На экраны в России выходит «Суспирия» — долгожданный ремейк культовой ленты Дарио Ардженто, и одна из главных хоррор-премьер года. Фильм уже успел вызвать шумиху в зарубежной прессе, а также заработал себе весьма неоднозначную репутацию среди зрителей. «Отвратительные мужики» разъясняют, чем новая версия классики зацепила аудиторию.

Западный Берлин, осень 1977 года. Юная американка Сьюзи (Дакота Джонсон) приезжает в город, чтобы пройти обучение в престижной танцевальной академии. Вокруг неспокойно: на улицах орудуют террористы из «Фракции Красной Армии», а в самой академии ученицы встревожены исчезновением одной из девушек (Хлоя Мориц), которая незадолго до пропажи рассказывала своему психотерапевту странные вещи о колдовстве и преследующих ее ведьмах.

Сьюзи знакомится с Сарой (Миа Гот), и вскоре подругам предстоит узнать, что в академии действительно происходит что-то зловещее, хотя все вокруг словно бы пытаются это скрыть.

суспирия рецензия 2018 отвратительные мужики disgusting men

Любой разговор о новой «Суспирии» стоит начинать с того, чтобы разграничить оригинальный фильм 1977 года, и версию 2018-го: это принципиально разные фильмы, и различие здесь носит сознательный характер. За исключением некоторых персонажей и общей завязки, новая версия «Суспирии» не имеет практически ничего общего с оригиналом, и режиссер Лука Гуаданьино весь фильм выстраивает на этом контрасте.

Там, где в 1977-м были яркие, сочные цвета, в 2018-м — блеклая, серо-черная палитра, слегка разбавленная редкими всполохами красного. Там, где Ардженто показывал на экране страшную сказку, и подавал насилие в едва ли не комиксовой стилистике, Гуаданьино рассказывает мрачную историю о бездне тьмы, которая готова в любой момент поглотить любого человека.

суспирия рецензия 2018 отвратительные мужики disgusting men

Иными словами, новая «Суспирия» — это комплексное художественное произведение, где в многослойный сюжет вплетены исторический контекст (действие происходит во время «немецкой осени», о чем постоянно напоминают), тема материнства и женственности вообще, драма об утраченной любви, а также, само собой, мистический хоррор. Снято все это очень красиво, хотя и в подчеркнуто отстраненной манере, с довольно своеобразным монтажом, и минималистичным, но западающим в память саундтреком от Тома Йорка.

К сожалению, в этой грандиозности кроется и главная проблема фильма. В нем заключено огромное число тем, подтекстов и символики, на фоне которых легко теряется хоррор-компонент. Даже кульминационная сцена сделана в клиповой стилистике, что выглядит крайне странным решением, скорее разрушающим атмосферу фильма, чем поддерживающим ее.

суспирия рецензия 2018 отвратительные мужики disgusting men

Кроме того, по мере развития событий на передний план внезапно выдвигается в общем-то второстепенный персонаж, который во всей истории оказывается абсолютно посторонним, но в финале именно его личная трагедия завершает весь сюжет, окончательно превращая хоррор в драму.

Учитывая все это, неудивительно, что реакция критиков и широкой аудитории столь различна: если первые видят в фильме Гуаданьино множество сопутствующих достоинств и готовы за них простить недостаток саспенса, то для зрителей новая «Суспирия» — скорее артхаусный эксперимент по мотивам хорошо знакомого сюжета, чем перезагрузка культовой классики, что далеко не всем по вкусу. В этом есть здравое зерно: «Суспирия» — определенно «кино не для всех», требующее от зрителя читать между строк, но при этом склонное забывать о своих жанровых корнях.

суспирия рецензия 2018 отвратительные мужики disgusting men


«Суспирия» в российском прокате с 29 ноября 2018.