В российском прокате — редкий гость: мистический хоррор из Норвегии под незамысловатым названием «Фобия» (он же — Haunted). «Отвратительные мужики» уже посмотрели фильм, и рассказывают, о том, чем может порадовать очередная порция скандинавской жути.
Кэтрин, узнав о смерти отца, приезжает в старый семейный дом, пустовавший много лет. У нее только одно желание — как можно скорее его продать. Но перед этим ей придется подождать пару-тройку дней, поскольку близится Рождество, и в округе работают далеко не все. Ожидая приезда специалистов по продаже недвижимости, Кэтрин знакомится с немногочисленными местными, и постепенно погружается в неприятные детские воспоминания, в которых спрятана страшная семейная тайна.
«Фобия» — это во многом типичный фильм о привидениях, который выделяют на общем фоне три обстоятельства. Во-первых, это актерская игра Синневе Макоди Лунд (в Норвегии она хорошо известна в основном по ролям в сериалах), которая на себе вытягивает даже самые обычные сцены с традиционными «пугалками».
Во-вторых, это отличная визуальная часть: режиссер Карл Кристиан Робе много лет проработал фотографом и перенес свое умение красиво фиксировать кадр на большой экран. Фильм полон роскошных пейзажей заснеженной Норвегии, и даже самый обычный старый дом здесь снят так, что начинает выглядеть зловеще.
И, наконец, третье, самое любопытное:«Фобия» систематически заигрывает со зрителем, оставляя место для двусмысленного понимания того, что происходит в сюжете, обращаясь то к мистике, то к психологическим проблемам главной героини (заметными фобиями, она, правда, не страдает, так что не стоит доверять локализации — кино не об этом).
Из прочих достоинств — неплохая атмосферность, достигаемая за счет уже упомянутой операторской и монтажной работы. Плюс к тому, режиссер активно использует jumpscares, то есть резкие, пугающие моменты, хотя они чаще всего и оказываются ложными. Сценарий, при всей простоте и малом количестве актеров (основных действующих лиц всего три), постоянно движется вперед, и вокруг Кэтрин все время что-то происходит, заставляя ее распутывать клубок все более и более неприятных детских воспоминаний и психотравм.
Без проколов, к сожалению, тоже не обошлось. В частности, финальное откровение выглядит довольно-таки искусственно для того, кто внимательно наблюдал за отношениями главной героини и ее соседки, странной маленькой девочки. С нею, кстати, связана еще одна чисто логическая несостыковка: в кульминационный момент фильма как-то изящно выйти из игры со зрителями не выходит, и их просто ставят перед фактом.
К счастью, эти проблемы не заслоняют достоинств фильма, и если хочется посмотреть на медленный, но затягивающий скандинавский хоррор в минималистичных декорациях — вам именно сюда.