фильмы о снах

Каждый из нас хотя бы раз да мечтал поваляться подольше в кровати и не идти никуда. А еще лучше — посреди рабочего дня завалиться в гамак и подремать от души. Именно для таких лентяев и был придуман праздник «День сна в общественных местах», который отмечается в последний день зимы. Бывалые знатоки даже соревнуются, деля отдых на время и градации: от легкого «похмельного» сна, до «короля калифорнийского матраса», который длится полноценные полтора часа. Присоединиться к отмечающим этот день очень просто. Вы можете откровенно зевать в обед, прикорнуть на часик-другой, не ожидая увольнения (ведь у вас есть достойная причина, не так ли?) или просто вспомнить историю из школьных лет, когда вы легко могли уснуть во время урока географии. Впрочем, у этого праздника есть и минусы: иногда может привидеться такое, что лучше бы и не засыпать вовсе.

«Алиса в стране чудес» (1951)

Бессмертная классика, вышедшая из под пера эксцентричного математика Льюиса Кэрролла, пережила множество адаптаций: от немого кино, до фильмов для взрослых. Пересчитывая мультфильмы, вы легко собьетесь со счета, ведь сюжет про девочку, отправившуюся в погоню за белым кроликом стал почти архетипическим. Однако самой узнаваемой и популярной экранизацией «Алисы в стране чудес» по праву считается анимационный фильм, выпущенный студией Уолта Диснея.

Его отличают легко узнаваемые персонажи, словно сошедшие с книжных иллюстраций, очаровательная музыка и, конечно же, сама главная героиня, любопытство и непосредственность которой вызывают чувство умиления и не раздражают. Впрочем, будьте начеку, прикорнув после обеда и увидев белого кролика. Ваша личная Страна чудес может несколько отличаться от оригинала. Всегда есть шанс попасть в кислотный трип, или того хуже, познакомиться с Алисой от Американа Макги, с которой шутки плохи.

«Исходный код» (2011)

Этот фильм связывает между собой сразу два февральских праздника, а именно «День сурка» и «День сна в общественных местах». Идея картины довольно банальна. Была совершена вероломная террористическая атака, в ходе которой успешно уничтожен поезд, мирному населению Чикаго грозит бомба еще более опасная, способная стереть город с лица Земли. Нашему герою предстоит узнать личность террориста и спасти всех, в очередной раз показав, что добро бывает с кулаками.

Однако именно тут и начинается сценарное новаторство. Дело в  том, что действие происходит во сне, умело воссозданном компьютерными технологиями. У Колтера Стивенса, роль которого исполняет Джейк Джилленхол, всего восемь минут, чтобы разобраться в происходящем. Подобно Филу (персонажу Билла Мюррея), он раз за разом попадает в одно и то же утро, но в разные тела, пытаясь разобраться кто враг, а кто друг. Можно ли спасти мир за столь короткое время и выбраться из непрекращающегося кошмара? Надеюсь, вам предстоит столкнуться с этим исключительно в фильме, а не в реальной жизни. Лучше уж смотреть сны про сурков, сладко посапывая на боку.

«Сны Акиры Куросавы» (1990)

Не знаю, как у вас, но лично мне самые интересные сны являются под утро. Иногда это бывает абсолютно сюрреалистичная ерунда, иногда что-то откровенно банальное, вроде говорящих котов и попыток включить компьютер через сырную голову. Механизм этого процесса хорошо изучен и описан в исследованиях фаз быстрого сна, нас же скорее интересует его суть.

Вот тут нам поможет не кто иной, как Акира Куросава со своим киноальманахом «Сны». Режиссер пересказывает свои видения в восьми не связанных между собой новеллах. Иногда веселые, иногда грустные, а местами и откровенно апокалиптичные, они оставляют после себя чувство схожее с пробуждением. Совсем как когда пытаешься пересказать друзьям, что же так сильно тебя поразило этой ночью, но в памяти всплывает только Мартин Скорсезе сыгравший роль Ван Гога.

«Конгресс» (2013)

Переносить идеи писателя-футуролога Станислава Лема на экран крайне непросто. В качестве примера я приведу советский фильм «Солярис», который лично я очень люблю, но другие находят его откровенно скучным. Совершенно обратная ситуация с более поздней американской экранизацией «Соляриса», в которой действие преобладает над сюжетом. Впрочем, обе точки зрения имеют право на жизнь, ведь не бывает универсальных фильмов.

Прекрасно понимая это, французский режиссер Ари Фольман показал свое уникальное видение «Футурологического конгресса». Голливудская актриса Робин Райт , сыгравшая саму себя, получает неожиданное предложение: остаться навеки молодой и популярной на экранах былых и грядущих фильмов, но полностью потерять всякое право на самостоятельность. С такой услугой к ней мог прийти не только голливудский продюсер, а сам Сатана, но стареющая актриса соглашается. Ведь это мечта любого тщеславного человека (а тем более творческого) — навеки запечатлеть себя в вечности. Прошли годы, и мир изменился до неузнаваемости, реальность смешалась с вымыслом до такой степени, что стало сложно отделить одну от другой. Ей остается решать, жить ли в мире созданным «фабрикой грез» или проснуться и найти тяжело больного сына.

Удивительно, что некоторые прогнозы фильма сбылись уже сейчас. Актеры все чаще даже после своей смерти возвращаются на экраны при помощи компьютерных технологий. Моральная сторона этой проблемы — одна из ключевых тем, которыми задается режиссер. Где граница между вымыслом и реальностью, и стоит ли ее нарушать?

«Видение» (1984)

Перед тем, как хорошенько выспаться, вам стоит проверить, нет ли рядом федеральных агентов. Именно такой совет вам даст Алекс Гарднер, ясновидящий и шулер, роль которого исполнил Деннис Куэйд. Герой фильма Dreamscape обладает уникальным даром: он способен проникать в сны других людей и влиять на них. Однако длилось это недолго, правительство оказалось крайне заинтересовано в его таланте и предложило ему участвовать в эксперименте.

Алекс логично рассудил, что с таким даром ему светит блестящая карьера психоаналитика, слава о котором прогремит на весь мир. Но, как это зачастую случалось в фильмах 80-х, ему была уготована другая роль, а именно убийцы президента — ни больше, ни меньше. Крайне разочарованный таким поворотом событий, главный герой решает встать на пути террористов, используя свое главное оружие — крепкий и здоровый сон.

«Город потерянных детей» (1995)

Все мы знаем, что Гринч ненавидел Рождество из за того, что наглая мелкотня вечно мешала ему наслаждаться тишиной, отвлекая своим смехом и шумом. А теперь представьте, насколько раздражителен Кренк — творение безумного доктора, которое забыли наделить способностью спать. Он рано состарился, обладает склочным характером, а главное очень и очень хочет отдохнуть.

С помощью своих жутковатых миньонов он похищает детей из окружных деревень, чтобы завладеть их снами. Откровенно просчитавшись, вместо пушистых единорогов и поющих птичек он получает лишь кошмары от напуганных детей. Прибывший вместе с ярмаркой силач Уан, в котором зрители легко узнают Рона Перлмана, оказывается случайным свидетелем похищения сироты и решает искоренить творящиеся здесь злодейства. 

Эта мрачная готическая сказка учит нас одному важному уроку, который не стоит забывать. Помните о пользе сна и ни в коем случае не мешайте другим отдыхать, а то последствия могут быть крайне неприятными.


Весьма предсказуемые бонусы, но без них никак:


«Начало» (2010)

Рассуждая о снах, просто невозможно хотя бы вскользь не упомянуть фильм Кристофера Нолана. Картина о талантливом воришке, который для своих афер использует сны других людей, породила множество пародий и мемов, разойдясь на цитаты. Режиссер создал собственный уникальный мир с правилами и законами, который так похож на наш и при этом отличается во всем. Такое разве что присниться может, не иначе.

«Кошмар на улице Вязов» (1984)

Красавец-мужчина с уникальным чувством юмора, знаток стиля, любитель маникюра и просто душа любой компании, который не нуждается в представлении. Эпатажный Фредди Крюгер знает, какую сказку стоит рассказать, чтобы вы уснули мертвецким сном. Персонаж, блистательно сыгранный Робертом Инглундом, наводил ужас на детей и взрослых по всему миру, отметившись даже в «Ералаше». Никаких особенных рекомендаций по этому фильму нет и быть не может, смотреть с самого начала и до конца, по ночам плотнее укутываясь одеялом. А то «раз-два Фредди заберет тебя…», ну вы поняли.

«Коралина в стране кошмаров» (2008)

Тем, кто все-таки боится спать по ночам без включенного светильника, рекомендую брать пример с Коралины. Она смела, настойчива и совершенно не боится встревать в самые невероятные ситуации. Если у вас рядом есть пушистый любимец (не важно, насколько он говорящий), то вам и вовсе не о чем беспокоиться, вдвоем вы справитесь с любым кошмаром.