После несостоявшейся, но легендарной экранизации Ходоровски и неудачного фильма Линча за «Дюну» взялся автор «Прибытия» и «Бегущего по лезвию 2049» Дени Вильнев. Андрей Загудаев рассказывает, какой получилась первая из двух запланированных частей новой «Дюны» на большом экране.

Для тех, кто совсем не — краткая завязка «Дюны». 

Далекое-далекое будущее. Человечество после масштабной войны с роботами отказалось от искусственного интеллекта и вычислительной техники, сосредоточившись на совершенствовании своих экстрасенсорных способностей. Вселенная управляется единой империей, а планеты — отдельными могущественными кланами или, как из называют в мире «Дюны», Великими Домами. Среди них выделяются властные и жестокие Харконнены и справедливые Атрейдесы. Первые долго правят на пустынной планете Арракис, единственном месте во вселенной, где добывается спайс или специи — главный ресурс для всего человечества, замедляющий старение. Император галактики устает от тирании Харконненов на Арракисе и передает её управление дому Атрейдесов. Герцог Лето Атрейдес вместе со своим сыном Полом, наложницей леди Джессикой и свитой сразу переселяются на пустынную планету, чтобы навести там порядок. Но уязвленные решением императора Харконнены не намерены отдавать Арракис просто так.

Судьба «Дюны» Фрэнка Герберта, которые многие сейчас называют «Библией научной фантастики», с самого начала была терниста, причем не только в кино, но и на бумаге. В начале 1960-х роман долго не хотели публиковать. Герберт обил пороги нескольких десятков американских и канадских издательств, но до поры получал отказы. В итоге «Дюну» напечатало маленькое издательство Chilton Books, которое тогда специализировалось на руководствах по ремонту автомобилей и издало роман в порядке исключения.

Затем была премия «Хьюго», статус мирового бестселлера — и экранизации, с которыми постоянно было что-то не так. Сначала «Дюну» хотел превратить в прибыльный киносериал продюсер Артур Пи Джейкобс (многосерийная «Планета обезьян»). В роли режиссера он видел Дэвида Лина («Лоуренс Аравийский»), но эта «Дюна» так и не увидела свет: Джейкобс скоропостижно скончался в 1973 году. Дальнейшая история экранизаций «Дюны» так эпична, что достойна отдельного текста — и он у нас есть: 

экранизации

После единственной и неудачной попытки перенести «Дюну» на большой экран силами Линча «Дюна» голливудские студии оставили роман Герберта на 30 с лишним лет. На новую попытку экранизации Warner Bros. позвала в режиссерское кресло одного из главных режиссеров современности, канадца Дени Вильнева. На бумаге это казалось почти идеальным выбором: мир Герберта с одной стороны нуждался в режиссере-визионере, который смог бы максимально ярко, стильно и сочно перенести его на большой экран, с другой — в авторе, который органично чувствует себя в масштабном кино, и способен даже в цифровую эпоху, когда можно все нарисовать на компьютере, сохранить на экране дух старой школы — монументального кино до появления спецэффектов. Вильневу удалось и то, и другое. 

«Дюна» выглядит просто сногсшибательно. 

Бескрайние пустыни Арракиса, заливаемые закатами, масштабные схватки с Шаи-Хулудами, мирные сцены в стильных минималистичных интерьерах из камня и песка — оторвать глаз невозможно. Если техническая и художественная группы, работавшие над визуальным обликом «Дюны», не выиграют следующей весной все соответствующие «Оскары», то Киноакадемию надо закрывать. Внешнее великолепие фильма портит только одна незначительная делать — бег Джоша Бролина, но его можно и не заметить (хотя теперь вы точно заметите).

И как всегда у Вильнева, за безупречным визуальным исполнением скрывается холодная и местами пафосная режиссерская манера. Канадцу, как и его коллеге Кристоферу Нолану, предельно чужд юмор (на этот раз я насчитал всего одну шутку), а главные герои не столько разговаривают друг с другом, сколько перебрасываются афоризмами, лозунгами или просто умными мыслями, подсмотренными как будто в известно каких пабликах. Но тут дело не только в стиле Вильнева, но и первоисточнике. Впрочем, герои разговаривают не так много, предпочитая предпочитая беседам живописные прогулки по пустыне Арракиса.

Но если немного прищуриться и не обращать внимание на предсказуемый пафос, то «Дюна» Дени Вильнева, как и текст Герберта 60 лет назад, поднимает важные общечеловеческие, социальные, экологические, религиозные вопросы. История мессии, который должен спасти Землю обетованную — один из самых распространенных сюжетов в мировой культуре, и в «Дюне» он проговаривается еще раз. Но помимо этого роман Герберта напрямую взывает человечество позаботиться об экологии родной планеты, не садиться на ресурсную иглу (с приветом нефтяным державам), а также уважительно относиться к маленьким культурам и общностям. И хочется похвалить Вильнева за то, что ему удалось нащупать верный баланс — с одной стороны, эти важные темы, присутствовавшие еще в книге Герберта, никуда не делись, с другой — он не фокусируется на них дольше, чем нужно, все-таки на главное время посвящая истории становления Пола Атрейдеса и противостояния между двумя домами на Арракисе.

Тут мы подходим к самому важному: как известно, «Дюна» Дени Вильнева — это экранизация не всей книги Герберта, а примерно её первой половины. И конечно, пленка обрывается на важнейшем моменте. Именно из-за своей незавершенности к «Дюне» Вильнева, с одной стороны, сложно предъявлять претензии — как большой пролог или начало саги она сделана хорошо, пусть и без гениальности. С другой, за два с половиной часа вступления, особенно при стиле Вильнева, ты не успеваешь проникнуться ни к одному из героев, ни к истории (особенно, если ты её уже знаешь), ни к страстям на экране. Новая «Дюна» в этом смысле похожа на суперсовременный, идеально спроектированный небоскреб, который при первом знакомстве может вызвать мимолетное восхищение, но искреннюю любовь — вряд ли.

Кажется, что иногда хирургически точная режиссура и холодная голова Вильнева идеально ложатся на материал («Прибытие»), а иногда — нет («Бегущий по лезвию 2049»). «Дюна» скорее ближе к творческой удаче. Это уже самая впечатляющая и наименее безумная экранизация Герберта, в которой по большому счету откровенно раздражает только одно — вытягивающая из тебя все нервы и душу музыка Ханса Циммера, которая не умолкает почти ни на секунду. 

Правда в том, что новой «Дюне» не хватает огня — легкой сумасшедшинки, маленького сдвига по фазе. «Дюной» ведь не просто так занимались именно Ходоровски и Линч. Первый не снял свой фильм, но вошел в историю одними только идеями; Линча даже в худшем виде сложно обвинить в нехватке оригинальных идей. Теперь подход изменился, эксцентричность и безумства сменила монументальная мощь. У Вильнева вышло большое, нарядное и предсказуемое голливудское кино, которое аккуратно обращается с первоисточником, не позволяя себе откровенных вольностей. Все на своих местах и сделано максимально по уму. Но, конечно, ничего не расстраивает в блокбастерах больше, чем эта голливудская холеность, желание сыграть наверняка. Но наверное, именно с «Дюной» так и стоило наконец-то поступить. К тому же, Вильнев еще с ней не закончил: цельная экранизация наверняка будет ощущаться совсем иначе.

дюна-метал

арт