Не существует единой формулы героя, ведь стать им может каждый. И не так уж важно, прославились ли вы на поле брани, вызволили волшебный меч из камня, или стали героем поневоле. Эшли Уильямс, простой работяга из супермаркета, как раз из последних. Волею судеб он узнал, что книга не всегда лучший подарок, надолго связав свою жизнь с мертвецами и Голливудом. Сегодня великому актеру, сыгравшему легендарного однорукого борца с дедайтами, исполняется 66 лет. Добавить еще одну шестерку — и можно потягаться с самим Некрономиконом.
Вопреки распространенному мнению, фильмы ужасов не были дебютным проектом Брюса Кэмпбелла. Вместе со своими друзьями, братьями Рэйми (сразу тремя), он сыграл роль полицейского в короткометражном фильме «Это было убийство!». Работу, начатую еще в старших классах школы, будущая неразлучная команда продолжила в колледже, познакомившись там с молодым Брюсом.
По-настоящему раскрыть талант будущему режиссеру Сэму Рэйми и актерам помог фильм «Среди лесов». Во многом наивный, технически несовершенный и абсолютно неинтересный с точки зрения крупных инвесторов фильм заинтересовал небольшой кинотеатр в Детройте, который специализировался на показе необычного кино для непредвзятых зрителей. Фильм был представлен публике прямо перед еженедельным показом «Шоу ужасов Рокки Хоррора» и был высоко оценен, даже получив скромную рецензию в местной газете, автор которой сравнил короткометражку с более известными картинами.
Во многом это был успех для Сэма Райми, который впервые попробовал себя в качестве режиссера хоррора, его ранние работы были скорее комедийными, отмеченными легким и слегка пошлым юмором. «Среди лесов» не является приквелом к будущим фильмам, это был скорее рекламный ход или трейлер потенциала команды, представившей трагический дуэт Эша и Черил, которую сыграла Эллен Сэндвайсс. Сама идея такого маркетингового хода очень понравилась братьям Коэн, которые впоследствии часто сотрудничали с Брюсом Кэмпбеллом и Райми в совместных проектах.
Настоящим карьерным успехом, открывший дорогу в большое кино, стал фильм «Зловещие мертвецы», впоследствии ставший культовым. Уже тогда Брюс понял, что залог успеха картины лежит в совместной работе, внося необходимые правки в характер персонажа и финансово поддерживая выпуск картины. Первая часть похожа на классические фильмы ужасов — группа похотливых студентов отправляется за город на отдых, где они встречают древнее зло, и отпуск идет по незапланированному сценарию. Эллен Сэндвайсс вернулась в команду, сыграв сестру главного героя и запомнившись фанатам по знаменитой сцене в подвале.
Необычный подход к спецэффектам и устрашающий грим понравились как зрителям, так и критикам, однако популярным фильм стал после неожиданной рецензии Стивена Кинга, который назвал его одним из своих любимых, чем привлек внимание больших инвесторов.
Окрыленные успехом, Сэм и Брюс при поддержке братьев Коэн решают снять криминальную комедию «Волна преступности», о котором смело можно сказать, что ее преследовало проклятье. При довольно скромном бюджете в три миллиона долларов (причем в финансировании принимали участие актеры и их друзья) студия ожидала успеха, достойного летнего блокбастера. Но все не задалось с самого начала.
Кинокомпания Embassy Pictures считала своим долгом вмешиваться в творческий процесс, сместив Брюса с главной роли на вторичную, а затем и перекраивать концепцию картины несколько раз подряд. Не облегчали работу и остальные актеры, регулярно устраивающие скандалы и драки во время съемок.
Последним гвоздем в гроб фильма стала полнейшая неспособность отдела рекламы выполнить свою работу. «Что это, фильм ужасов, комедия, боевик или триллер? Кто же так снимает, неужели режиссеру никто не рассказал, что кино — это не место для творчества? Взялся снимать детектив — не вздумай сделать так, чтобы в зрительном зале раздавался смех!», — примерно с таким подходом они взялись продвигать фильм. Результат оказался предсказуем, картина с треском провалилась в прокате, так и не найдя своего зрителя. Впрочем, спустя годы фанаты творчества Брюса смогли оценить ее по достоинству, услышав остроумные комментарии о создании фильма из первых рук.
Не теряя надежду, Райми и Кемпбелл решают вернуться к прошлому проекту и снять «Зловещих мертвецов 2». Однако одним из условий выхода картины было «все тоже самое, как в первой, только больше и лучше». Сценарий, который был впоследствии реализован позднее, пришлось отложить в долгий ящик. Комедийный опыт, пусть и неудачный, полученный во время съемок «Криминальной волны», было решено перенести во вторую часть, и уж тут-то сценарист развернулся вовсю.
Природная харизма Брюса была использована по максимуму, гримасы демонической одержимости сменялись простодушными ухмылками и трюками в стиле классических «Трех балбесов». Фильм, используя оригинальную историю, дополняет и расширяет вселенную «Зловещих мертвецов», добавив новых персонажей и не забывая рассказать судьбу старых. Опытный взгляд может заметить отсылки к таким классическим фильмам ужаса, как «У холмов есть глаза» и «Кошмар на улице Вязов», подарившим (а скорее отсекающим) руку главному герою.
Забавный факт: Джон Кармак, участвовавший в разработке DOOM, честно признался, что идея воевать с нечистью с помощью современных технологий пришла ему именно из «Зловещих мертвецов 2». Становится понятно, откуда у главного героя игры взялась бензопила и дробовик, которыми тот лихо уничтожал демонов.
В перерыве перед съемками третьей главы саги о приключениях однорукого Эша Брюс снялся в двух частях фильма «Маньяк-полицейский», окончательно создав себе образ звезды фильмов категории B. Получив добро на съемку новой части от Universal Pictures, он и братья Рэйми приступили к осуществлению давней затеи. «Армия тьмы» стала тем, чем должна была стать вторая часть: путешествия во времени, драконы, принцессы и, конечно же, дедайты, много дедайтов. Первоначальная концовка фильма сильно отличалась от театральной, намекая на возможное продолжение в постапокалиптическом будущем. Однако студия решила, что Эшу нужна какая-то стабильность и подружка, которая не собирается отрывать ему голову. Впрочем, на этом история героя с бензопилой не оканчивается.
Зная список коллег и друзей Брюса Кэмблелла, можно организовать игру на выпивание, угадывая бесконечные камео в фильмах того времени. Вы могли увидеть его в «Фарго» братьев Коэн (и возвращение в сериале «Фарго» в роли Рональда Рейгана), во второй части «От заката до рассвета» Скотта Шпигеля, в «Побеге из Лос-Анджелеса» Джона Карпентера и многих других картинах.
Большинство из них, конечно, будет связано с участием его старого друга и коллеги Сэма Рэйми, он с маниакальной настойчивостью продолжал менять образ и имя героя, которого все равно было невозможно не узнать. Трилогия о «Человеке пауке», «Даркмен», «Оз: Великий и Ужасный» и недавно вышедший фильм «Доктор Стрендж: в мультивселенной безумия» — всех их объединяет появление Брюса, пусть и ненадолго. Отдельного упоминания стоит его роль в сериалах «Зена — королева воинов» и «Удивительные странствия Геракла», где он сыграл обаятельного, но не очень удачливого вора Автолика, которого главные герои вечно спасали из переделок. Именно здесь впервые за долгое время можно увидеть обоих братьев, хаотично появляющихся из серии в серию в компании самого Брюса.
Небольшие роли сменялись крупными, Брюс исполнил главную роль Джека в сериале «Мастер на все руки», перевоплотившись в секретного агента, действующего в псевдоисторической сумасбродной Франции XIX века. Впрочем, не забывал он и о мертвецах, снявшись в фильме «Бабба Хо-Теп», который рассказывает судьбу пожилого Элвиса Пресли, столкнувшегося с проклятием мумии.
Попробовав себя в роли режиссера, сценариста, продюсера и главного героя разом, Брюс Кэмпбелл в 2005 году снял крайне неоднозначно принятый критиками фильм «Человек с кричащим мозгом», который либо нравился, либо вызывал отторжение, без каких-либо компромиссов. Следующим его экспериментом стал фильм «Меня зовут Брюс», где Кемпбелл исполнил роль самого себя: престарелого актера, противостоящего воинственному китайскому призраку. Актерская команда из Теда Рэйми и Эллен Сандвайс вновь, как и тридцать лет назад, на съемках «Среди лесов», собралась, чтобы вспомнить, с чего все начиналось.
Настоящей актерской находкой стал шпионский сериал «Черная метка» и роль Сэма Экса (по нашему Семена Топора). Здесь есть все, за что мы любим Брюса Кэмпбелла: красивые женщины, выпивка, умопомрачительные погони и фирменный юмор. Персонаж настолько пришелся фанатам по душе, что даже получил свой собственный спин-офф, рассказывающий о нелегкой судьбе героя до того, как он стал частным детективом.
Обычно, когда говорят про человека, что он «актер одной роли» это не звучит, как комплимент. Но из всякого правила есть исключения, и Брюс Кемпбелл, к радости фанатов, не спешил расставаться с образом Эша. Он говорил его голосом в видеоиграх, рассказывал жуткие истории в подкастах и отчаянно погружался в поп-культуру в поисках Некрономикона.
Разумеется, такой запрос не мог остаться без внимания, старой команде по борьбе с дедайтами вновь пришлось взяться за дело. В 2013 году, было объявлено о возвращении на экраны похождений Эша Уильямса в составе Сэма, Теда Рэйми, Брюса Кемпбелла и Люси Лоулесс, которая на этот раз сыграла не бескорыстную воительницу, а коварную некромантку. Сериал не только заслужил любовь преданных фанатов, но и приобрел множество новых, познакомив молодое поколение со вселенной «Зловещих Мертвецов». Одним из залогов успеха стали нестандартные для современного Голливуда съемки с участием аниматроники, минимума компьютерных спецэффектов и десятков, если не сотен, литров искусственной крови. В общем, все то, за что мы любим старые фильмы.
Несмотря на свой почтенный возраст, Брюс Кэмпбелл живет активной жизнью, посещая фанатские сообщества и охотно раздавая интервью. Он издал три псевдо-биографические книги от лица своего массивного подбородка, рассказывающие о нелегкой судьбе актера. Книги были высоко оценены критиками и фанатами за легкость слога, интересные истории из почти пятидесятилетней карьеры и, конечно же, юмор, которым так славится Кэмпбелл.
Хотя наш герой уже не может так ловко орудовать бензопилой, как раньше, борьбу с живыми мертвецами он не оставляет ни на минуту. Одна из излюбленных тем для фильмов ужасов — нацисты и зомби — не прошла мимо него, побудив написать комикс по классическому сюжету DC «Сержант Рок против армии мертвецов».
Остается пожелать ему крепкого здоровья, всегда иметь при себе заряженный дробовик и даже в самые обыденные дни быть готовым ко всему, как это случилось в его недавнем фильме «Черная пятница».