14 апреля в российский прокат выходит «Дьволик» — новая экранизация одного из самых популярных европейских комиксов о неуловимом преступнике Дьяволике, по следу которого идет бесстрашный инспектор Гинко. О головокружительной криминальной карьере этого героя, и о том, каким получилось возвращение культового персонажа на киноэкраны, читайте в нашей рецензии.
Западная Европа, конец шестидесятых. В городе Клервилль бесчинствует дерзкий грабитель Дьяволик, раз за разом ускользающий от полиции. Очередной челлендж для гениального преступника — украсть легендарный розовый бриллиант у леди Эвы Кант, аристократки, недавно вернувшейся в родной Клервилль из Южной Африки. Однако в эти честолюбивые планы вмешивается полицейский инспектор Гинко, обнаруживший тайное убежище Дьяволика и заключивший вора под стражу. Однако накануне казни к Дьяволику приходит неожиданная помощь от той самой леди Кант. У него появляется шанс избежать смерти на гильотине.
Прежде чем рассказать о фильме, стоит пару слов сказать о его главном герое. Дьяволик — один из самых популярных персонажей итальянских комиксов, созданный в 1962-м сестрами Анджелой и Лучьяной Джуссани. Дьяволик первоначально был скорее харизматичным злодеем (кем-то вроде Фантомаса на макисмалках), чем антигероем. Он без колебаний грабил и убивал мешавших ему людей направо и налево, питая какие-то нежные чувства лишь к Эве Кант, его неизменной любовнице и сообщнице.
Но постепенно Дьяволик стал больше походить на благородного преступника. Вор, грабящий воров, он сражался с еще более отмороженными и мерзкими воротилами преступного мира. Популярность комиксов сестер Джуссани была огромна: они не только выходят до сих пор, но и породили медиафраншизу, в которой нашлось место радиопостановкам, книгам и видеоиграм.
Но, как ни странно, экранизация похождений Дьяволика до сих пор была лишь одна. Зато какая! Мастер итальянского хоррора Марио Бава («Кровавый Залив», «Шесть женщин для убийцы») в 1968-м снял один из самых ярких фильмов в своей карьере. Хотя в свое время его «Дьяболик» не слишком успешно прошел в прокате, да и критики встретили его прохладно, позже он стал культовым кинокомиксом и был признан одним из эмблематичных фильмов 1960-х. Надо сказать, что и сейчас смотрится он впечатляюще — во многом из-за безупречного визуального стиля, музыки Эннио Морриконе и полного отсутствия претензий на реалистичность происходящего.
Новая же версия «Дьяволика» выдержана в совершенно иной тональности. Хотя ее сюжет и основан на классических комиксах, вся история поначалу напоминает любовную драму, а не криминальный экшн-триллер. События развиваются неспешно, и в центре внимания долгое время находятся отношения Дьяволика и Эвы, в то время как криминальная линия выдвигается на передний план лишь в заключительной трети фильма. Такая расстановка акцентов — пожалуй, главный недостаток фильма. При метраже в два с лишним часа непозволительно много времени тратится на семейные дрязги главных героев и прочие заламывания рук.
Зато с точки зрения стиля новый «Дьяволик» оформлен весьма неплохо. Да, здесь нет буйства психоделичных цветов и ярких красок, но это, в общем, понятно: мир, в котором происходит действие, хоть и условен, все же достаточно реалистичен. В кадре преобладают холодные цвета и металлические оттенки, и даже в яркий солнечный день свет кажется приглушенным.
Особое внимание стоит обратить на костюмы главной героини: Эва Кант сменит с дюжину роскошных нарядов и в каждом будет выглядеть обворожительно. Кроме того, по фильму разбросано множество визуальных деталей, отсылающих к оригинальным комиксам — от фирменного «Ягуара» у Дьяволика до столь же хорошо известной фанатам «сыворотки правды», с помощью которой преступный гений вытаскивает из жертв все нужные ему секреты.
Кстати об актерах. Хотя персонажи чаще всего общаются так, будто их играют устаревшие модели андроидов из «Мира Дикого Запада», ключевые образы воссозданы довольно точно. Правда, между Лукой Маринелли и Мириам Леоне не чувствуется почти никакой «химии», но сами по себе они выглядят узнаваемо для любого, кто видел комиксы. А инспектор Гинко в исполнении Валерио Мастандреа (неуловимо похожий на Кристофера Ли) отлично смотрится в кадре и своим присутствием спасает многие проходные сцены.
К счастью, фильм, несмотря на явные проблемы с динамикой, где-то к середине все же набирает темп, переходя от любовной линии к криминальной. И тогда все становится на свои места. Да, новый «Дьяволик» не идеален, но провалом назвать его нельзя: это хоть и неровный, но все же красивый и стильно оформленный европейский кинокомикс.