В российский прокат выходит очередная картина с Данилой Козловским, а по совместительству — самый дорогой российский фильм года, блокбастер «Экипаж». Не хочется выступать пророком, но, кажется, режиссеру Лебедеву второй раз (после «Легенды №17») удастся сорвать банк.
Карьера авиапилота Алексея Гущина (Козловский) совсем не складывается. Из-за трудного характера молодого человека поочередно выгоняют отовсюду, пока он в конце концов не оказывается на лестничной клетке перед дверью отцовской квартиры. Тот — прославленный в прошлом авиаконструктор — «в последний раз» пристраивает нерадивого сына через знакомых на работу. На сей раз в частную авиакомпанию «Пегас», где Алексей становится стажером у сурового, но опытного пилота Леонида Зинченко (Машков). Если вы смотрели оригинальный «Экипаж» или хотя бы трейлеры нового, то, конечно, знаете, что впереди их ждет судьбоносный рейс, который изменит их жизнь раз и навсегда.
Режиссер Николай Лебедев с детства обожал оригинальный фильм Александра Митты с Леонидом Филатовым в главной роли. Благодаря этой картине, он еще школьником стал писать сценарии к собственным фильмам-катастрофам и даже пытался снимать короткометражки на схожие сюжеты. В общем, можно сказать, что Лебедев шел к своему «Экипажу» всю сознательную жизнь. Лучше постановщика для российской версии знаменитой ленты было не найти. Учитывая невероятную любовь и уважительное отношение к первоисточнику, Лебедев попытался в своем фильме сохранить, насколько это вообще возможно, нотки той уникальной ленты — может быть не первого, но точно самого главного фильма-катастрофы в истории советского кино.
Несмотря, что новый «Экипаж» не является ни ремейком, ни, прости господи, спин-оффом или приквелом той картины, многие детали оригинального фильма перекочевали и в новую ленту. Если помните, фильм Митты был двухсерийным, обе серии которого были совершенно разными. Первая — неторопливая и бытовая мелодрама, события в которой разворачивались преимущественно на земле. И вторая — мощная, адреналиновая — где уже максимально уделялось внимание катастрофе и подвигам пилотов.
Лебедев сохраняет это двуединство. Его «Экипаж» развивается столь же неспешно, позволяя главным героям в первый час решить все свои проблемы на земле. Лишь во второй половине к этому, довольно увлекательному, но простоватому сюжету про дружбу и любовь, подключаются мастера по спецэффектам и художники-постановщики, чтобы превратить эту производственную мелодраму про пилотов в шумный, искрящийся блокбастер в IMAX-формате.
Как и в «Легенде №17», режиссер и его команда максимально дистанцируются от авторского взгляда, в первую очередь рассказывая зрителю простую и понятную историю о людях, которые не могут жить за пределами своей профессии. Лебедеву в этом плане, второй раз удается практически идеально выстроить баланс между смысловой частью и технической. Идеи, заложенные в «Экипаже» настолько универсальны и понятны, но проговариваются с такой теплотой и задором, что их может считать даже школьник. При этом спецэффекты и ритмичная (как и следует блокбастеру) подача истории, заставят усидеть на месте даже тех, кто обычно предпочитает дорогим и шумным фильмам более сложное и глубокое кино. В этом равновесии и кроется главное достоинство «Экипажа», которое должно помочь фильму уверенно выступить в нашем прокате.
Но важнее понимать другое. «Экипаж» — это фильм, в общем, о простых человеческих ценностях: о дружбе, любви, чести и доблести. Такое кино умели снимать в нашей стране преимущественно до развала СССР, и такие фильмы, как правило, не просто собирали миллионы рублей в прокате, но и по-настоящему объединяли страну и ее народ. Возможно, в случае с новым «Экипажем» это слишком сильные слова, но многие черты лучшего советского кино здесь все же присутствуют. И Лебедева с командой надо за это сильно похвалить. Его произведение как ни крути сильно выбивается из всего ряда дорогого и с прицелом на коммерческий успех российского современного кино — от продукции Enjoy Movies до надоевших новогодних блокбастеров. И это очень-очень круто.
Прочитав предыдущие абзацы, может показаться, что в России сняли практически безупречный блокбастер — ясный, шумный, задорный — но это, увы, не так. Некоторые фамильные проблемы дорогих отечественных картин тут все же тоже присутствуют. Во-первых, многие второстепенные персонажи и сюжетные линии в сравнении с главными словно прописаны пунктиром. Вдвойне обиднее, что разыгрывают их в «Экипаже» сплошь прекрасные артисты — от Ирины Пеговой до Сергея Шакурова. Есть логические нестыковки в сюжете (впрочем, незначительные).
Помимо этого, вторая часть «Экипажа», в которой мы наблюдаем за природной и человеческой катастрофой, выглядит с технической точки зрения профессионально, но не более того. Особенно по сравнению с современными голливудскими картинами, которого «Экипажу» никак не избежать. Именно поэтому фильм Лебедева, который является второй отечественной картиной в истории, выпущенной в формате IMAX, вряд ли стоит непременно бежать смотреть именно на огромных экранах. Потому что даже первое выступление в этом формате — бондарчуковский «Сталинград» — выглядел эффектнее. Еще одна отталкивающая деталь во внешнем виде «Экипажа» — определенная глянцевость картинки, присущая почему-то именно российским фильмам. Впрочем, ее-то как раз можно и пережить.
«Экипаж» — местами дурацкий и слишком простоватый, но все же очень трогательный и даже проникновенный блокбастер. Редкий пример отечественного коммерческого фильма, за который вообще не стыдно. Лебедев, как и в суперуспешной «Легенде №17», повторюсь, не пытается здесь играть в «Автора» с большой буквы, не стремится к признанию международных фестивалей, а просто рассказывает увлекательную историю о пилотах, которые не могут жить без самолетов и неба. Конечно, «Экипаж» вряд ли можно назвать фильмом-событием или вехой в развитии российского кино, но это просто хорошая картина. Правда. Без скидок на страну производства и другие предрассудки. И я точно пойду на нее второй раз, поведу маму — ей точно понравится.