«Лицо Фу Манчу», «Невесты Фу Манчу», «Месть Фу Манчу», «Кровь Фу Манчу», и, наконец, «Замок Фу Манчу» — серия британских фильмов шестидесятых годов об одном из самых коварных, хитрых и хладнокровных выдуманных злодеев в мире. Легендарном Фу Манчу.

Со временем этот гений интриг, мастер гипноза и виртуозный мистический заговорщик немного позабылся, но мы спешим исправить эту несправедливость. Рассказываем о том, что интересного сегодняшний зритель может найти в классических фильмах о Фу Манчу.

Фу Манчу — идеальный злодей в эпоху современных комикс-экранизаций

Первая книга «Тайна доктора Фу Манчу» была написана англичанином Саксом Ромером в 1913-ом году. Тогда Китай представлялся широкой западной публике загадочной страной, полной колдунов, опиумных курилен и прочих тайн Востока — не обошли эти стереотипы и автора легендарной саги. Главного антагониста Ромер описывает так:

Вложи в него все жестокое коварство народов Востока, собранное в одном гигантском интеллекте, со всеми богатствами научных знаний прошлых и нынешних времен, со всеми ресурсами, которыми, если угодно, располагает правительство богатой страны, хотя оно и отрицает, что ему известно что-либо о его существовании. Представь это ужасное существо — и перед твоим мысленным взором предстанет доктор Фу Манчу, эта Желтая Погибель, воплощенная в одном человеке.

Ромер сделал из Фу Манчу не только эдакого азиатского профессора Мориарти, но и добавил ему толику сверхъестественного: он владеет гипнозом, разговаривает с духами, а также распоряжается древними артефактами, имеющими невероятную магическую силу. Неизвестно, откуда пришел этот злодей, и никто не знает, как ему удается столь ловко стравливать между собой государства и похищать секреты, которыми так дорожат сильные мира сего. Единственное, что Фу Манчу хочет — захватить мир, и если лучший сыщик Скотланд-Ярда Нейланд Смит не сумеет ему помешать, то, видит бог, не сможет никто.

И Смиту придется постараться, ведь вероломство Фу Манчу не знает границ: то он приложит руку к серии загадочных убийств в центре Лондона, то украдет с целью шантажа дочерей самых влиятельных ученых планеты, а то и вовсе решит заморозить воду в мировом океане.

Возможно, сегодня такой злодей выглядит для кого-то слишком уж пафосно и старомодно, но задайтесь вопросом — разве злодеи кинокомиксов Marvel и DC не таковы? Они любят вычурные наряды, строят козни вселенского масштаба, а в их подчинении обычно целая куча наемников. Да и остановить их может лишь тот, кто вершит правосудие, не боясь преступить закон, — именно так зачастую приходится делать и Смиту.

Фу Манчу во вселенной Marvel

Что и говорить — сам Фу Манчу существовал во вселенной Marvel до того момента, пока у компании не кончилась временная лицензия на этого персонажа. А вот сын Фу Манчу, мастер боевых искусств Шанг-Чи, до сих пор появляется на страницах комиксов. Про него и кино снимают — в ноябре текущего года в производство должен быть запущен фильм «Шанг-Чи и Легенда Десяти колец», который станет для Marvel 26-м по счету.

Что касается DC, то без Фу Манчу не было бы и великого Ра’са аль Гула, главы Лиги Теней и извечного врага Бэтмена. Разумеется, аль Гул скорее происходит из арабских стран, но в нем без труда угадываются и черты злодея из Поднебесной: они оба владеют сакральными знаниями Востока, мечтают о мировом господстве, да и зеленые камзолы им обоим отлично идут.

Ра’с аль Гул

Если любите экранизации комиксов, то и классические фильмы о Фу Манчу вам наверняка понравятся — пусть и без спецэффектов, но драма в них все равно на уровне. Если же вы не фанат суперзлодеев, то точно сможете насладиться игрой британских актеров.

Кристофер Ли великолепен в роли Фу Манчу

В экранизации злодея Фу Манчу играет сам Саруман и граф Дуку — актер Кристофер Ли. Да, за свою карьеру он много где снимался, но признайтесь — вы помните его именно по трилогии Питера Джексона и фильмам Лукаса.

Первый фильм, «Лицо Фу Манчу», был снят в 1965-м году — на тот момент Кристоферу Ли было уже 43 года. До этого в Англии он успел познакомиться с князем Юсуповым, одним из убийц Распутина. Стал сводным кузеном Йена Флеминга, автора романов о Джеймсе Бонде. Поприсутствовал на последней в истории Франции публичной казни. Отправился сражаться на стороне финнов на советско-финскую войну. Служил в разведке во время Второй мировой и координировал действия Королевских ВВС в Северной Африке. Поднялся на Везувий. Сыграл Дракулу и монстра Франкенштейна. И лишь после всего этого получил роль Фу Манчу.

Актерский талант Кристофера Ли не всегда получал должное признание, но именно в шестидесятые о нем впервые заговорили, как о мастере злодейского перевоплощения. Если «Проклятие Франкенштейна» и «Дракула» от студии Hammer были камерными и довольно несерьезными ужастиками, то «Лицо Фу Манчу» был куда более обстоятельным в плане драматургии фильмом. Это был дорогостоящий и хорошо поставленный триллер — с неожиданными по тем временам поворотами сюжета и неплохим экшеном. И Ли там сыграл просто блестяще — невзирая на сковывающий лицо грим ему отлично удалось передать образ коварного злодея из книг Сакса Ромера.

Именно после фильмов о Фу Манчу Кристофера Ли пригласили сниматься в «бондиану». Еще в 1962 году Флеминг хотел позвать родственника на роль злодея в «Докторе Но», однако продюсеры тогда дали красный свет. Но в 1974 представители United Artists уже сами предложили актеру роль Франциско Скараманги в фильме «Человек с золотым пистолетом» — им настолько понравился хладнокровный Фу Манчу, что никого другого в роли негодяя Скараманги они уже не видели.  

Злобные китайцы — расистский, но смешной стереотип

Казалось бы, как можно ставить фильмам в плюс то, что в них куча расистских стереотипов? Позвольте объяснить. Сегодня Китай является крупнейшим кинорынком, с которым Голливуд не может не считаться. По некоторым данным, в 2017 году доходы с проката фильмов в Поднебесной составили 7,9 миллиардов долларов, тогда как в рынки кинотеатры США и Канады принесли за тот же год чуть больше 11 миллиардов.

Учитывая расклад, голливудским боссам так или иначе приходится под него подстраиваться. Если перечислять крупные блокбастеры последних лет, то сходу как-то не удается припомнить в них колоритных злодеев-китайцев. Где Боло Йенг, Джет Ли или хотя бы Кен Юн из фильма «Час пик»? Да и азиатская аудитория на самом Западе выросла до таких размеров, что обижать ее лишний раз продюсеры явно не ходят — а ведь так было не всегда.  

Серия фильмов о Фу Манчу в этом смысле невероятно интересна, поскольку отлично передает дух времени — не только шестидесятых, но и более ранних лет. Тогдашняя пропаганда рисовала азиатов безумными коллективистами, скрытыми шпионами и агентами влияния коммунистов — в фильмах про Фу Манчу этот момент представлен наиболее выпукло.

Китайцы показаны здесь как бессловесная масса приспешников, готовая пойти ради своего хозяина не только на любое преступление, но и на смерть. Китайцы одеты в черные кимоно, красные пояса и такого же цвета повязки на голову — ну точно коммунистические сектанты-камикадзе.

При этом и о маскировке китайцы не забывают. Вот сыщик Скотланд-Ярда приходит в больницу, как вдруг — бац! — оказывается, что все врачи, охрана и даже медсестры там — это агенты Фу Манчу! Начинается кутерьма, действие переносится в театр и тут — бац! — все актеры, буфетчики и прочие подсобные рабочие вновь оказываются китайцами, после чего герои опять пытаются их одолеть.

Причем самое смешное именно в том, что остальное время актеры хорошо отыгрывают роли — напряженные диалоги и сложные мизансцены с лихвой дают развернуться британской театральной школе. Но как только в дело вступают китайцы, это словно Клан Фут из «Черепашек-Ниндзя» — без смеха их воспринимать попросту тяжело. Но в этом, на мой взгляд, и есть фишка. Словно черная тетушка в старых мультфильмах про «Тома и Джерри», эти китайцы — часть западной культуры тех лет, которой можно стыдиться, но ее не вымарать из истории.

Кстати, предыдущая экранизация 1932 года, фильм «Маска Фу Манчу» с Борисом Карлоффом в главной роли, была еще более изощренной в плане расистских высказываний по отношению к азиатам. То же касалось и пыток, из-за натуралистичных сцен с которыми эта версия была долгое время запрещена цензурой.

Безусловно, версия шестидесятых тоже изобилует расистскими образами, но есть в них и очаровательность. Сейчас невозможно представить, чтобы главного актера — белого гетеросексуального мужчину — загримировали под азиата, сделав ему раскосые глаза. За это авторов фильма точно уничтожили бы, и, наверное, даже были правы. В том числе поэтому фильмы о Фу Манчу с Кристофером Ли сегодня особенно ценны — это артефакт эпохи, которой вряд ли суждено когда-то повториться.

Сочнейшая атмосфера Великобритании начала XX века

Помимо лихих китайцев, великолепной игры Кристофера Ли и общей таинственности, которой полнятся сюжеты фильмов про Фу Манчу, серия отличается своей эстетикой — атмосфера Великобритании начала прошлого века такая густая, что ее можно черпать ложкой.

Твидовые пиджаки, трубки, трости, старинные телефоны, котелки и мебель в классических интерьерах Старушки Англии — несмотря на то, что сами фильмы снимались в 60-х, время из литературного первоисточника воссоздано великолепно.

Единственное, что выдает время съемок — прически и платья актрис, которые выглядят куда более соблазнительными, чем в начале века. Но это небольшое упущение авторам вполне можно простить.

Фу Манчу однажды сыграл Николас Кейдж. И это явно неспроста

Как все мы знаем, Николас Кейдж никогда не снимается в плохих фильмах — и это факт. Если фильм с Кейджем кажется вам плохим, то это вы его не поняли — а с фильмом все так, как надо.

Поэтому, когда Квентин Тарантино попросил Роба Зомби снять трейлер к несуществующему фильму «Женщины-оборотни СС» для проекта «Грайндхаус», на роль Фу Манчу в этом мини-эпике явно неспроста был приглашен именно Николас Кейдж. В ролике он требует синнабон — вкуснейшую булочку с корицей, и даже не пытайтесь понять, что все это значит. Просто знайте, что Николас Кейдж мог бы сыграть Фу Манчу в полном метре может и не лучше Кристофера Ли, но точно на уровне — даже с синнабоном в руках он выглядел бы пугающе.

Ну а если без шуток, то, разумеется, сегодня эти фильмы многим покажутся немного нелепыми, медленными и экзальтированными. Драки тут — скорее театральная условность, диалоги могут нагнать скуку, да и сюжетные повороты для искушенного зрителя не станут такими уж откровениями.

Тем не менее, фильмы про Фу Манчу — классика мирового кинематографа, пусть и категории B. Опыт подсказывает, что такие неспешные фильмы идеально заходят с похмелья, но и в трезвом уме там есть на что посмотреть: на отличную игру Кристофера Ли, замечательные декорации или драки с безумными китайцами.