Прекрасные и (полу)обнаженные пленницы, томящиеся в тюремных застенках – один из классических образов в порно, это легко подтвердит даже беглый поиск по тегам на тематических сайтах (спросите у своего друга). Не столь хорошо известно, что в порнофильмы этот образ пришел из эксплотейшн-кинематографа, в котором долгие годы процветал особый жанр, целиком построенный вокруг злоключений женщин во всевозможных местах лишения свободы.

Речь идет о WiP (Women In Prison) – фильмах, которые представляют собой специфический культурный феномен эпохи грайндхаусов. Когда в 60-е на крупнейших кинорынках в США, Японии и странах Западной Европы начали рушиться цензурные барьеры, рамки дозволенного расширились до невообразимых еще несколько лет назад пределов. Дальние истоки WiP как подвида эксплотейшн-фильмов лежат в литературе, хотя в дальнейшем сюжеты о «женщинах в клетках» проникли в самые разнообразные жанры и виды медиа, но ключевым форматом для них остается кинематограф.

Толчком к возникновению литературы о женщинах в тюрьме стала Вторая мировая война – американские солдаты, сражавшиеся в Европе, читали в перерывах между боями дешевые романы в мягкой обложке, среди которых особой популярностью пользовались детективы и триллеры, часто с эротическим оттенком. К окончанию войны сформировался устойчивый спрос на подобного рода книги, так что в первой половине 1950-х в США выходило множество журналов и книжных серий, разрабатывающих темы (сексуального) насилия над заключенными в тюрьму женщинами. К этим сюжетам обращались также комиксы, некоторые из них впоследствии стали культовыми – как, например, знаменитая серия «Sweet Gwendoline», созданная в конце 1940-х иллюстратором Джоном Уилли, и позднее экранизированная.

В этих историях эксплуатировался классический образ «девушки в беде», который использовался в разных контекстах, от приключений в тропических джунглях с элементами БДСМ до бунта в женском лагере военнопленных. С течением времени именно в этой среде кристаллизировался жанр, выстроенный целиком вокруг помещения женщин в заключение разной степени строгости.

Первые фильмы, посвященные жизни женщин в тюрьме появились еще в 1950-е, но подлинный прорыв WiP произошел в конце 1960-х, вместе с сексуальной революцией, отменой «кодекса Хейса» и массовым появлением независимых кинотеатров. Точкой отсчета для зарождения жанра в привычном его виде можно считать 1969 год, когда вышли сначала «99 Женщин» от мастера испанского хоррора Джесса Франко, а затем «Лагерь любви 7» от будущих создателей злобной надзирательницы Ильзы. Последний фильм принято считать родоначальником нацисплотейшна, в действительности он оказал немалое влияние и на WiP, поскольку дал жанру пример не только классического впоследствии сеттинга военной тюрьмы, но и сформировал некоторые его базовые конвенции.

99 Women (1969) – MUBI
«99 женщин»

В основе своей фильмы women-in-prison использовали стандартный сюжетный шаблон с невинной героиней, которая в начале истории попадает в тюрьму (обычно по недоразумению, трагической случайности или злому умыслу), претерпевает всевозможные унижения, причем как от сокамерниц, так и от надзирательниц (мужчины в WiP тоже появляются, но немалая часть этих лент сосредоточена на том, как женщины пытают других женщин). Среди традиционных элементов сюжета – общая помывка в душе и изнасилование (первое иногда переходило во второе), пытки, и, конечно, неудачная попытка побега. Все это сдобрено щедрыми порциями лесбийского (в основном) секса, а заканчивались такие фильмы освобождением – либо через успешный побег, либо, что чаще, восстанием заключенных, которые менялись ролями со своими мучительницами.

Love Camp 7 Remains The Benchmark For Unacceptable Cinema in 2020 – The  Reprobate
Афиша «Лагеря Любви 7»: «Все юные красотки Европы взяты в рабство для ублажения Третьего Рейха», гласит слоган фильма.

Данная нарративная модель была достаточно гибкой, чтобы в нее можно было легко интегрировать компоненты иных видов эксплотейшна – от фильмов про нацистов до сюжетов про изнасилование и последующую месть. Эта гибкость была одним из факторов, способствовавших длительному расцвету WiP-фильмов, который продолжался в период с начала 1970-х до конца 1980-х. В это время на экраны в Западной Европе, Северной Америке и Японии вышли классические ленты, сформировавшие не только каноны, но и золотой фонд жанра: от Big Bird Cage с  культовой Пэм Гриер через «Female Prisoner #701: Scorpion» и до «Садомании», где снималась Аджита Уилсон, трансгендерная звезда эксплотейшна.

Аджита Уилсон в «Садомании»

При этом, в отличие от родственного нацисплотейшна, который возник благодаря респектабельным авторским фильмам, но закончил в жанровой трясине трэша, жанр WiP в своем развитии прошел строго обратный путь. Уже с середины 1970-х фильмы про женщин в тюрьмах активно скрещивались не только с близкими по духу эксплотейшн-жанрами, но и постепенно проникали в мейнстримный кинематограф. В ходе этого процесса порой возникали очень любопытные картины, обретавшие сравнительно широкую известность и культовый статус. Стоит вспомнить хотя бы Caged Heat от Джонатана Демме (дебютный фильм автора «Молчания ягнят») или роскошный в своей трэш-пародийности Reform School Girls, в котором играет панк-рок певица Уэнди О. Уильямс.

«Девушки из исправительной колонии» (Reform School Girls)

Из числа более типичных образов жанра можно отметить Red Heat (не путать с боевиком про советского милиционера!), в котором звучит саундтрек от Tangerine Dream, а в главных ролях играют Линда Блэр (девочка из «Экзорциста») и Сильвия Кристель (Эммануэль из одноименной франшизы). К концу 1980-х был даже снят австралийский мини-сериал «Бангкок Хилтон» с Николь Кидман в главной роли, который превратил традиционный для WiP сюжет в драму и тем самым вывел истории про заключенных женщин в мейнстримное поле.

Bangkok Hilton (1989)
Николь Кидман в сериале «Бангкок Хилтон»

Это обстоятельство способствовало исчезновению WiP-фильмов как подвида эксплотейшн-кинематографа: то, что составляло их особенность, к 1990-м растворилось в сопредельных жанрах, от драм и экшэнов до порно. Упадок грайндхаус-кинотеатров в течение 1980-х также привел к сокращению аудитории, которая все более активно переключалась на видеопрокат, и домашний просмотр схожих жанров, среди которых заметное место занимали эротика и порно. Ленты про брошенных в тюрьму прелестниц продолжали более-менее регулярно выходить вплоть до самого недавнего времени, но порно-компонент в них быстро стал определяющим, вытеснив все остальное.

В результате некогда популярный жанр стал органической частью поп-культуры не в самостоятельном, а в расщепленном на составные части виде. Хотя пародии на WiP время от времени выходят (например, Sugar Boxx или Stuck!), как особый вид эксплотейшна эти фильмы остались в прошлом, вместе с порнокинотеатрами на 42-ой улице Нью-Йорка, шведскими «обучающими» фильмами про сексуальную жизнь и жестокой надзирательницей Ильзой.

ильза

гриер