В российском прокате идет юморной и жестокий хоррор «Ужасающий 3» о том, как адский клоун Арт беспощадно портит людям Рождество (но не остается безнаказанным!). Наш эксперт по фильмам ужасов Дмитрий Соколов разбирает отсылки, исторические корни и мифологию культовой франшизы, которая стала одной из главных жанровых сенсаций последних лет.

Тела рубят – брызги летят: три пояснения за сплэттер

Любой серьезный разговор об «Ужасающем» должен начинаться с нескольких важных пояснений. Эта франшиза представляет собой авторский проект Дэмиана Леоне, который вдохновлялся малобюджетными трэш-хоррорами, спецэффектами Тома Савини, а также слэшерами 1980-х. И чтобы понять контекст каждого из этих влияний, необходимо подробнее рассказать о традиции, стоящей за фильмами Леоне.

Во-первых, вся франшиза оформлена в стилистике сплэттер-хоррора, восходящей к 1960-м и работам Гершела Гордона Льюиса (таким как «Несчастные девушки», «Вкус крови» или «Кудесник крови»), знакового трэшмейкера, придумавшего раздавать перед показом своих фильмов рвотные мешочки. Сам термин «сплэттер» (образованный от глагола to splash, т.е. «разбрызгивать») отсылает к обильным брызгам крови, летящим во все стороны, пока маньяк делает свою неприглядную работу. В строгом смысле, сплэттер это не столько конкретный жанр, сколько визуальный стиль, где основной акцент сделан на физиологических подробностях убийств. Сцены смертей длинные, изобретательные и крайне детализированные: кровь хлещет в три ручья, расчлененка правит бал, а жертвы умирают медленно и мучительно.

«Кудесник крови»

В кинематографе расцвет сплэттер-эстетики пришелся на 1970-е, когда вслед за отменой цензуры и на пике популярности грайндхаусов прокат был забит креативными шокерами типа «Я плюю на ваши могилы» или «Последнего дома слева». На протяжении 1980-х оформился литературный поджанр «сплэттерпанк», в котором эстетика отвращения стала ключевым элементом: среди приметных авторов этого течения можно выделить Ричарда Лаймона и Джо Лансдейла, а из более современных в похожем стиле работает С. Крейг Залер, также известный как режиссер. Уже в 2000-е натуралистичная и жестокая стилистика сплэттеров мощно повлияла на мейнстримные хорроры (достаточно вспомнить «Коллекционера» или «Хостел»), закрепив тенденцию к развитию «пыточного порно» в жанре.

Во-вторых, если по стилевым акцентам франшиза выполнена в духе сплэттеров, то по содержанию это авторский слэшер, то есть – фильм о маньяке, убивающем группу людей, обычно в пределах одной локации. В классических слэшерах (вроде «Пятницы 13-е» или «Хэллоуина») маньяк появляется редко, а убийства хоть и разнообразные, но показаны кратко, и основной упор делается на саспенс, напряженное ожидание смерти (плюс, конечно, обильную обнаженку!). Но во франшизе Леоне в центре внимания находится маньяк и его кровавые художества, саспенс есть, но второстепенен, ну а жертвы задвинуты далеко на задний план. Кроме того, здесь немало элементов сюрреализма, которые вплетены в сквозной сюжет франшизы.

И в-третьих, стоит помнить, что знакомство с «Ужасающим» лучше всего начать с первого фильма, поскольку лор франшизы усложняется с каждым сиквелом. В общих чертах сюжетная линия будет ясна даже без глубокого погружения в детали, но при отдельном просмотре второй или третьей частей кое-какие нюансы могут показаться странными или не до конца понятными. Наконец, помимо трех основных частей, во франшизе есть еще отдельный полный метр, в котором тоже фигурирует клоун Арт, хотя сюжет этого фильма прямо не связан с событиями трилогии. И помните, что в этом путеводителе полным-полно спойлеров, так что читайте на свой страх и риск!

«Канун дня всех святых» (2013)

В ночь на Хэллоуин бэбиситтер Сара присматривает за десятилетними братом и сестрой. Разбирая мешок с угощениями, они обнаруживают, что кто-то вместе с конфетами подкинул детям видеокассету. Включив ее, Сара понимает, что это сборник из трех страшилок. В первой девушка Кейси, ожидающая автобуса, встречает жуткого клоуна, который накачивает ее наркотой, после чего бедняжка попадает в лапы к ведьмам. Во второй Каролина, только что въехавшая в загородный дом, наблюдает падение метеорита – и вскоре сталкивается с агрессивным пришельцем. Ну а в третьей девушка, возвращаясь глубокой ночью со съемок фильма, встречает на заправке безумного клоуна-убийцу, и он начинает преследовать свою жертву по всей округе.

Хотя этот фильм и не входит в канон «Ужасающего», исторически он очень важен для развития франшизы. Начинающий режиссер Дэмиен Леоне с 2000-х снимал короткометражки, и возил их по разным фестивалям, а в начале 2010-х получил от продюсеров предложение снять хоррор-антологию. Использовав ранее отснятый материал, и добавив еще один сюжет (чтобы набрать 80 минут хронометража), он собрал фильм из трех новелл, объединенных простенькой историей про жуткую видеокассету.

Уже в первой из них появился зловещий клоун в черно-белом гриме, нападающий на девушку, однако тут он был эпизодическим персонажем, и лишь одним из многих монстров, окружавших героиню.

Во второй главным чудовищем был инопланетянин (его дизайн был вдохновлен обликом пришельцев из малоизвестного, но любопытного сай-фая «Контакт» с Кристофером Уокеном), и только в самом конце на пару секунд мелькали кадры с рисунком злобного мима. А вот в третьей клоун появлялся вновь, и был уже главным злодеем: он увлеченно кромсал труп ножовкой, точным выстрелом выбивал мозги парню в машине, и, наконец, заживо расчленял девушку, превращая ее в беспомощный арт-объект, полный страданий. Свое имя клоун, кстати, получил за страсть к эстетичному садизму. Леоне хотел дать своему детищу «самое претенциозное имя вообще», подчеркнув любовь маньячного мима к инсталляциям из кусков тел, вырванных внутренностей и пятен крови, так что решил назвать его «Арт».

За каждой из новелл, несмотря на их вопиющую малобюджетность и отчетливый привкус трэша, стояла режиссерская концепция. В первом сегменте Леоне решил собрать всех монстров, каких только получилось показать на экране с учетом простых спецэффектов и мизерного бюджета. Собрав отзывы у фестивальной публики, Леоне понял, что из кучи образов лучше всего людям запомнился именно клоун – и решил сделать с ним отдельную короткометражку. Так появился третий сегмент, стилизованный под грайндхаусное кино: с бликами и царапинами на пленке, кровавейшими убийствами и одним, но ярким чудовищем в клоунском костюме. А чтобы зрители не успели за полтора часа пресытиться слишком частыми появлениями одного и того же монстра, Леоне вставил между первым и последним сегментами историю с пришельцем (сейчас она выглядит как микробюджетная версия недавнего хита «Никто тебя не спасет»).

Но основная задача «Кануна дня всех святых» для режиссера заключалась вообще не в том, чтобы снять антологию, но в том, чтобы познакомить с клоуном как можно больше людей, ведь охват аудитории у полноценного фильма был бы куда больше, чем у коротких метров, известных лишь узкому кругу жанровых энтузиастов. С этой задачей Леоне справился. Хотя фильм вышел только на домашнем видео и стримингах, фанбаза клоуна-маньяка заметно расширилась, а о перспективном режиссере-дебютанте начали писать профильные издания. Получив кое-какой опыт и репутацию среди любителей хоррора, Леоне смог взяться за дело всей жизни – превратить клоуна Арта в легенду.

«Ужасающий» (2016)

Две подруги – Тара и Доун – возвращаются с вечеринки на Хэллоуин и делают остановку возле пиццерии. Зайдя в закусочную, девушки видят за соседним столиком крипового клоуна в черно-белом костюме. Хотя жутковатый тип вроде бы безобиден, настроение у девчонок портится, а затем Тару и Доун ждет другой неприятный сюрприз: у их машины спустило колесо, так что придется ждать, пока на помощь приедет Вики, сестра Тары. Проблема в том, что где-то рядом бродит все тот же клоун – и намерения у него какие угодно, только не добрые.

Поняв, что монохромный мим Арт имеет серьезные шансы стать хоррор-иконой, Дэмиен Леоне в середине 2010-х сосредоточился на том, чтобы разработать для него сольный проект. Для этого Леоне запустил сбор средств через платформу Indiegogo, а затем получил финансовую поддержку продюсера Фила Фальконе (он станет одним из ключевых спонсоров франшизы), и собрал крошечный бюджет в районе $50 тысяч. Для сравнения: у «Кануна дня всех святых» бюджет был $500 тысяч, то есть на этот раз пришлось работать в очень жестких финансовых рамках. Но, будучи талантливым фанатом роскошной резни, Дэмиен Леоне выжал из минимального бюджета максимум креативного кровопролития.

«Ужасающий» строился как слэшер, только сконцентрированный не на жертвах, а на маньяке. Сценарий был предельно схематичным: события разворачивались вокруг одной большой локации – гигантского заброшенного дома, в котором Арт выслеживал и весьма изобретательно убивал разных людей. Стиль явственно напоминал о грайндхаусной классике вроде «У холмов есть глаза» или «Контузии»: сцены смертей изображались до отвращения детально, изобилуя мерзотными подробностями, а харизматичный Арт еще и обставлял убийства как репризы на сцене адского цирка. Веселый клоун разрезал визжащую девушку надвое, умело размахивал плеткой-девятихвосткой, отрывал женские груди, срезал головы и скальпы – короче говоря, отлично отмечал Хэллоуин.

При том, что сюжет оставался в основном предлогом для того, чтобы показать побольше извращенных смертей, Леоне все же наметил в первом «Ужасающем» важные опорные точки развития франшизы. Во-первых, здесь появляется Вики – «последняя девушка», уцелевшая после схватки с Артом, а позже ставшая его напарницей. В полной мере ее персонаж раскроется только в триквеле, но и во второй части она серьезно поможет своему любимому клоуну. Во-вторых, Арт тут впервые четко представлен как демонический монстр, а не просто человек в клоунском костюме. Дизайн маньяка Леоне разработал, отталкиваясь от образа Пеннивайза из старой экранизации «Оно»: если тот щеголял в костюме кричаще-ярких цветов и с гривой рыжих волос, то Арт был затянут в минималистичный черно-белый костюм, а на лысой голове у него красовалась микроскопическая шляпка.

Молчаливость Арта – тоже антоним к болтливости Пеннивайза, поскольку вид клоуна из Дерри отсылает к шутам с городских карнавалов, в то время как Арт стилизован под мима: он выражает эмоции не словами, но жестами. В-третьих, тут появляется Бледная девочка – еще один важный монстр франшизы, оживляющий Арта в конце фильма, и вселяющийся в Викторию.

«Ужасающий» не выходил в широкий прокат, но после премьеры на The Telluride Horror Show новости о невиданно жестоком пыточном порно с клоуном разнеслись по всей Америке, и Леоне показал фильм еще на парочке жанровых фестивалей, так что кино быстро заработало культовый статус. Потом «Ужасающего» несколько раз выпускали в ограниченный прокат, но для Леоне самым важным было то, что благодаря этому релизу он не только закрепил славу начинающего хоррормейкера, но и получил задел для того, чтобы снять еще более кровавый и креативный сиквел.

«Ужасающий 2» (2022)

Близится Хэллоуин, так что Сиенна Шоу вместе с младшим братом Джонатаном заняты выбором костюмов для праздника. Девушка мастерит костюм ангельской воительницы по эскизам умершего отца, а Джонатан хочет пойти на Хэллоуин в костюме печально известного клоуна Арта – маньяка, год назад устроившего резню в округе Майлз. Но после того как мальчишка встречает в школьном коридоре настоящего Арта, он понимает: грядет беда. Увы, вопреки всем предупреждениям Джонатана, Сиенна отправляется на вечеринку, не подозревая, что кровожадный клоун уже охотится за ней и ее друзьями.

Если первый «Ужасающий» стал культовым хитом, хорошо известным в узких кругах, то второй познакомил с Артом широкие зрительские массы, и заодно сорвал кассовый джек-пот. При этом бюджет у Леоне на руках был, конечно, побольше, чем раньше, но тоже не то чтобы гигантский – всего $250 тысяч (половину из них он собрал на Indiegogo за неделю). Зато сборы составили умопомрачительные $15 миллионов, и фильм несколько раз возвращали в прокат по требованиям фанатов, а критики отозвались хвалебными рецензиями, верно разглядев за обильным шок-контентом и черный юмор, и талантливую страсть к спецэффектам, и несомненное чувство стиля.

«Ужасающий 2» – это авторский слэшер, гармонично переплетающий сплэттер и сюрреализм в убойной по силе комбинации. Главная ставка по-прежнему сделана на беспощадные безумства Арта, однако теперь в сюжете есть центральная героиня, Сиенна (о символизме этого имени пара слов ниже), которая призвана стать его немезидой. Увеличив хронометраж (сиквел идет два с половиной часа!) Леоне неторопливо нагнетает атмосферу, насыщая фильм не только разнообразными убийствами Арта, но также стильными видениями, снами и флэшбеками Сиенны, раскрывающими ее бэкграунд. Логика сюжета построена на противопоставлении двух полярностей: демона Арта (воплощение иррационального, бессмысленного зла, черпающего наслаждение в страданиях) и ангела Сиенны (олицетворяющей храбрость, чистоту сердца и защиту невинных), которым в финале предстоит великая битва.

Впрочем, детали этой мифологии Леоне раскроет в триквеле, «Ужасающий 2» пока что только обозначает основные фигуры на шахматной доске и поясняет правила игры. В плане стилистических акцентов второй фильм остается изобретательным и жесточайшим трибьютом сплэттерам. Арт развлекается вовсю: с хрустом разбивает череп молотком, режет красивые девичьи глазки ножницами, хорошенько смывает лицо серной кислотой, не щадя даже милейшего опоссума, вырвав у беззащитного зверька желудок. Впрочем, за свои садистские выходки адский клоун получает по заслугам: превратившись в ангела-воительницу (да!) Сиенна недрогнувшей рукой перерезает ему глотку, а затем эпично сносит голову с плеч.

«Ужасающий 3» (2024)

Миновало пять лет со времен бойни на хэллоуинской вечеринке, где Сиенна Шоу расправилась с маньяком Артом. Сиенна выходит из реабилитационного центра и едет к родственникам, рассчитывая встретить Рождество в семейном кругу. Но за радостью прячется тревога: Сиенна все еще глубоко травмирована прошлым, и страдает от жутких галлюцинаций, хотя держит проблемы в тайне. Тем временем демонический клоун Арт возвращается к жизни, получив новое тело, и, выйдя из длинной спячки, отправляется на поиски Сиенны, оставляя за собой длинный кровавый след.

В триквеле Дэмиен Леоне сохранил все хорошее, что было в первой и второй частях, а затем помножил все эти достоинства натрое. Результат не заставил себя ждать: на премьерных показах зрители блевали, вопили и в панике выбегали из зала, ну а кассовые сборы по-прежнему поражают воображение. При весьма скромном (но колоссальном для Леоне) бюджете в $2 миллиона «Ужасающий 3» уже обошел по кассовым сборам сиквел «Джокера», а пресса пестрит хвалебными рецензиями.

На этот раз в качестве стилистического образца Леоне избрал рождественские хорроры, естественно, с уклоном в трэш. По визуальному ряду триквел напоминает «Безмолвную ночь» (которая, кстати, ремейк классического слэшера 1980-х) и, в меньшей степени, угарнейший хоррор из 1990-х «Снеговик» с Шэннон Элизабет (красотка Надя из «Американского пирога»). Звучит мелодичный перезвон Jungle Bells, повсюду развешаны праздничные гирлянды, над камином висят носочки для сладостей, елки украшены блестящим декором, только у Санта-Клауса в мешке не подарки, а остро заточенный топор. Заметно сократив хронометраж, Леоне теперь более сноровисто чередует линии Арта и Сиенны, выдерживая бодрый темп все два часа. Но в центре внимания всегда остаются убийства, и триквел фонтанирует восхитительно шокирующими сценами.

Причем теперь Вики нередко тусит рядом с Артом, и как минимум две длинных сцены с нею намертво врезаются в память. Эта гниющая красотка заливисто хохочет, разгуливает в терновом венце, без умолку болтает (по контрасту с молчуном Артом) и обожает засовывать в себя острые предметы. Но и ее клоунский дружок не утратил маньячного мастерства за годы спячки. Арт замораживает и ломает хрупкие кости молотком, сдирает одному бедняге лицо отточенным движением (чтобы воткнуть в мясное месиво морковку вместо носа!), запихивает в горло живых крыс, а парочку влюбленных бешено потрошит бензопилой прямо во время жаркого секса в душе. Но гвоздь программы – несомненно, крайне драматичная схватка Сиенны с Артом под рождественской елкой. В общем, все, за что фанаты любят франшизу, в третьем «Ужасающем» есть, и работает отлично.

При этом, несмотря на то, что Леоне по традиции делает ставку на практические спецэффекты (в духе своего гуру Тома Савини – кстати, мелькнувшего здесь в камео), про саспенс и атмосферу веселой резни он тоже не забывает, продолжая умело эксплуатировать образ Арта, адского трикстера. Но особо любопытно не это (в конце концов, именно такого подхода фанаты справедливо ожидали), а обилие тонких религиозных отсылок в фильме, стилизованном под трэш-хоррор. И, что особенно важно, детали эти многое говорят о мифологии франшизы.

Для начала, стоит напомнить о том, что весь цикл фильмов – что особенно ярко просматривается в третьей части – оказывается историей о борьбе ангела и демона. В этой связи примечательны даже имена главных персонажей. «Арт» отсылает к умению клоуна-маньяка превратить любое убийство в перформанс, но также это кельтское имя, означающее «медведь», и косвенно указывающее на массивного, физически сильного мужчину – к Арту такая характеристика вполне подходит.

Но с «Сиенной» все еще интереснее. Это имя носит очень известная католическая святая, один из важных атрибутов которой – терновый венок, символизирующий ее многочисленные телесные страдания. Заметьте, что именно такой венок Викки в насмешку надевает на голову Сиенне во время ее финального сражения с Артом. А учитывая, что франшиза в значительной степени посвящена превращению Сиенны Шоу из обычной женщины в бесстрашную воительницу, способную остановить беспредельное зло, такой выбор имени вряд ли случаен (и в любом случае идеально подчеркивает сквозную тему фильмов).

Что даже важнее, именно в христианской перспективе все гнусные кощунства и кровавые безумства Арта с Викки выглядят как необходимая часть сюжета, а не просто дань жанровым условностям, ведь злодеи здесь – демоны, существующие исключительно чтобы причинять боль и страдания людям, причем максимально изощренными способами. Отсюда и глумливые пантомимы Арта, и пародия на Тайную вечерю в заключительных сценах: запредельное зло в «Ужасающем» показано пусть стильно, но честно, без каких-либо романтических прикрас. И, сообразно такой логике, абсолютное (нечеловеческое) зло может остановить лишь вдохновленная божественной (опять-таки, нечеловеческой) силой святая (или ангелица, на ваш выбор) воительница.

Христианская теология во франшизе хоть и местами схематичная, но вполне работающая, и придает веселой вакханалии насилия ощутимую драматическую глубину, даже если многие отсылки не считываются сознательно – символы и аллюзии, в конце концов, часто и эффективно работают именно в контексте фонового восприятия. Да и Леоне сам признавался, что сквозной сюжет франшизы основан на борьбе ангела и демона, так что религиозный подтекст здесь более чем уместен. Успех трилогии во многом основан как раз на сочетании харизматичного злодея (Дэвид Ховард Торнтон, сыгравший Арта во франшизе, уже стал жанровой звездой), выверенной сплэттер-стилистики и ненавязчивого христианского символизма.

С учетом бешеной популярности одной только третьей части, неудивительно, что Леоне уже начал работать над четвертым фильмом франшизы, который (вероятно) станет заключительным. Так что симпатяга Арт еще покажет нам немало трюков с потрошением и расчленением, прежде чем отважная Сиенна отправит его в ад.