В российский прокат 25 октября вышел фильм «На границе миров» — своеобразный микс фэнтези и драмы, основанный на скандинавской мифологии. Несмотря на многообещающий потенциал, кино вряд ли оценят как любители хоррора, так и поклонники нестандартных любовных историй. Но обратить на него внимание стоит хотя бы из-за необычности темы.
Тина (Ева Меландер) работает на таможне, отслеживая подозрительных людей, пересекающих шведско-датскую границу. В этом ей помогает способность чувствовать эмоции других людей, в особенности такие как стыд или вина. В ходе очередной проверки Тина встречает человека, который способен скрыть от нее свои мысли. Эта встреча вскоре заставит ее переосмыслить свою жизнь и обнаружить правду о себе, которая окажется неожиданной и пугающей.
Если первый фильм режиссера Али Аббаси («Шелли») был фантазией на темы, навеянные «Ребенком Розмари», то «На границе миров» — скорее, попытка снять кино про оборотней не показывая самих оборотней, по крайней мере, в традиционном их виде. У фильма два фольклорных источника: легенды о троллях и о подменышах. Но в основе своей это драма, причем с явным социальным подтекстом (тема общества, отвергающего необычных людей, проходит красной нитью через весь фильм).
Отсюда и постоянные попытки режиссера «выдавить слезу», показывая конфликт двух ключевых персонажей, и стремление сыграть на всегда актуальной в современном обществе теме педофилии (сам персонаж, за которым охотится полиция, выведен нарочито «нормальным» в противовес главной героине), и прочие темы, характерные для вполне реалистичного (оно же «проблемное») кино. И нельзя сказать, что сюжет как таковой здесь плох (благо снят фильм по рассказу Юна Айвиде Линдквиста, автора знаменитого вампирского хоррора «Впусти меня») — наоборот, при желании можно было бы развернуть его во многих интересных направлениях.
Дело, скорее, в том, что медитативный темп развития событий убивает все хорошее, что могло бы быть в этой истории. Так, например, побочная линия с поиском преступников сделана явно спустя рукава (чего стоит хотя бы взлом чужой квартиры без какого-либо намека на ордер — и это в Швеции!), но сами отношения двух непонятых человеческим миром существ тоже выглядят, прямо скажем, натянуто, и даже любовная сцена с участием троллей вызывает смех своей нелепостью.
Так что новой «Формы воды» не вышло, несмотря на показ в Каннах и премию «Особый взгляд». Критикам, вероятно, импонировала проблематика, затрагиваемая Аббаси, но сам фильм как самостоятельное произведение представляет из себя далеко не самый лучший вариант истории о том, как встретились два одиночества.
Фильм «На границе миров» в российском прокате с 25 октября.