением и очень сложными щщами. Но любая школа лучше, чем никакой. Потому что интуитивно вы наверняка понимаете принципы и приемы, по которым создается кино, сможете с приятелями что-нибудь инсценировать и записать на айфон. Но школа превращает все эти догадки в систему. «Вот так работает драматургия». «Так надо разводить мизансцену». «Так пишется чистый звук». «Так надо готовиться к съемкам, чтобы не рыдать на постпродакшне». Школа дает профессию, то есть учит получать гарантированный и качественный результат. «Хочешь выбить из зрителя вот такую эмоцию? Окей, держи инструменты».
Если жизнь складывается хорошо, учитесь за рубежом. В США (престижная, из топ-10, киношкола обойдется $100 тыс в год с проживанием), в Европе (бывший наш коллега из игровой журналистики Ваня Кузьмин отучился в Париже и — доволен: http://lifeisshort.ru/paris/), в Новой Зеландии… В Китае, наконец.
Ну, а если совсем не складывается, учитесь сами. На Vimeo или YouTube лежат сто тысяч обучающих роликов формата Do It Yourself — типа как сделать киношный свет из торшера и швабры. Диплом вы не получите, но снимать начнете.
Как собрать команду? Где брать толковых людей?
Чтобы найти команду, нужны идея и воля. Вокруг хорошего проекта люди собираются, как скрепки на магнит. Сейчас я готовлюсь к съемкам короткометражки Алексея Нужного «Петух». Принцип тот же. Просим друзей помочь со скрипт-доктрингом — и вот уже в соавторах появились сценарист «Легенды 17» и «Горько» Николай Куликов и матерый драматург Николай Ковбас. Искали актрису на главную роль — и договорились с Валей Мазуниной из «Горько!» (в хорошем коротком метре актеры как правило готовы сняться бесплатно). Начали собирать деньги на проект, и теперь каждый нам пишут какие-то совсем незнакомые парни: «К черту «Петуха»! Приезжайте снимать боевик в Гаагры — разместим и накормим!» Едешь к кому-то на встречу, пьете чай, присматриваетесь друг к другу… Команда растет. Так, например, подключился гениальный линейный продюсер Дима Шаров из Pin-Up Production: он лет пятнадцать снимает рекламу, захотел сделать что-то для вечности, увидел пост про «Петуха»… И теперь подготовка к съемкам идет как швейцарские часы.
Есть еще два способа. Первый — питчинги, куда можно заявиться с идеей фильма, а уйти — с продюсером, деньгами и другими плюшками. Это, например, Питчинг Дебютантов Молодежного центра Союза Кинематографистов (проходит дважды в год — самое время готовиться к следующему) или ГЛАВПИТЧИНГ.
Второй — интернет. Союзников можно найти на ресурсах вроде того же портала Союза Кинематографистов или Life Is Short. Написали редактору сайта, он дал объявление — и пошло-поехало.
И вот тут надо включать волю. Команда соберется только если поверит, что вы способны довести проект до конца. То есть не просто крикнуть: «Я хочу снимать!», а — снять. Сами-то верите?
Главный вопрос – где взять деньги?
Есть государственная поддержка, Министерство культуры и Фонд кино, но будем честны: если вы знаете, как ее получить, до этого места вряд ли бы дочитали.
Ваш путь — краудфандинг. В короткометражном кино очень небольшие бюджеты — от 150 до 500 тыс рублей. Эти деньги можно набрать по родственникам, друзьям и сочувствующим, и любая краудфандинг-платформа (в Рунете две крупных — planeta.ru и boomstarter.ru) — это просто удобные ворота, куда вы будете отправлять всех, кто гипотетически может помочь.
Глупо рассчитывать, что вы выставите проект на «Планете» и через неделю получите миллион. Через неделю на счетчике будет сто рублей, которые положили вы сами, чтобы проверить, почему это сборы не идут. Краудфандинг — это работа часов на пять в день. Каждому, кто лайкнул ваш пост про фильм, вы должны написать: «Привет. Спасибо за лайк. Но нужны деньги». Каждого, кто может помочь вам продвинуть проект — попросить о такой поддержке. Каждого, кто может проанонсировать — попросить об анонсе. Попутно подтянутся и спонсоры. Месяц кипучей активности — и у вас появятся деньги на кино.
Возьмем в качестве примера нашего «Петуха» — сильный, профессиональный продакшн и постпродакшн. Спланировано производство. Есть все, чтобы сделать маленький большой фильм. Кроме денег.
Часть бюджета мы собрали по инвесторам, часть — ну, конечно, — добираем краудфандингом на «Планете.ру»: http://planeta.ru/campaigns/9311
Идет обратный отсчет. Первая смена — 8 октября. Не хватает 250.000 рублей. Воюем!
Где взять технику? Какая нужна техника?
Это вообще не вопрос. Мы в золотом веке home video: техники много, она доступна, компактна, проста в обращении, а рапиды, как в «Матрице», вообще можно снять на смартфон. Комплект техники собирается под конкретный фильм, сцены и кадры. Покупать его, конечно, не надо — проще и правильнее взять в прокате. За 20-50 тыс рублей в день вы получите профессиональную камеру, оптику, свет и звук — и дальше все будет зависеть только от вас.
Некоторые прокаты (например, московский РЕНТАФОТО — http://www.rentaphoto.com/) поддерживают дебютантов и дают серьезные скидки для короткометражек. Пишите менеджменту и договаривайтесь. Мы делаем именно так.
Постпродакшн в условиях инди – как это выглядит? На какие спецэффекты стоит рассчитывать? Какие монтажные программы использовать?
Сегодня нет «инди» как противовеса «крупнобюджетному большому кино». Уже года три как все в киноиндустрии на равных. Весь профессиональный софт доступен. Смонтировать фильм, сделать цветокоррекцию (скажем, в бесплатном DaVinci Resolve Lite), обсчитать эффекты и свести звуковую дорожку вы можете на каком-нибудь Macbook Pro. Эффекты, графику, композинг и другие сложные слова тоже можно освоить, не выходя из квартиры. Прилично клеить вы научитесь за месяц. Базовую цветокоррекцию освоите за пару недель. Этим летом наши друзья сняли двадцатиминутную драму «Лето». Вторжение пришельцев, схватки на орбите, пылающие города, Алена Бабенко в нейрошлеме… И все это сами-сами-сами. За полмиллиона рублей.
Готовый фильм – что дальше? Как прокатывать и где? На какие фестивали заявляться? Можно ли в принципе что-то заработать?
Нормальный телеканал платит за короткометражку рублей восемьсот. Жадный не платит вообще ничего. Кинотеатры короткий метр (по крайней мере, российский) не показывают. В конце-концов все фильмы отправляются на YouTube. В общем, на дебют вы только тратите. Про «заработать» — забудьте.
Зато есть полсотни фестивалей в России и еще шесть тысяч — в мире. Заявляться надо на все (вот вам список с дедлайнами на прием работ: http://festagent.ru/ru/). Денег или славы они вам, понятно, не принесут. Это движение ради движения. Летаете с фильмом по миру, знакомитесь с такими же, как вы, дебютантами, танцуете под джаз на пляжах (как это было в августе на калининградском фестивале «Короче»). Если кино удалось, выигрываете какие-то призы. Но реальный выхлоп: контакты. Ваш фильм — это ваша визитка. Если она крутая, вас найдут продюсеры (они сидят на тех же фестивалях и том же YouTube и хантят таланты), пожмут руку, предложат снять что-то большое — и вот там вы уже развернетесь.
Текст: Кирилл Алехин
Вопросы задавал: Виктор Зуев