С 1 апреля в прокате «Майор Гром: Чумной Доктор» — масштабная экранизация самого успешного российского комикса. Андрей Загудаев рассказывает, как авторам фильма удалось сделать хорошее супергеройское кино, которое может позволить себе пару сцен после титров.


Место действия «Майора Грома», как и одноименной комикс-вселенной — альтернативный Санкт-Петербург. Днем он похож на Лондон или Вену, при свете вечерних фонарей — на Прагу или Будапешт. Главный герой, смелый и принципиальный матерый полицейский Игорь Гром, несмотря на отсутствие фантастических способностей, натуральный супергерой этого города. Он в одиночку ловит банды преступников (с эффектной погони за одной из них начинается фильм), ни с кем не дружит, кроме начальника полиции, не состоит в отношениях и питается исключительно шавермой. Сам полицейский участок, где Грома постоянно отчитывают за самоуправство, похож скорее на американские отделения — с деревянным декором, чистыми камерами и просторными залами, чем на тесные российские участки.

В Петербурге «Майора Грома» процветают коррупция и беззаконие. Местные авторитеты позволяют себе примерно все: отмазать балбеса-сына от тюрьмы за убийство, построить казино посреди города, подкупить любого судью и остаться безнаказанным. Посреди этого безумия еще один миллиардер и филантроп Сергей Разумовский открывает новую социальную сеть «Вместе», внутри которой каждый пользователь будет максимально защищен и может пользоваться любым контентом — музыка, кино, книги и так далее — бесплатно. Примерно в это же время в городе появляется странный мститель в костюме с огнеметами и в маске птицы. Транслируя в соцсети записи убийств богачей, преступивших закон, он обретает огромную популярность. Остановить ряженого мстителя может только Гром.

«Чумной доктор» — первый полноценный отечественный фильм по комиксам. Вселенная «Майора Грома» насчитывает уже 100 выпусков — есть комиксы и про Чумного доктора, и спин-оффы, и много чего еще. За девять лет приключения майора МВД превратились в самый популярный и успешный отечественный комикс. В кино «Гром» заходил постепенно — с одноименной короткометражки в 2017 году. Её приняли тепло, но картина чем-то, видимо, не устроила авторов, и полный метр делали уже другие люди. 

В полном метре Грома играет Тихона Жизневский…
а в коротком — Александр Горбатов.

Спустя 4 года, два из которых картина переносилась, «Майор Гром» выходит в кино. И оценивая финальный результат, хочется сказать, что все ожидания были не напрасны.

Фильм про Грома совершенно не похож на отечественный блокбастер, что одновременно его и плюс, и минус. Понять, что перед нами Петербург, можно только по немногим кадрам Дворцовой площади в начале и сияющей где-то на горизонте башне «Лахта-центр» в нескольких сценах, да по знаменитой питерской шаверме. В остальном город похож на собранный по открыткам универсальный мегаполис. В этом Питере есть и колоритные гетто, как в Америке (с особо ярким выходом артиста Киевстонера в образе, в общем, самого себя), по которым опасно передвигаться, и блестящие казино в азиатском стиле, как будто подсмотренные в фильмах про Джеймса Бонда, и огромные дворцы с припаркованными рядом с ними «Ламборгини», в которых живут местные богачи. Здесь нет осязаемой власти, по крайней мере в кадре; и есть какая-то фантастическая свобода: кажется, что любой съехавший с катушек маньяк, воодушевившись Бэтменом, может в этом Петербурге себе сделать суперкостюм и вершить правосудие.

И если бы события «Майора Грома» проходили в реальном Санкт-Петербурге настоящего, то к ним легко было бы предъявить кучу претензий, но из-за того, что это по сути выдуманная реальность, пусть и с определенной геометкой, то взятки гладки. Да, местная вселенная — это винегрет из всего, что было в жанре. Здесь отчетливо угадывается вайб «V» значит Вендетта» и нолановских «Бэтменов», чуть меньше — марвеловской супергероики и даже «Крепкого орешка». Авторы сваливают в кучу все темы, которые подходят этому сюжету: капитализм как исчадие ада, (иллюзорная) безнаказанность, которую дарят любому человеку современные технологии, дилемма «закон против порядка» и многое другое. А еще это фильм про то, что доверие к окружающим в жизни любого человека — один из самых главных инструментов для достижения любых целей. Самые въедливые найдут в сюжете картины спайки с действительностью: слышал на выходе из зала, как кто-то сравнивал эфиры Чумного Доктора с роликами Навального, а местные протесты — с ситуацией в Белоруссии. Эти эпизоды авторы, впрочем, не выпячивают и сознательно не превращают в плакаты и лозунги. Здесь это просто часть сказочного, фантастического сюжета и выдуманной альтернативной вселенной.

При всем многообразии идей и подсмотренных у других деталей, создателям «Чумного доктора» удалось их слепить в яркий и захватывающий жанровый фильм с собственным стилем. Возможно, местами здесь не хватает экшена, где-то — щепотки юмора, но «Чумной доктор» при всех своих недостатках — это один из самых внятных, ярких и профессиональных отечественных блокбастеров. Это очень легко понять, особенно если вы вообще не любите российское кино. При просмотре представьте, что герои говорят на английском — и тогда «Майор Гром» превратится во вполне себе нарядный зарубежный кинокомикс, хоть и не марвеловского, но все же заметного размаха. Две сцены после титров в таком кино воспринимаются как должное.

Выдающийся ли фильм «Чумной доктор»? В масштабах мирового супергеройского кино — скорее нет. Но это очень кропотливая, симпатичная картина во все еще чуждом для российского кино жанре «как в Голливуде». Но надо понимать, что такая «игра в западное кино» хороша на старте большой киновселенной (авторы планируют снять семь фильмов), но не дальше. В продолжениях, которые обязательно будут (еще раз — две сцены после титров), хотелось бы побольше собственных задумок и меньше оглядок на лидеров жанра. Все-таки комиксы про «Майора Грома» достаточно самобытны — и это благодатная почва для экспериментов и сюрпризов.

А пока «Чумной доктор» — это очень неплохая и удачная попытка создать западное кино в современных российских реалиях. Да, в фильме пока больше чужого, чем своего, есть разные проблемы и шероховатости (например, одним героям достаточно нескольких строчек, чтобы раскрыться перед зрителем, другим для этого не хватает и целого фильма), но уже сейчас ясно, что у авторов был четкий план: сделать вполне себе по-голливудски понятный блокбастер по собственному комиксу. Сейчас еще непонятно, как фильм примут в России и в мире, станет ли он хитом или провалится в прокате, особенно учитывая непростую ситуацию с пандемией. Но при любом раскладе авторов хочется искренне поздравить. Они сознательно зашли на территорию с серьезной конкуренцией и не растерялись.

Кажется, фанатам «Грома» фильм зашел.

Российское кино в последние годы научилось зарабатывать большие деньги. «Лед», «Движение вверх», «Экипаж» и другие картины в отечественном прокате нередко оставляли позади голливудские премьеры (и не только благодаря стыдным моментам с переносами фильмов по указке Минкульта). Эти успехи опять подняли волну смелых речей со всех сторон, что еще чуть-чуть и российское кино «уделает» Голливуд. Мол, российский зритель уже начал смотреть отечественные блокбастеры — дело за остальным миром.

Одно из главных достижений последних лет — бодрый экспорт. Жанровое кино, от «Притяжения» до «Аванпоста» — закупается зарубежными прокатчиками. «Спутник» и сериал «Эпидемия» стали локальными хитами на западных стриминговых сервисах, и их — приятная мелочь — хвалят Кинг и Джон Карпентер. Но все-таки, несмотря на осязаемые успехи, до Голливуда еще очень далеко. Ведь в Фабрике грез десятилетиями вырабатывались до автоматизма схемы создания, скажем так, абсолютно мирового контента, понятного в самых разных уголках Земли — от Новой Зеландии до Аляски. У нас же, при всем уважении, даже в самых успешных картинах все еще остается немало отечественного колорита, который близок русскому зрителю, но совершенно непонятен за пределами границ Советского союза. И чтобы действительно замахнуться на какую-то мировую известность, нужно было научиться этой голливудской доходчивости в подаче. «Майор Гром: Чумной доктор» ближе всех подобрался к этой цели.

bubble