На этой неделе в мировой прокат выходит очередной фильм студии Marvel — комедийный научно-фантастический блокбастер «Человек-муравей» про вора-неудачника, который решил спасти мир ради дочки. И как бы мы все ни устали от фильмов про супергероев, этот, поверьте, лучше не пропускать.
Гениальный ученый Хэнк Пим (Дуглас) в конце 80-х создает сыворотку, позволяющую уменьшать любые предметы и живые организмы. Коллеги советуют Пиму продать технологию, но изобретатель непреклонен — он понимает, что если вещество попадет не в те руки, миру конец. За несговорчивость ученого выгоняют из собственной компании на заслуженный отдых, а его ученик и преемник Даррен Кросс (Столл), закрывшись в лаборатории, начинает работать над вычислением формулы сыворотки Пима.
Спустя 25 лет, когда Кросс находится на расстоянии одного удачного эксперимента от успеха, Пим понимает — пора действовать. На роль спасителя вселенной ученый выбирает вора-неудачника Скотта Лэнга (Радд), которому когда-то удалось взломать одну из самых сложных защитных систем США. За хорошее вознаграждение он просит его повторить собственный триумф — пробраться в центральный офис бывшей компании и уничтожить все разработки Кросса. Чтобы упростить задачу, ученый выдает Лэнгу костюм, который позволяет уменьшаться в размерах, а также обучает вора управлять муравьями.
Семь лет назад, запустив на больших экранах настоящую киновселенную с вплетенными в нее фильмами про собственных супергероев, студийные боссы Marvel вряд ли догадывались о всех проблемах, с которыми им предстояло столкнуться в дальнейшем. Амбициозные производственные планы подразумевали титанический труд всех без исключения задействованных лиц — от актеров и режиссеров, до продюсеров и сценаристов. Перед последними стояла самая сложная задача — сводить все истории с десятками сюжетных линий и героев в одну, четко выстроенную вселенную. Тогда скептики отрывались по полной: кто-то крутил у виска пальцем, не веря в марвеловскую авантюру, кто-то — заранее ругал студию за конвеер по добыче денег молодежи от 15 и старше — самой платящей киноаудитории.
Сегодня об этих неутешительных прогнозах мало кто вспоминает: фильмы про сверхлюдей в разноцветных трико рвут мировой прокат, а сами супергерои стали настоящими символами современной поп-культуры. И в этом заслуга в первую очередь именно Marvel.
Впрочем, это общее место, интереснее другое. В определенный момент Marvel столкнулась с очевидными проблемами роста киновселенной. Супергероев и фильмов про них стало так много (тут еще подтянулись конкуренты из DC со своей вселенной), что многие зрители стали элементарно в них путаться. А кто-то окончательно (среди моих друзей, например, таких полно) перестал смотреть подобные фильмы — мол, зачем, все мы уже видели и так далее. И в этой ситуации Marvel пошли на отчаянный, но очень верный ход — превратили фильмы про новых, неизвестных широкой публике персонажей в комедии, разумно посчитав, что при помощи юмора и шуток новичкам-супергероям будет проще завоевать зрительское внимание. Первым удачным экспериментом можно считать прошлогодних «Стражей галактики» — уморительно смешной стеб над приключенческой фантастикой и супергеройскими фильмами; в 2015 настало время «Человека-муравья».
Фильм Пейтона Рида по характеру — что-то среднее между комедийными боевиками вроде «Шпиона» или «Копов в юбках» и классическими фильмами Marvel. С одной стороны, здесь есть все основные жанровые элементы — фантастические злодеи, гении-ученые, сверхсила, суперкостюмы, с другой — многоэтажный юмор, герои-идиоты, десятки комических ситуаций, которые начисто рушат надоевшую патетику супергеройского кино.
В рецензии на вторых «Мстителей» я опрометчиво сравнил Капитана Америку, Тора и Железного человека с Трусом, Балбесом и Бывалым, а сам фильм — с «Монти Пайтоном». Простите меня: «Человеку-муравью» и его персонажам (не буду говорить, каким — увидите сами) эти сравнения подходят намного лучше. Это невероятно уморительный, легкий и при этом очень умно придуманный фильм. Долгое время постановщиком «Муравья» числился Эдгар Райт («Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые»), который знает толк не только в тонком британском юморе, но и в голливудских спецэффектах. Райт за год до премьеры уволился, но его почерк виден буквально в каждом кадре — от латинских напевов в первых титрах и комедийного актера в главной роли (Пол Радд) до впечатляющей сцены первого уменьшения героя. Посмотрите на это в 3D.
Однако «Человека-муравья», в отличие от тех же «Стражей галактики», (к сожалению или нет) сложно назвать бабахающим стомиллионным балаганом без правил. Это более традиционное и предсказуемое супергеройское кино, которое не столько высмеивает жанровые штампы, сколько мастерски при помощи юмора лавирует между ними. И если «Стражи галактики» были смелейшим экспериментом, картиной (и в этом ее главная сила) без малейшего намека на мораль и второе смысловое дно, то «Человек-муравей» не такой. Это фильм о том, что родители всегда должны оставаться героями для своих детей и о том, что правильные и благородные поступки, являются необходимым условием благополучных отношений с собственным чадом. А еще это картина о том, что зло, как и добро, не надо и нельзя измерить линейкой — оно либо есть, либо нет.
Но несмотря на смену жанра и все находки, «Человека-муравья» сложно назвать безупречным марвеловским блокбастером. Здесь довольно плоский и неитересный злодей, тривиальная история про добрых-злых ученых и чуть смазанный финал. Но «Муравья» спасает его почти предельная несерьезность — каждый сценарный просчет или любую логическую нестыковку авторы просто топят в шутках и виртуозных спецэффектах.
Понятие «летний блокбастер» было придумано сорок лет назад, но в последнее время оно все больше приобретает негативную коннотацию — мол, тупое кино для мультиплексов под попкорн и колу. Но создать легкое, воздушное стомиллионное кино — это тоже большой талант и дар, и далеко не все им обладают. «Человек-муравей», повторимся, не идеальное кино от Marvel, но почти образцовый фильм для летнего сезона блокбастеров.