Все говорят, что «Мандалорец» — никакой не вестерн, а самурайский фильм. Отчасти это так — просто потому, что сами «Звездные войны», будучи космическим вестерном, имели один очень яркий источник вдохновения: кино про самураев и фильмы Акиры Куросавы в частности.
На фоне успеха «Мандалорца» одной из магистральных тем остается принадлежность сериала к жанру вестерна. Об этом говорят причастные к созданию сериала Джон Фавро и Педро Паскаль, называя его вестерном на стероидах; сама личность мандалорца понятным образом отсылает к Бобе Фетту, чьи сходства с героями вестернов подчеркивались не раз. Есть и более поверхностные признаки. Например, в сериале фигурируют аж две песчаные планеты, на одной из которых герой объезжает дикое животное, прямо как настоящий ковбой. Но кроме прочего все время с момента запуска сериала существует и другая точка зрения — что «Мандалорец» по своей сути восходит скорее к самурайскому, чем ковбойскому кино. Четвертая серия («Убежище») это в очередной раз подтвердила, но обо всем по порядку.
Пересечения «Звездных войн» с японским кино давно стали общим местом в обсуждении этой вселенной.
Все восходит к двум самым базовым положениям. Во-первых, происхождению слова «джедай» — Лукас придумал его по аналогии с жанром «дзидайгэки». Это исторические драмы про самураев, которые снимал в том числе и любимый режиссер Лукаса — Акира Куросава. Во-вторых, с самураев Лукас списал многих персонажей — от их внешнего вида до поведения.
В связи с «Новой надеждой» нередко упоминается фильм Куросавы 1958 года Hidden Fortress, «Трое негодяев в скрытой крепости» в нашем переводе. Из него Лукас заимствовал идею выстроить повествование с точки зрения пары второстепенных героев — дроидов, а у Куросавы — крестьян, сбежавших с поля боя. Фигура Оби Вана Кеноби отсылает к генералу Макабэ, спасающего принцессу из свергнутого королевского рода. Краткий разбор сходств:
Лукас в целом преклоняется перед Куросавой. Выше всех остальных его фильмов он ценит «7 самураев». С его главного героя Камбэя Симады частично списан Йода; цитаты были и позднее — например, в «Призрачной угрозе», когда из-за холма выходит армия дроидов:
Более подробно о творческой связи Лукаса и Куросавы, а также специфике самурайского кино на фоне Голливуда, можно узнать из этого прекрасного видео. Так наглядно, что понятно и без перевода:
Пересечения с Куросавой встречаются и в новой трилогии, но как верно однажды отметил один автор, «каждая история — «Расёмон», и «Звездные войны» не исключение».
Японские истоки сюжета, которые обнажают отличия от вестернов, заложены в самой основе «Мандалорца».
Действие сериала происходит после «Возвращения джедая»: Империя только пала, новые порядки еще не установились, все в разобранном состоянии, кругом беззаконие. Такой расклад близок к японскому самурайскому кино: в той же завязке «Тайной крепости» дело происходит после свержения королевской семьи. В вестернах, напротив, условная империя устанавливается на новых землях, все осваивают фронтир, наводят порядок и прочее. В «Семи самураях» идет гражданская война, в другом показательном японском кино Куросавы — «Телохранителе», дело идет к революции. Эти различия между вестернами и японским кино, которое снималось в то же время — после Второй мировой — объясняются исторически. Кто только что победил и горазд навести порядок во всем мире? Кто проиграл и собирает себя по кускам?
Сама завязка сериала отсылает к манге Kazure Okami («Одинокий волк и его ребенок»).
Это весьма почтенное произведение, с 70-х годов пережившее массу экранизаций и американское переиздание Dark Horse. В основе сюжета — также история опытного и потрепанного жизнью воина Огами Итто, путешествующего с ребенком — правда, сыном. Особо отмечается сходство в градусе суровости воина по отношению к ребенку (который, разумеется, будет идти на понижение). Мандалорец изначально рассматривает детеныша как товар (хотя уже дает слабину, когда спасает его дроида-убийцы) и даже сдает его клиенту. Ранее в диалоге мы узнаем, что он искренне рассматривает его как врага ( «Мне помог враг» — в разговоре с кузнецом). Так же суров к сыну и главный герой «Волка». В какой-то момент он дает ему на выбор мяч и меч, чтобы тот определился с выбором — и намеревается убить, если тот не пойдет по пути воина. По итогу обе пары героев становятся сообщниками; младшие герои в паре открывают для себя новый мир, старшие становятся на новый путь с мотивом отречения. Самурай и его сын становятся «демонами» — странствующими убийцами, после того как первый оставляет должность палача сёгуна. Мандалорец поступается принципами охотников за головами, чтобы сохранить жизнь детенышу — и так начинается их совместное путешествие.
Четвертая серия по новой запустила разговоры о «самурайских» корнях «Мандалорца».
Все потому, что ее основная сюжетная линия напоминает сюжет «Семи самураев«». Мандалорец вместе со своим маленьким спутником прибывает на планету Сарган в поисках убежища — и неожиданно находит его у крестьян, которые просят его о помощи: ни их деревню нападают бандиты. Помедлив, герой соглашается и берет на подмогу старую знакомую, которую встретил в баре (Джина Карано). Вместе они обучают крестьян и отбивают очередную атаку, кроме прочего завалив в пруд AT-ST. Точно так же в фильме Куросавы крестьяне просят самурая Камбэя,чтобы тот защитил их деревню от бандитских набегов. Тот тоже не сразу, но соглашается, зовет на подмогу других самураев, вместе они обучают крестьян военному ремеслу и отбивают деревню. Примечательно, что крестьяне у Куросавы впервые видят Камбэя в действии, когда он освобождает ребенка.
Не факт, что в дальнейшем сериал будет так же бодро идти самурайскими тропам, но материала для развития идей более чем достаточно. В той же четвертой серии продолжается мотив отказа от своих принципов: сначала мандалорец откалывается от баунти-хантеров, а теперь женщина из деревни недвусмысленно к нему подкатывает, задавая неудобные вопросы про шлем и почти его снимая — того и гляди, придется нарушить еще одно правило.
Но одно можно сказать точно: «Мандалорец» не просто так нызывают лучшим, что происходило со «Звездными войнами» с оригинальной трилогии (простим фанатам эти преувеличения), и приписывают ему истинно лукасовские черты. Известно,что Лукас подробно инструктировал режиссера сериала Джона Фавро; судя по тому, что мы видим сейчас — даже слишком подробно. Но так-то мы не возражаем!