Спустя всего год с небольшим после «Джентльменов» Гай Ричи представляет новую картину: с 22 апреля в прокате «Гнев человеческий». Андрей Загудаев рассказывает, как фильм в жанре «боевик с Джейсоном Стэйтемом» вписался в фильмографию режиссера «Большого куша» и «Алладина».

Патрик «Эйч» Хилл, молчаливый мужчина средних лет с угрожающей внешностью и британским акцентом (Джейсон Стэйтем), устраивается в инкассаторскую службу в Лос-Анджелесе. Незадолго до этого бандиты убили двух курьеров компании и ограбили фургон. Новичка принимают буднично: сексистскими шутками в раздевалке, дежурными советами по работе и приглашением в бар. Во время одного из следующих выездов Патрик нарывается на налетчиков и в одиночку их расстреливает. Все понимают, что Хилл не так прост, как кажется. Позже мы узнаем, что он сам искал этих налетчиков: несколько месяцев назад они убили его сына.

Гай Ричи в последнее время выпускает один фильм за другим. «Гнев человеческий» выходит в прокат всего год спустя после «Джентльменов», в то время как уже почти снят следующий фильм — шпионский триллер «Пять глаз» (тоже со Стэйтемом). Также Ричи вовсю работает над картиной с непроизносимым названием The Ministry of Ungentlemanly Warfare про Вторую мировую, но и это еще не все: впереди — сиквел диснеевского «Аладдина» и даже сериал по мотивам «Джентльменов». Одним словом, Ричи окончательно вошел в круг коммерчески успешных режиссеров с большими студийными контрактами. 

«Гнев человеческий» немного выбивается из его поступательной карьеры. Это маленькая картина, которая делалась как будто для поддержания тонуса перед следующими студийными блокбастерами. В основе — симпатичный драматический нуар 2004 года «Инкассатор» Николя Букриефа. Из него Ричи взял в свой фильм фабулу, но совершенно иначе ее обставил. Картина Букриефа была скромным высказыванием о мести маленького буржуа; в руках Ричи эта история превращается в полноценный боевик с фигурными ограблениями, колоритными бандитами и супергероем в центре. И совершенно иной моралью: в «Инкассаторе» герой пытался во что бы то ни стало продлить смысл своего существования, гоняясь за налетчиками; «Гнев человеческий» — кино хоть и скромное, но с сюжетом о возмездии почти библейского размаха.

Разницу между «Инкассатором» и «Гневом человеческим» можно понять, хотя бы взглянув на хронометраж — фильм Ричи на полчаса длиннее. Это время режиссер использует в основном для того, чтобы как следует представить зрителю преступников (в том фильме у налетчиков не было ни одной реплики, здесь — полноценные портреты), а также побогаче обставить финал картины с ограблением. Все это делает «Гнев человеческий» ближе к зрителю, но лишает фильм очаровательной недосказанности оригинала. 

При этом «Гнев человеческий» показательно старомоден, как и многие картины Ричи. Здесь снова нет почти ни одной женщины — их британец почти повсеместно игнорирует с начала своей карьеры. Мир мужчин, скользкий, грубый, но честный, его все еще привлекает намного больше. В «Гневе» фантастически крутой мужской ансамбль: помимо Стэйтема здесь играют Скотт Маккэлани (Билл из Mindhunter), вернувшийся на большой экран Джош Хартнетт, а также Скотт Иствуд — сын Клинта, которому достался фирменный прищур отца и его суховатая стать.

Местами это старый-добрый Гай Ричи. Здесь полно запоминающихся бандитов, которые правда, в основном говорят не на колоритном кокни южного Лондона, а на чистейшем американском английском. В самый кульминационный момент фильма появляется закадровый рассказчик. Ричи, несмотря на весь опыт, то ли не научился рассказывать сложные сюжетные схемы зрителю иначе, то ли просто не хочет — в любом случае, многие его фирменные фишки тут на месте и вполне работают.

При этом от «Гнева человеческого» не стоит ждать именно что «фильм Гая Ричи». В большей степени фильм подходит под другой «жанр» — боевиков со Стэйтэмом. Да, в складках «Гнева» все еще спрятаны авторские фишки Ричи, но сам материал не позволяет им заискрить на полную катушку. Без этих искр «фильм Гая Ричи» несколько тускнеет, а взамен режиссер ничего предложить не может. С другой стороны, стоит ли вообще ждать от британца ждать новых «Карт, денег, двух стволов» или «Больших кушей», даже учитывая прошлогоднее возвращение к истокам в «Джентльменах»? С непрофильными жанрами, как он показал в «Аладдине», «Шерлоке Холмсе» — и в «Гневе человеческом», он тоже вполне справляется — пусть и без блеска своих шедевров.


Ранние работы обеспечили Ричи статус народного режиссера. Действительно, почти все его фильмы пресса принимает холоднее, чем простые зрители. Уверен, что с «Гневом человеческим» будет примерно такая же история. Но в отличие от тех же «Джентельменов», кажется, «Гнев» вряд ли станет народным хитом. Потому что по-настоящему зрительское кино очень кайфово пересказывать друзьям, смакуя каждую подробность, вспоминая яркие моменты или реплики, влюбляясь в героев. «Гнев» в пересказе не так хорош. Здесь нет легкости и беспечности лучших фильмов Ричи — все-таки за пределами Лондона режиссер как будто теряет свои суперспособности. 

Несмотря на все претензии и громкие имена в титрах, «Гнев человеческий» не претендует на место в истории. Это честные два часа перестрелок, ограблений слегка в духе GTA V, лихого монтажа — и каменного лица главного героя. Но не более того. Рандомный совет: когда пойдете в кино, обязательно захватите с собой своего батю — ему наверняка зайдет. Батя, без обид! 

бандит