Секс в кино — одна из самых интересных и одновременно табуированных тем. Порно-фильмы появились еще на заре кинематографа, но по понятным причинам почти сразу же отпочковались в отдельный жанр. До второй половины XX века этот баланс сохранялся. Но начиная с 70-х порно начало выходить из подполья, и многие режиссеры традиционного кино начали включать в свои картины очень откровенные сцены. Мы покопались в истории и отобрали 16 картин c эпизодами с несимулированным сексом. Особенно интересно будет тем, кто устал от напускной провокационности современных якобы скандальных лент вроде «50 оттенков серого».


«Свит Свитбэк: Песнь мерзавца»
Sweet Sweetback’s Badasssss Song, 1971


Один из первых фильмов жанра «блэксплотейшн» (буквально — «кино про крутых черных»), который стал одним из самых успешных в жанре: при бюджете в 150 000 долларов он заработал в прокате более 15 миллионов. Впоследствии сын режиссера Марио ван Пиблз снял биографический фильм о работе над «Свит Свитбэком», а кто-то даже хотел поставить мюзикл по мотивам, но не сложилось. Может, оно и к лучшему: сегодня эта аморальная лента, как и большинство фильмов в полузабытом жанре «блэксплотейшн», может расцениваться разве что как не очень смешная шутка. Однако в 1971 году за похождениями Свита Свитблэка зрители следили с большим интересом — не в последнюю очередь из-за откровенных сексуальных сцен, в которых режиссер, он же и исполнитель главной роли, героически любил белых женщин, демонстрируя свой черный агрегат крупным планом.


«Империя чувств»
Ai no korida, 1976


«Первый великий эротический фильм в истории» — так говорили о картине японского режиссера Нагисы Осимы после премьеры в Каннах в 1976 году. Осима, один из самых смелых постановщиков Японии, творил на грани искусства и грубой провокации. Он не стеснялся критики собственной страны, поднимая темы расизма (в «Содержании скотины»), религиозной нетерпимости («Восстание христиан»), а в данном фильме — мизогинии и принижения женщин в патриархальной Японии.

Что касается секса в фильме, то для своего времени «Империя чувств» был чертовски откровенной лентой — оральные ласки и проникновения крупным планом даже заставили власти страны устроить суд над хулителем нравов. К слову, в 1990 году этот фильм даже попал в СССР, где проходил под грифом «только для взрослых» и считался желанным, хотя и табуированным удовольствием.


«Калигула»
Caligula, 1979


Изначально известный мастер эротики Тинто Брасс не собирался делать фильм со сценами реального секса, все-таки «клубничка» — это еще не порнография. Тем более, знаменитые актеры вроде Малькольма Макдауэлла и Питера О’Тула вряд ли стали бы сниматься в чем-то подобном даже за баснословные гонорары. Кого же было их удивление, когда на премьере фильма они увидели многочисленные сцены с совокуплениями своих героев с порочными римскими женщинами (и не только), в которых не принимали участие на съемках!

Их снял и вклеил уже в финальный монтаж продюсер фильма Боб Гуччионе, также известный как издатель откровенного журнала «Пентхаус». Он финансировал этот фильм и, по легенде, порно-сцены были одним из его обязательных требований, которое Брасс пытался проигнорировать.


«Разыскивающий»
Cruising, 1980


Название фильма заслуженного мастера триллера Уильяма Фридкина стоило перевести как «Поиск партнера». История о том, как Аль Пачино втирается в тусовку нью-йоркских геев, приманивая «на живца» убийцу-гомофоба, вызвала кислую мину на лице американских цензоров. Как итог, практически все сцены гомосексуальных контактов были удалены из оригинального монтажа, дабы не смущать достопочтенную публику.

Однако неравнодушный к ЛГБТ-сообществу актер Джеймс Франко много лет спустя восстановил справедливость, а заодно и вырезанный материал, сняв в 2013 году документалку с восхитительным названием «Интерьер: Садо-мазо-гей-бар». Если вдруг во время просмотра вам категорически этого не хватало — скажите спасибо звезде «127 часов»!


«Идиоты»
Idioterne, 1998


Второй (а вовсе не первый, как думают многие) фильм Ларса фон Триера, снятый в рамках «Догмы-95», разработанного им и группой единомышленников «манифеста о целибате режиссера». Его суть — никакого искусственного освещения, декораций, сценария; сплошной натурализм и импровизация. В том числе и сцены секса. Чем и воспользовался Триер, запечатлев в одном из эпизодов жизни коммуны «современных идиотов» сеанс групповой оргии.

Рассказывают даже, что на съемки датский провокатор пришел, предварительно раздевшись догола, чтобы максимально раскрепостить своих непрофессиональных актеров. Впоследствии он отошел от многих правил «Догмы», но откровенные порно-эпизоды есть и в последующих его фильмах — например, в «Антихристе» и «Нимфоманке».


«Романс Икс»
Romance, 1999


Катрин Брейя (кстати, также сыгравшая одну из ролей в фильме Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже») уже высказывалась на тему последствий сексуальной неудовлетворенности одинокой женщины в фильме «Настоящая девчонка» — там исполнительница главной роли Шарлотт Александра самозабвенно мастурбировала на камеру. Но этого Брейе оказалось мало — ради максимально достоверных сексуальных сцен она позвала в свой новый фильм известного итальянского порноактера Рокко Сиффреди, который помог исполнительнице главной роли Каролин Дюсе раскрепоститься и оказывать ему на экране сексуальные услуги с невероятным мастерством истинной актрисы. В наличии: фелляция, мастурбация и классика. Честно говоря, у Брейи есть фильмы и поинтереснее, но этот, безусловно, наиболее откровенный.


«Трахни меня»
Baise-moi, 2000


Когда двум актрисам взрослого кино Вирджини Депант и Корали Чинь Тхи надоела мужская гегемония, которую они терпели на протяжении всей своей карьеры, они объединились и сняли эту странную картину.

Две проститутки, уставшие от жизни на социальном дне, отправляются в путешествие с целью вершить правосудие над ошалевшими от своей власти мужчинами. В принципе, это, если хотите, порно, только с рефлексией и убийствами — разумеется, не настоящими. Откровенно говоря, картина у барышень получилась глупая, но страшноватая в своей необдуманной феминистической жестокости, к тому же, снятая за 15 лет до интернет-бума этого самого феминизма.


«Интим»
Intimacy, 2001


Любопытная, хотя и переоцененная в свое время картина театрального режиссера Патриса Шеро. Два одиноких человека, живущие в Лондоне, встречаются ради жесткого, грубого секса. Их все устраивает ровно до того момента, пока они не решаются узнать друг о друге немного больше.

Примечательно, что главную мужскую роль исполняет новое альтер-эго Стивена Спилберга — прекрасный театральный актер Марк Райлэнс, который недавно получил «Оскар» за роль в «Шпионском мосте». Его партнершей является актриса Керри Фокс — весьма загадочная личность, нечасто появляющаяся на публике.

Фильм Шеро — не только про секс, но и про личные тайны, которые есть в жизни почти у каждого человека. А также про то, как огромные мегаполисы могут помочь любому сохранить свои секреты. Примерно 10 лет спустя те же проблемы и вопросы будут подниматься в более целомудренной, но тоже откровенной картине «Стыд» с Майклом Фассбендером.


«Кен Парк»
Ken Park, 2002


Один из главных провокаторов Америки, режиссер Ларри Кларк, успел шокировать публику в 1995 году фильмом «Детки» — хулиганской ленте о тайном мире подростков, в котором старшие не мешают курить марихуану, заниматься сексом и заражать друг друга СПИДом.

В «Кен Парке» Кларк поднимает уже другую тему — взаимоотношений детей и их родителей. Разумеется, предельно откровенно: в одной из сцен, например, несовершеннолетний парень орально удовлетворяет мать своего друга. Критики, впрочем, разнесли фильм, как и предыдущие работы Ларри Кларка, не заметив в нем ничего кроме неприкрытого эпатажа и бессмысленного желания показать на экране настоящий секс. Однако Кларка это не смутило, и он продолжил снимать откровенные скандальные фильмы. Если смотрели «Кен Парк», поройтесь в его фильмографии — там еще много подобного.


«Коричневый кролик»
The Brown Bunny, 2003


Режиссерская работа отличного актера Винсента Галло, за пять лет до «Кролика» снявшего культовую в определенных кругах картину «Баффало-66», но конкретно облажавшегося со своим вторым опусом. В этом фильме он выступил в качестве режиссера, сценариста, монтажера, продюсера, оператора, художника и исполнителя главной роли. А еще совершил акт торжественной фелляции со своей тогдашней подружкой Хлоей Севиньи, запечатленный во всех подробностях. После показа этого чуда на Каннском фестивале фильм освистали, а влиятельный кинокритик Роджер Эберт назвал фильм худшим за всю историю фестиваля. Оно и неудивительно — кроме вышеупомянутого минета в фильме нет больше абсолютно ничего: ни связного сюжета, ни химии между персонажами, ни визуальной выразительности.


«9 песен»
9 songs, 2004


Для британского режиссера Майкла Уинтерботтома, обладателя нескольких наград Берлинского кинофестиваля, «9 песен» стал одним из самых противоречивых фильмов в карьере. Положившись на актерскую импровизацию, он снял картину о сексуальном влечении двух абсолютно разных людей (студентки-нимфоманки и профессора, изучающего Антарктиду), случайно встретившихся на рок-концерте.

В принципе, почти все кино можно пересказать по схеме «тык-тык, песня, тык-тык, эмоции героев, тык-тык, песня», и так до победного конца. Если бы не саундтрек с песнями Franz Ferdinand и Black Rebel Motocycle Club, «9 песен» остались бы невнятной мелодрамой с блеклыми героями и их механическими совокуплениями. Но и пресловутые музыкальные номера с рок-концерта ситуацию не особо спасают. Как и сексуальные сцены — столь неизобретательно и скучно они сняты.


«Малиновый рейх»
The Raspberry Reich, 2004


Мы просто не могли позволить себе не включить в этот список чудесную и уморительно идиотскую картину культового среди представителей ЛГБТ-сообщества режиссера Брюса Ла Брюса, который вполне может считаться прародителем гетерофобии в кино.

Просто оцените сюжет: воинственная баба Гудрун (реальная личность, между прочим), возглавляющая леворадикальную Фракцию Красной Армии в Берлине, решает устроить натуральную гей-революцию, призывая гомосексуалов Германии бороться с традиционным браком как «буржуазным пережитком и способом контролировать массы».

Историю о борьбе квир-коммунистов с гетеросексуальной капиталистической сволочью  Ла Брюс рассказывает так лихо и с огоньком, что смотреть на этот балаган даже интересно — если, конечно, вас не смущают откровенные сцены однополого секса, которых в этом фильме, как и в других картинах автора, хватает с лихвой.


«Клуб Shortbus»
Shortbus, 2006


Известный представитель «нового квир-кинематографа» Джон Кэмерон Митчелл снял фильм о жизни нескольких жителей Нью-Йорка, которые время от времени собираются в ночном клубе не только ради интеллектуальных разговоров, но и алкогольных групповух. В «Клубе Shortbus» присутствуют разнообразные порнографические зарисовки — от группового секса и садомазо до гомосексуальных контактов (куда ж без них).

Фильм, в котором по заявлению режиссера, все оргазмы были настоящими, стал культовым и получил поддержку от самого Фрэнсиса Форда Копполы, а также Йоко Оно, благодаря чему смог попасть на международные фестивали и даже выйти в прокат. Может, хотя бы вы увидите в этой картине что-то уникальное, что разглядел в ней режиссер «Крестного отца». У нас не получилось.


Необратимость
Irreversible, 2002

и Любовь
Love 3D, 2015


В начале нулевых французский провокатор Гаспар Ноэ заставил весь мир поверить, что Монику Белуччи по-настоящему насилуют на протяжении семи минут в его скандальной ленте «Необратимость». Эта сцена прославила режиссера на весь мир и чуть не стоила Белуччи брака с Венсаном Касселем, которому она запретила появляться на площадке во время съемок этого эпизода. Однако это была всего лишь имитация на манер сцены в культовом «Последнем танго в Париже». Впрочем, сцены реального гомосексуального секса в гей-клубе «Прямая кишка» в фильме присутствовали, пускай и были значительно подрезаны при финальном монтаже.

Но этого Ноэ было мало. Спустя почти 15 лет он пошел еще дальше и снял первый в истории художественный порнографический фильм, показанный в формате 3D. В «Любви» герои занимаются групповым сексом и трогают друг друга с такими лицами, словно в данный момент не совокупляются, а картошку чистят. Все это выполнено в фирменной кислотной стилистике Ноэ, от которой у некоторых начинает рябить в глазах уже через полчаса. В общем, интересное кино.


Машина любви, 2016


Ну и напоследок — так сказать, произведение одного из самых спорных российских режиссеров Павла Руминова и заодно единственный отечественный фильм в списке. В «Машине любви» режиссер «Дизлайка» и «Мертвых дочерей» стесняться не стал и запечатлел себя и свою музу, актрису Наталью Анисимову, в максимально откровенных сценах, между которыми разворачивается довольно унылая мелодрама про людей, теряющих свою любовь. Премьера картины Руминова состоялась в рамках прошлогоднего ММКФ, где она была показана вне конкурса.