Мэтт Гроунинг — человек, который не нуждается в представлении. Создатель «Симпсонов» и «Футурамы», он давно стал иконой мультипликации. Поэтому фанаты этих культовых сериалов ждали новое слово мэтра с затаенным дыханием. Его новый мультсериал Disenchantment («Разочарование»), рассказывающий о сказочном королевстве Дримландия, вышел на Netflix, но это, как оказалось, была сделка с дьяволом.
Кратко о сюжете. Жила-была принцесса Тиабини. Ее обрюзгший сварливый отец, поддавшись своему холерическому темпераменту и нуждам отечества, принуждает девушку выйти замуж за принца враждующего королевства, дабы заключить мир между державами. Как и во всех сказках, принцесса отказывается идти под венец за первого встречного, хоть тот и королевских кровей. Однако это не диснеевская принцесса с длинной косой и милыми глазками, а безответственная бунтарка, страдающая алкоголизмом. К ней неожиданно прицепляются демон Люци, посланный загадочными заговорщиками, и маленький болван по имени Элфо. Вот и вся нехитрая завязка.
Дальнейшее можно легко описать присказкой «по усам текло, а в рот не попало». Все, что вы можете ожидать от Мэтта Гроунинга, обязательно появится в сериале: старая фея-проститука, полулев-полуптица-получеловек, русалки-моржихи и много еще чего куда более странного. На месте черный юмор и отсылки к современной поп-культуре. Хватает и жестокости, и сумасшедших персонажей, и нелепых, глупых сцен, но при всем при этом увлеченности, погружения и желания немедленно запустить следующую серию не возникает.
К большому сожалению, происходит наоборот. С каждой новой серией крепнет почти бессознательное чувство вторичности, смутного осознания того, что все это вы уже где-то видели. Потом начинает доходить: Элфо — это Фрай, Бин — Лила, а Люци — Бендер. Разница только в том, что между новыми персонажами нет химии, они просто дружат и все — с самого начала без видимых на то причин.
Никто не раскрывает характер эльфа, достаточно того, что он наивный дурачок, а про Люци, кажется, и вовсе забыли. Зачем объяснять мотивы, страхи, потребности и нужды забавного демона, если он может просто отвлеченно шутить? Проблема в том, что без всех этих черт героям не веришь. Когда возникают ситуации, а-ля «спаси друга из беды», внутри зарождается неловкий вопрос: «А зачем?», который тут же подавляешь, не желая портить себе удовольствие, но «осадок то остается».
Правда, все меняется к концу сезона, когда стандартную формулу «одна серия — одна история» заменяет растянутое повествование. Второстепенные персонажи, служившие до этого декорацией, наконец, занимают свои места и раскручивают интригу. Жаль только, что на этом создатели резко и беспардонно прерывают рассказ, оставляя зрителей с разведенными руками. Тогда начинает доходить, что такой гигант, как Netflix, не стал бы связываться с признанным мастером вроде Мэтта Гроунинга ради одного сезона. «Разочарование» — это план на долголетнюю франшизу с ударением на это отвратительное слово, в котором наверняка уже отведено место для кружек, футболок, блокнотов и прочего мерча.
В голову невольно лезет сравнение с недавним Final Space, который тоже не лишен маркетинговых моментов, но по своей сути разительно отличается от Disenchantment. Сериал Олана Роджерса вываливает все и сразу, стараясь рассказать как можно больше о персонажах и мире, в котором они живут. «Разочарование» же расчетливо подогревает интригу перед следующим сезоном, который вы обязательно захотите увидеть.