фильм нежить 2024 in a violent nature

В зарослях густого леса компания туристов обнаруживает руины пожарной башни. Осматривая развалины, один из них забирает с собой старинный медальон и тем самым возвращает к жизни Джонни — легендарного убийцу, когда-то вырезавшего лагерь лесорубов. Восстав из мертвых, маньяк начинает обход своих владений, истребляя всех, кто попадется ему на пути. Тем временем местный рейнджер собирается вновь отправить Джонни в могилу, однако для этого ему потребуется тот самый медальон, способный упокоить душу лесного потрошителя.

Чем занимается Джейсон Вурхиз из «Пятницы 13-е», когда рядом нет похотливых тинейджеров? Как Майкл Майерс из «Хэллоуина» коротает время до своего главного праздника? Теперь у нас есть ответ на эти вопросы. Крис Нэш, канадский режиссер и фанат Гаса Ван Сэнта, снял слэшер, где в центре сюжета находится маньяк, а не его многочисленные жертвы. 

«Нежить» — это революционный по форме и традиционный по содержанию хоррор про маньяка, орудующего где-то в непролазной глуши

Все конвенции жанра креативно нарушаются, но дух классических слэшеров безупречно сохранен. При этом ключевая инновация в фильме ровно одна, и она гениальна в своей простоте. Все события типичного слэшера показаны с точки зрения маньяка-убийцы, а остальные персонажи появляются лишь эпизодически, чтобы умереть через сцену или две. 

Концепт «слэшер глазами маньяка» реализован в «Нежити» настолько же последовательно, насколько и разнообразно

фильм нежить 2024 in a violent nature

Здесь надо отметить, что речь идет не о приеме, когда фильм снят целиком от первого лица (такие работы в жанре тоже есть, например, отличный «Маньяк» с Элайджей Вудом, в роли застенчивого кромсателя женщин), а именно о постоянном присутствии убийцы в кадре. 

Если типичный слэшер строится на том, что маньяка мы видим редко, и он обычно маячит где-то на заднем фоне (вспомните первый «Хэллоуин», когда Майкл следит за Лори Строуд в Хэддонфилде!), своим присутствием нагнетая напряжение, то в «Нежити» саспенс обеспечен за счет медитативного ритма. Темп здесь задает не бешеная динамика погонь или молодежного веселья, а медленное, но неумолимое приближение смерти. Убийца нетороплив, его жертвы кричат и суетятся, иногда пытаясь отбиваться, но Джонни абсолютно неизбежен. 

Визуальный ряд при этом восхищает изобретательностью

фильм нежить 2024 in a violent nature

Казалось бы, полтора часа смотреть на то, как бессловесный маньяк топчется по лесу, убивая всех, кто мимо проходил — довольно однообразно. Ничего подобного. За счет постоянно меняющихся ракурсов, «медленного» монтажа (когда применяют минимум склеек) и отличных убийств «Нежить» смотрится с интересом, который не ослабевает. 

Камера то следит за Джонни со спины (как в каком-нибудь шутере от третьего лица эпохи ранних Tomb Raider), то смещается за плечо (это уже Resident Evil 4), а иногда даются долгие статичные кадры, когда убийство происходит где-то на дальнем плане. И почти каждая новая смерть подана в слегка ином стиле, чем предыдущая. 

Про убийства — главный аттракцион — необходимо сказать отдельно

фильм нежить 2024 in a violent nature

За полтора часа Джонни отправит на тот свет человек десять, причем смерти грамотно распределены по хронометражу, поэтому действие никогда не провисает. Многие киллы обыгрывают знаковые локации слэшеров 1980-х. Например, фигуристую купальщицу Джонни топит в озере, словно взятом из франшизы «Пятница 13-е», а сцена с посиделками у костра напоминает пролог «Сожжения» (культовый слэшер с крутейшим гримом Тома Савини). 

И если «озерный» килл оформлен нарочито буднично (девушка просто исчезает под водой, а через пару секунд всплывает бездыханной), то у ее подруги ярчайшая смерть в фильме. Талантливо используя цепь с крюком, Джонни одним уверенным движением пробивает изящное девичье тело, и протаскивает голову бедняжки сквозь кровавую дырку в животе — фанаты Мортал Комбата оценят! 

Еще одного бедолагу Джонни пропустит через дровокол (хоть мы и увидим это в расфокусе), а другому размозжит череп булыжником (тут вид сверху и все четко). 

Не обойдется также без капканов, топора и прочих важных инструментов

фильм нежить 2024 in a violent nature

Арсенал у Джонни обширный. Но в погоне за жертвами Джонни и про стиль не забывает: дизайн маньяка навевает ассоциации со второй «Пятницей 13-е», а вот маска, хоть и напоминает про «шлем-изолятор», но вообще-то являются частью экипировки пожарных (сам Нэш признавался, что увидел ее на картинке еще в 2000-х, и поразился, что никто не использовал такую жуткую штуку в хорроре).  

Сценарий, при всей внешней простоте, грамотно обыгрывает клише, характерные для слэшеров

фильм нежить 2024 in a violent nature

Причем делает он это в максимально ненавязчивом ключе, а не вбрасывая миллион постмодернистских цитат каждые пять минут. Например, лицо маньяка нам показывают в крайне неожиданный момент, а не в ходе финальной разборки (как повелось с первой части «Хэллоуина»). 

Для хардкорных жанровых фанатов припасена многослойная отсылка в последних сценах. Чтобы не выдавать детали, скажу только две вещи: во-первых, актриса, которая подвозит «последнюю девушку», играла во франшизе «Пятница 13-е», а во-вторых, рассказ про медведя выглядит тонкой (может и непреднамеренной) отсылкой к конкретной части этой франшизы. 

И да, то, что главная героиня толком не сражается с маньяком в конце — не баг, а фича

фильм нежить 2024 in a violent nature

Заключительная схватка стала традицией слэшеров только в 1980-х, а в ранних образцах (скажем, в «Техасской резне бензопилой») можно было убежать куда глаза глядят или (как в «Школьном бале») раскрыть личность маньяка — и никакой вам кровавой схватки. 

 «Нежить» — любовно сделанный подарок всем фанатам слэшеров, однако всем прочим зрителям эта история может показаться излишне банальной (если не примитивной). Такой взгляд, конечно, близорук, но в то же время необходимо понимать, что перед вами не очередной «возвышенный хоррор» а-ля «Суспирия», или насквозь самоироничный «Крик», но авторский слэшер-слоубернер, в котором Крис Нэш играючи нарушает каноны жанра, чтобы их обновить. 

Любители нестандартных ходов оценят и размеренный темп, и калейдоскоп смертей, и сеттинг с дизайном маньяка, созданные под влиянием классики, только не стоит ждать от фильма бездонных смысловых глубин или жирных цитат, здесь все проще. Но эта простота — выверенная от первого до последнего кадра и скрывает стиль, отточенный как любимый топор для охоты на туристов.