19 октября в стриминговом сервисе Netflix состоялась премьера третьего сезона сериала «Сорвиголова». И на фоне нового кризиса супергеройских шоу у этого крепкого сериала намного больше шансов получить продолжение, чем у конкурентов.
Осень 2018 года оказалась тяжелой для Netflix. Сервис закрыл сразу два супергероейских сериала — «Люка Кейджа» и «Железного кулака», а также затаил тайну по поводу новых серий «Джессики Джонс» и «Защитников». Где-то тише других сидит «Каратель», чей первый сезон получился чуть ли не лучше всех остальных. «Сорвиголова» в такой компании выглядит выгодно: три года назад сериал стал для Netflix флагманом и убедил зрителей, что супергерои по телевизору могут быть интересными. Теперь он остался единственным, чьи позиции если не улучшились, то хотя бы не пошатнулись.
Третий сезон начинается там же, где закончился кроссовер «Защитники»: Сорвиголова (Мэтт Мердок) якобы погибает под обломками здания. Как и в комиксах, он воскресает: просыпается в церковном приюте и заново учится всему — слышать, ходить и драться. Netflix не стал отказываться от формата 13-серийных историй, за которые не раз был раскритикован: так первая половина сезона походит на «Рокки», а вторая — на «Темного рыцаря». Благодаря этому первые пять серий раскрывают Мердока и его внутренние переживания, а последние две — хаос в городе, захваченном маньяком с жаждой власти. Однако сценаристы не избавились от своей главной слабости — сериал снова проседает в середине. В ней — собрание худших элементов телевизионной супергероики: до жути много второстепенных сюжетов, бестолковых драк и растянутых диалогов.
Проще описать третий сезон пословицей: «Все черти одной шерсти», потому что в нем скопировали сюжет первого сезона. Снова Мердок без костюма и учится драться, снова Фиск на свободе и пытается восстановить свою преступную империю. К счастью, сценаристы не разучились писать пафосные диалоги для героя Винсента Д’Онофрио, постановщики боев не разучились ставить драки одним дублем, а операторы не разучились снимать Адскую кухню так, чтобы она выглядела привлекательно. К сожалению, после второго сезона, этого слишком мало. Очевидно, сценаристы отказались от линии с кланом ниндзя, потому что на них жаловались фанаты, но не стали предлагать ничего взамен.
Вместо злодея-Карателя — злодей-Меченый (не тот, что в «Сталкере»), который по классике становится маньяком из-за детских травм. Вместо подручной медсестры Мердока — монашка из храма, которая травит байки о его взрослении. Вместо рассуждений Сорвиголовы о том, имеет ли он право убивать особо опасных преступников — рассуждения Сорвиголовы о том, имеет ли он право убивать особо опасных преступников. На месте и менее важные детали: линии Карен и Нельсона и переживания какого-то там третьестепенного маленького человека. Эти 13-серий хороши ровно настолько, насколько хороши серии первого сезона.
И жаловаться, если честно, не на что. Зрители очень довольны тем, каким получился третий сезон — критики с ними только согласны. Может, это не «лучший сериал о супергероях Marvel», но, как минимум, тот, за который не стыдно. Впрочем, хотелось бы, чтобы сценаристы и заказчики из Netflix стали чуть смелее: в новых сериях Сорвиголова бегает по тем же декорациям, обсуждает те же темы и сражается с тем же Кингпином.
Для шоу, которое идет три года и пользуется огромным кредитом доверия у фанатов, подход «Сделаем то же самое, только больше» выглядит трусливо. Если зрители один раз не приняли уход сериала в мистику и идеологию ниндзя, то совсем не значит, что авторам не стоит экспериментировать.
Netflix сделал прагматичный шаг — дал фанатам то, что они хотели: много драк, много переживаний Мердока и еще одного злодея. В тех же локациях загаженного Нью-Йорка, с теми же персонажами на вторых ролях и с теми же боями, снятыми в один дубль. Авторы даже сохранили основную ошибку первого сезона — абсолютно идиотскую концовку. Пожалуй, если бы Netflix собрался с духом и наконец финализировал приключения Сорвиголовы (например, его смертью), то только выиграл и открыл для себя новую страницу.