В международный прокат вышел долгожданный сиквел культовой мистической комедии о зловещем призраке-трикстере. Дмитрий Соколов рассказывает, смог ли Тим Бёртон воскресить дух веселого безумия во второй части «Битлджуса».
Лидия Дитц — ведущая популярного ток-шоу о призраках и ясновидящая. Вместе с бойфрендом, мачехой и дочкой Астрид она прибывает в городок, где расположен их семейный дом. Повод к возвращению безрадостный: отец Лидии трагически погиб, так что на похороны собирается вся семья. Узнав, что Астрид закрутила роман с местным призраком, затащившим ее в загробный мир, Лидия решается вызвать недоброго знакомца Битлджуса, чтобы он помог вернуть дочку в царство живых. И пройдоха Битлджус даже согласен помочь. Но с одним условием: только если Лидия станет его женой. Скрепя сердце, Лидия соглашается, и вместе с ушлым призраком отправляется в мир мертвых спасать дочку.
В начале, как обычно, два слова о главном. «Битлджус Битлджус» однозначно удался: это столь же изобретательный фестиваль фантазии и черного юмора, каким был первый фильм. Тим Бёртон (в 2010-х усердно клепавший для крупных студий глянцевые семейные сказки вроде «Дамбо»), наконец, вернулся к излюбленному стилю комедийного и слегка мрачного гротеска, который хорошо просматривался в фильмах вроде «Марс Атакует!» или «Сонная лощина». Сиквел «Битлджуса» неистощим на выдумки, полон ярких персонажей и запоминающихся локаций. В каждом кадре здесь ощущается безгранично креативная любовь Бёртона к своему творению. Ну а далее — подробности обо всем этом сумасбродном сумасшествии.
Сценарий (его писали Майлз Миллар и Альфред Гоф, авторы «Уэнсдей») переплетает несколько сюжетных линий воедино, тем самым сохраняя высокий темп. За 100 минут хронометража во втором «Битлджусе» происходит столько событий, сколько в ином сериале за один сезон. Лидия ищет в потустороннем мире свою дочку, по следу Битлджуса идет суровый коп с пробитыми мозгами, а душный бойфренд Лидии тоже домогается ее руки. Но в центре сюжета всегда остается очередная хитроумная игра Битлджуса, который во что бы то ни стало хочет женить на себе Лидию и окончательно вернуться к жизни.
Такой расклад дает массу возможностей для того, чтобы показать множество новых уголков загробного мира. И Бёртон их с блеском использовал. В свое время первый «Битлджус» поражал воображение во многом за счет виртуозных спецэффектов и тщательного грима (за последний фильму дали «Оскар», за первые — британскую премию BAFTA), а также разнообразных декораций. Во второй части визуальная феерия «Битлджуса» помножена надвое.
Нам покажут поездку на Поезде Душ (в оригинале «Soul Train» — отсылка не только к эпохе диско и фанка, но и к популярнейшей в 1970-е музыкальной передаче), бюрократические лабиринты с блуждающими по ним толпами привидений, и много чего еще. Не забыты и памятные по первой части места вроде зала ожидания (бедняга с выжженными внутренностями все еще ждет вызова) или песчаной бездны с гигантскими червями.
Повсюду кипит мертвая жизнь. Вокруг толпятся красочные призраки, снуют мелкоголовые подручные Битлджуса (одному из них очень не повезет стать его дублером), и печально бродит обглоданный акулой папа Лидии. Конечно, выдержано все по-прежнему в эстетике, основанной на немецком экспрессионизме: повсюду скошенные углы, искаженные пропорции и полумрак. Одним словом, работа с сеттингом в сиквеле — великолепная, только оформление декораций и образы потусторонних жителей сделали бы кино запоминающимся.
К счастью, талант Бёртона не ограничивается визуалом. Помимо стиля во втором «Битлджусе» цепляют персонажи, причем для сиквела был собран тот же каст, что и для первой части. Кэтрин О’Хара (мама Кевина из франшизы «Один дома») снова играет эксцентричную художницу Делию, устраивающую истерики по поводу и без. Вайнона Райдер отлично выглядит в образе повзрослевшей Лидии, пытающейся (безуспешно) забыть травматичное прошлое. А вот Дженна Ортега теряется на фоне именитых коллег: ее Астрид получилась самой блеклой в семье Дитц, хотя в кадре девушка смотрится неплохо.
В «мертвой зоне» персонажи тоже оформлены со вкусом. Уиллем Дефо отлично играет крутого детектива Вольфа Джексона (при жизни он был актером и явно вдохновлялся Грязным Гарри), которому простреленная секретарша регулярно подносит порцию свежего кофе. Моника Белуччи великолепна в роли Делроес, обворожительной ведьмы, идущей по следу Битлджуса, высасывая души у всех на пути. Правда, в сиквеле нет семейной пары Мейтлендов из первой части (их играли Алек Болдуин и Джина Дэвис), которые, по сюжету, все-таки съехали из дома в загробный мир с концами.
Но всех прочих персонажей задвигает на второй план Майкл Китон, вновь (через 36 лет!) играющий Битлджуса. Хотя титульный трикстер появляется нечасто, каждый эпизод с ним прекрасен от первой до последней секунды. Битлджус по-прежнему искрометно и грязно шутит, плетет интриги, возмущает и провоцирует, бесится и балагурит вовсю. В конце 1980-х роль Битлджуса стала для Китона поворотной точкой в карьере (сдружившись на съемках с Бёртоном, он снялся в «Бэтмене», выйдя из амплуа чистого комика), и видно, что актер до глубины души рад вернуться к одному из ярчайших своих образов.
Именно порочная харизма Китона придает всему фильму хорошо знакомый по первой части вайб слегка извращенной семейной комедии. Здесь стоит отметить, что несмотря на беззубый PG-13, в фильме хватает не только шуток на грани (как вам псевдо-цитата из Достоевского?), но и весьма физиологичных подробностей. Взять хотя бы сцену, где Битлджус вываливает всю свою (насквозь гнилую) душу перед Лидией, а она затем рожает мини-Битлджуса в густых потоках слизи. Или другие роды, похожие на знаменитый эпизод с младенцем на потолке из «На игле». И такого юморного, но вполне хоррорного контента в сиквеле немало.
Но только им второй «Битлджус» не исчерпывается. Есть тут и отличный саундтрек от Дэнни Элфмана (зацените, как Делорес собирает себя под диско-хит Tragedy от Bee Gees!), и ненавязчивые отсылки к первой части (см. скульптуру во дворе школы Астрид). А в финале дают даже роскошный музыкальный номер с участием Битлджуса. Короче говоря, годы ожидания и производственного ада прошли не зря. Тим Бёртон вернулся к корням и вырастил из них прекрасный сад. «Битлджус Битлджус» — это сиквел, достойный встать в один ряд с оригиналом, давно зревший плод искренней любви к странному, загадочному и порой опасному, но чарующему миру за пределами нашей земной жизни. А еще это отличный пример того, что над силой воображения и талантом не властно время.