Ровно 25 лет назад вышел полнометражный мультфильм «Аладдин», который повлиял на целое поколение детей, полюбивших его восточное очарование. Приключения бесстрашного юноши и неутомимого озорника-Джинна заставляли мечтать о чем-то столь же лихом и захватывающем каждого мальчишку. Поэтому одноименная игра для Sega Mega Drive в 90-х стала безусловным хитом и вспоминается многими с теплотой и болью до сих пор. В честь четвертьвекового юбилея мультфильма Отвратительные мужики вспоминают, каким же был первый «Аладдин» и каким он мог стать, согласись продюсеры на первый вариант сценария.

аладдин иультфильм алладин концепт-арты 25 лет алладину арт отвратительные мужики disgusting men

В Европе история об Аладдине впервые появилась в двенадцатитомном переводе сказок «Тысячи и одной ночи» Антуана Галлана. По словам француза, он услышал ее от сирийского рассказчика по имени Ханна, но многие до сих пор сомневаются в правдивости слов востоковеда и считают, что он самолично придумал легенду.

аладдин иультфильм алладин концепт-арты 25 лет алладину арт отвратительные мужики disgusting men

аладдин иультфильм алладин концепт-арты 25 лет алладину арт отвратительные мужики disgusting men

В 1988 году драматург Говард Эшман впервые задумался над экранизацией сказки. Он написал 40-страничный сценарий, в котором освежил историю, сделав ее более понятной для современного зрителя. Вместе со своим другим Аланом Менкеном он сочинил песни к мюзиклу и придумал персонажей, которых звали Бабкак, Омар и Касим, а вместе с ними и Джинна, походившего на джазменов 30-х годов. Главы студии отмели этот проект и посадили Эшмана писать песни для «Красавицы и чудовища».

аладдин иультфильм алладин концепт-арты 25 лет алладину арт отвратительные мужики disgusting men

В это время сценаристка Линда Вулвертон доработала набросок Эшмана, вдохновившись британской картиной «Вор Багдада», откуда и был заимствован образ Джинна.

аладдин иультфильм алладин концепт-арты 25 лет алладину арт отвратительные мужики disgusting men

В марте 1991 года вдохновитель всего проекта Говард Эшман умер. Режиссеры Джон Маскер и Рон Клементс еще раз переписали его сценарий. Основа осталась прежней: Аладдин — мальчишка, похожий на Гекльберри Финна, который пытается завоевать сердце принцессы и доказывает султану и своей матери, что достоин ее руки.

аладдин иультфильм алладин концепт-арты 25 лет алладину арт отвратительные мужики disgusting men

аладдин иультфильм алладин концепт-арты 25 лет алладину арт отвратительные мужики disgusting men

Продюсер Джеффри Катценберг, прочитав историю, сухо сказал: «не работает». Он попросил дуэт не держаться за вариант Эшмана, не боясь его менять.

аладдин иультфильм алладин концепт-арты 25 лет алладину арт отвратительные мужики disgusting men

В итоге изменения были критическими: режиссеры усилили характеры Аладдина и принцессы Жасмин, задвинув на второй план султана и полностью удалив мать главного героя. Отныне повзрослевший Аладдин сам отвечал за свои поступки и больше походил на смесь Харрисона Форда с Томом Крузом.

аладдин иультфильм алладин концепт-арты 25 лет алладину арт отвратительные мужики disgusting men

аладдин иультфильм алладин концепт-арты 25 лет алладину арт отвратительные мужики disgusting men

Сценаристы Тед Эллиот и Терри Россо признавались, что, внося поправки, старались сделать героя более грубым, «похожим манерами на молодого Харрисона Форда». А аниматор Глен Кин говорил, что при создании нового образа больше всего вдохновлялся героем Тома Круза из боевика «Лучший стрелок». Тогда же действие мультфильма перенесли из Багдада в вымышленный город Аграба.

аладдин иультфильм алладин концепт-арты 25 лет алладину арт отвратительные мужики disgusting men

Когда дело дошло до анимации, сотрудники столкнулись с новыми трудностями: каждый художник занимался собственным героем, но, разделенные на две студии, они находились в разных городах. В 1991 году расстояние было проблемой. Поэтому аниматоры часто созванивались, посылали письма и диски с набросками, а также бесконечно обменивались факсами.

Прототипом Жасмин послужила сестра одного из художников Марка Хенна. Он нашел фотографию девушки в выпускном альбоме и с нее рисовал принцессу.

аладдин иультфильм алладин концепт-арты 25 лет алладину арт отвратительные мужики disgusting men

В студию Disney профессиональные дрессировщики приносили обезьян, чтобы аниматоры повторили похожие движения в мультфильме. Они часто совмещали правдоподобное поведение приматов и мультипликационную свободу, чтобы движения Абу были карикатурными, но не потеряли реалистичности.

аладдин иультфильм алладин концепт-арты 25 лет алладину арт отвратительные мужики disgusting men

аладдин иультфильм алладин концепт-арты 25 лет алладину арт отвратительные мужики disgusting men

Для главного злодея, Джаффара, художники придумали 50 разных образов, чтобы выбрать один лучший.аладдин иультфильм алладин концепт-арты 25 лет алладину арт отвратительные мужики disgusting men

аладдин иультфильм алладин концепт-арты 25 лет алладину арт отвратительные мужики disgusting men

Когда оба режиссера договорились, каким будет Джинн, ни один из них не сомневался в том, кто его сыграет. Катценберг предлагал на эту роль Стива Мартина и Эдди Мерфи, но Маскер и Клементс, не раздумывая, отказались. В их представлении только один актер мог с прирожденной легкостью перевоплотиться в Джинна, и это был Робин Уильямс. Его природная харизма, буквально заставлявшая жонглировать масками, идеально подходила для буйного духа, пародирующего все на свете. К сожалению, из-за маркетингового скандала Уильямс отказался озвучивать Джинна в будущих картинах.

аладдин иультфильм алладин концепт-арты 25 лет алладину арт отвратительные мужики disgusting men

Тем не менее, первая часть «Аладдина» стала для Робина Уильямса настоящим бенефисом. Несмотря на готовый сценарий, актер хохмил и импровизировал, как только мог, а мог он практически не останавливаясь. Всего создатели записали 16 часов монологов Уильямса, но включили в мультфильм только малую часть из них.

аладдин иультфильм алладин концепт-арты 25 лет алладину арт отвратительные мужики disgusting men

В конце 80-х Говард Эшман написал аж 14 песен к своему любимому детищу, но после его смерти в переделанную версию вошло только три композиции, одну из которых, «Принц Али», (ее исполняет Джинн по приезде Аладдина в город) драматург написал, будучи тяжелобольным СПИДом. Еще три добавил его друг Алан Менкен в сотрудничестве с Тимом Райсом.

аладдин иультфильм алладин концепт-арты 25 лет алладину арт отвратительные мужики disgusting men

Актеры озвучки «Алладина» реагируют на найденные записи Робина Уильямса, где он изображает Джинна:

После выхода «Аладдин» получил два «Оскара» за лучшую музыку и за лучшую песню (A Whole New World).

  • Axel Rose

    Мой любимый мультик, первая часть. Также, как и Король лев самый первый. Вот умели же вто время и рисовать и интересно делать :)

  • Divuar LaCroix

    Обожаю дизайн локаций там. Дворец Аграбы и вход в пещеру — одни из самых впечатляющих и запоминающихся во всех видимых мною мультфильмах!

  • Леди Сова

    Интересно было бы почитать и по СПГСить на тему того, по какому принципу рисуются герои в мультиках, больше с психологической точки зрения. Понятно, что многие срисованы с актеров, но вот, например, тенденция — очень многие олдскульные злодеи подчеркнуто худые (Джаффар, Моргана, Круэлла, Распутин), мужчиты часто с длинными рожами, как это все работает? Ассоциации худобы с болезнью-смертью-скелетами?

    • Galaktionov Nikolay

      Помню моя бывшая-художница делала лекцию на подобную тему. В целом что-то вроде того, да. Острые, «агрессивные» углы, вытянутость больше отпугивает людей (да и животных, раз уж на то пошло). Когти, клыки и подобное сразу ассоциируется с опасностью, поэтому такими чаще изображают злодеев. Положительные персонажи напротив — скруглённые и более «безопасные». Это, вроде как, читается уже на уровне инстинктов, поэтому, например, дети сразу могут понять, что вот Джафар плохой, а Алладин — хороший.

    • 00bruce

      Есть такая лженаука физиогномика, там по формам лица и даже движениям определяют характер и соц. профиль человека. Вот базовые принципы очень похожи на то, как рисуют клише-героев в комиксах/мультах. Но это уже тренды прошлого. Щас эти стереотипы уже не работают (как и в реальной жизни), даже в играх злодеи боссы это чаще дубовые жиробасы.

      • Леди Сова

        Мне кажется, что сегодняшние злодеи бывают и худощавыми, и жирными с разной частотой, потому что и то, и другое — отклонение от нормы => вызывает ассоциации с болезнями, т.е. чем-то неприятным. Ну и в плюс жиробасов еще стереотип о всяких алчных бездушних ротшильдах и котлетах ближе к выходным. Но, мне кажется, некоторые приколы с физиогномикой до сих пор работают, например, те, где людям приписываются черты характера на основе сходств с животными. Это уже фишка из басен, на «мужиках» упоминалась в статье про night in the woods. Мол, животное (или человек, похожий на) — это сразу определенный набор стереотипных черт характера, такого персонажа не нужно представлять зрителю, и так ясно, что, если у злодея горбатый нос, точно орлиный клюв — он будет жестоким и стремительным.

  • Андрей Хотару

    Действие из Багдада перенесли в Аграбу, а в русском варианте опенинга сериала поётся про Багдад, хотя он отношения к сюжету вообще не имеет. Но песня от этого хуже не становится, да.

    • Sweet Lou

      ААААРРРААААБСКАЯ НООООООЧЬ

    • Neyroson

      Переименовали, потому что бомбили Багдад, драные янки, в это время.

  • Pavel Ovchinnikov

    Когда рисовали джина, чуваки явно вдохновлялись охотниками за привидениями https://uploads.disquscdn.com/images/8f3012b0055cdb279fc30aca19001d570af9729d4b44e4c04b840d3b7bd729a9.jpg

  • https://uploads.disquscdn.com/images/655decc42e1cadf7f632a39cb9e2700bfabbf5bf5373a59ae42a530bdaf03eae.jpg Читал еще, что образ Жасмин также был вдохновлен Дженнифер Коннелли

    • Sumrak

      Она больше похожа, у той тётки вообще ничего общего с Джасмин.

  • Снеговик

    Странно, что не упомянут многострадальный мультфильм «Вор и сапожник», которым создатели «Аладдина» явно вдохновлялись…

  • Саша Роквелл
    • Alex Cucumber

      Братишка, я тебе три желания принес.

  • Mark Quincy

    Лично для меня самое замечательное в этом мультике это импровизации Робина Уильямса. Замечательный был актёр

  • Alex Simkin

    Поправка: Робин Уилльямс вернулся озвучивать Джинни в третьем фильме Aladdin and the King of Thieves. Там он тоже жгуче играет и поет.

    http://www.imdb.com/title/tt0115491

  • Паллиатив Петров

    Полнометражный дисней появился в моей жизни вместе с VHS и это было прям олицетворением эпохи. Видеокассеты с тонной нетленок — это ощущение, что я типа что, смогу собирать и смотреть любимые фильмы теперь когда захочу?

    И Аладдин, да, он просто сносил крышу. Аниме тогда у нас никто не смотрел и диснеевские полнометражки были настоящей ВЕРХУШЕЧКОЙ того, что можно было найти в young adult от мультипликации. И мне помню дико запала сцена представления Джинни, все эти его кривляния и изобретательная безумная анимация. Тогда этот калейдоскоп пестрой йобы на экране смотрелся дерзко и безбашенно.
    https://www.youtube.com/watch?v=99Op1TaXmCw