24 августа в российском прокате стартует независимый хоррор «Оно приходит ночью», собравший множество позитивных отзывов от критиков и с успехом прокатившийся по жанровым фестивалям. Наш хоррор-эксперт Дмитрий Соколов объясняет, почему к восторгам на этот раз стоит отнестись с осторожностью, хотя фильм и заслуживает внимания.
В большом доме, одиноко стоящем посреди леса, живет семья — муж Пол, жена Сара и их семнадцатилетний сын Трэвис со своим домашним псом Стэнли. Вокруг давно бушует неназванная пандемия, из-за которой при любом контакте с неизвестным человеком лучше надевать респиратор, иначе смерть придет через несколько дней (если не часов). Пока удается скрывать свое присутствие от изредка появляющихся мародеров, семейной жизни ничто не угрожает. Но однажды на пороге их дома появляется еще одна семья с маленьким ребенком, и уединению, а вместе с ним и безопасности, приходит конец.
Начинать разговор об этом фильме стоит с предварительного разъяснения: это не столько хоррор в чистом виде, сколько семейная драма, помещенная в постапокалиптический сеттинг. И все это без зомби, мутантов и вообще каких-либо фантастических элементов. Единственная сценарная фантазия здесь — неизвестная, но очень заразная болезнь, выкашивающая людей направо и налево. Иными словами, режиссер (и сценарист) Трей Эдвард Шульц здесь вообще не напирает на физиологические подробности, фильм совсем о другом.
Легко понять, от чего пришли в восторг критики и зрители на тематических фестивалях: очевидная сильная сторона этой камерной истории — персонажи. За весь фильм на экране появляется едва ли больше десяти человек, из которых в центре внимания трое: двое отцов семейства и один подросток, медленно сходящий с ума в вымирающем мире. Надо отдать режиссеру должное: все основные актеры играют очень достойно, в особенности Джоэл Эджертон (Пол) и Кэлвин Харрисон-младший (Трэвис),
Второй сильный момент фильма, безусловно, — атмосфера. «Оно приходит ночью» относится к той нечасто встречающейся сейчас категории хорроров, где преобладают не обычные «пугалки» (хотя и они тут изредка встречаются) и не физиологические подробности (которых, впрочем, Щульц не стесняется, хоть и не акцентирует на них внимание), а общий психологический контекст. Это очень мрачный, наполненный безысходностью фильм, в котором нет места даже для проблеска надежды, и по мере развития событий отчаяние все полнее вступает в свои права.
Но при всех своих достоинствах фильм имеет один существенный недостаток, в значительной степени подрывающий его целостное восприятие. Речь о сценарии, с которым у автора фильма все получилось значительно хуже, чем с режиссурой. За все экранное время не происходит практически ничего, способного приковать внимание зрителя, а наблюдать за медленно тлеющим конфликтом между семьями в условиях постапокалипсиса — зрелище, скорее подходящее для сериала, чем для полного метра. Сюжет забит в основном бытовыми подробностями жизни, ночными кошмарами и бытовыми же диалогами, отчего довольно скоро перестают в полной мере работать и атмосфера, и работа актеров, которая часто тратится на банальные разговоры. Обычные зрители это тоже почувствовали, поэтому, кстати, фильм, хоть и отбил свой (довольно скромный) бюджет, прокатной сенсацией в США не стал.
Так что в итоге перед нами явный образец «хоррора не для всех». Если вам по душе тягучая атмосфера и красивая операторская работа, а сюжет кажется не более чем необходимой условностью, то можете дать фильму шанс. Возможно, кино в чем-то себя оправдает. Если же вам нужно что-то большее, то «Оно приходит ночью» явно не для вас.