2200 год, город Ноктис, планета Марс. Человечество давно живет бок о бок с разного рода киборгами и андроидами, задействованными примерно во всех сферах жизни: от колонизации космоса до проституции. Частные детективы Алин Руби и ее напарник Карлос Ривьера берутся за очередное рутинное задание: найти пропавшую студентку, которая нелегально модифицировала роботов. Но вскоре детективы понимают, что за девушкой охотятся опытные киллеры, и дело намного серьезнее, чем показалось на первый взгляд. Расследование постепенно приведет Алин и Карлоса к масштабному заговору, цель которого — межзвездное восстание разумных машин.
Для начала о главном: «Марс Экспресс» — это роскошный (как по стилю, так и по темам) фантастический боевик и царский подарок фанатам жанра, однако всем остальным поездка на Красную планету легко может показаться хоть и красивой, но тяжелой для восприятия. Режиссер Жереми Перен (здесь он — вместе с давним коллегой Лореном Сарфати — также написал сценарий) снял авторский сай-фай в «марсианском» сеттинге, набитый как отсылками к жанровой классике, так и кое-какими любопытными идеями по части отношений искусственного интеллекта с людьми.
«Марс Экспресс» — полнометражный дебют Перена, известного другим анимационным проектом, сериалом «Последний человек», где уже были намечены некоторые из тем, раскрытых в фильме. За счет многолетнего опыта работы с короткими форматами (каждый эпизод сериала шел около 25 минут) Перен эффектно скомпоновал в «Марс Экспрессе» извилистый детективный сюжет, стильный экшн и детально проработанный мир.
Футуристический мегаполис Ноктис (на латыни — «ночь», и название с двойным смыслом обыграно в сюжете) выглядит как хитроумный трибьют книгам Уильяма Гибсона и Филиппа Дика, а также фильмам Пола Верховена и Дэвида Кроненберга. Здесь процветают мозговые фермы, корпорации выпускают гигантские органические танки, а в ночных клубах работают синтетические киберклоны-проститутки (да, теперь можно скопировать себя и отправить дубль на заработки — ведь учеба на кампусе Алана Тьюринга недешевая!).
Улицы забиты разносортными андроидами, рядом гуляют «прошитые» люди с аугментацией, а также цифровые копии умерших, загруженные в механические тела. На таком фоне любой человек без порта в затылке или механической руки кажется безнадежно отставшим от жизни ретроградом. Кроме того, киберпанк здесь тесно переплетен с биопанком: центральный сюжет касается борьбы между «синтетической» и «органической» ветвями развития искусственного интеллекта.
Но еще важнее то, что богатейший на детали мир «Марс Экспресса» — не просто экзотичный фон. В ходе расследования Алин и Карлос постоянно используют (или обходят) разного рода передовые технологии: от цифровой имитации чужих лиц (продвинутый вариант масок из «Миссия: невыполнима») через подключение к архивам мозгоферм до перехвата контроля над андроидами. Чисто бытовых деталей жизни на Марсе тоже хватает: роботы здесь занимаются (непроникающим) цифровым сексом, а если у вас проблемы с алкоголем, можно активировать режим трезвости, запрещающий робо-барменам наливать вам еще по одной. Столь яркого, живого и правдоподобного мира будущего на большом экране не было, пожалуй, со времен «Вспомнить все».
Центральный сюжет в «Марс Экспрессе» при этом, никогда не теряется на фоне множества технологических нюансов. Сценарий четко сфокусирован вокруг запутанного дела, обрастающего все новыми и новыми подробностями, которое постепенно выводит Алин и Карлоса на технологического магната, корпоративные интриги и глобальный заговор, грозящий перевернуть все отношения человека с роботами. Лирические отступления о прошлом главных героев тоже есть, но поданы они фрагментарно, занимая не больше пары-тройки сцен, основной упор сделан на экшн и детектив.
Но кроме погонь и перестрелок, а также извилистой детективной линии в сценарии найдется место для любопытных мыслей на классические для фантастики темы сосуществования человека и машины. Если обойтись без спойлеров, то основной конфликт «Марс Экспресса» заключается не в борьбе людей с андроидами, но в переходе искусственного интеллекта на новую ступень развития. А для этой задачи война против человечества машинам, в общем, не нужна — ход, оформленный на редкость логично, но весьма неожиданный в обществе, пронизанном разумной робототехникой.
«Марс Экспресс» в этом смысле намного ближе к «Космической одиссее 2001 года» (где Космос оказывался пространством для развертывания человеческого потенциала после встречи с внеземным сознанием), чем к «Матрице» или «Терминатору». Это не самый частый (и хорошо поданный) в кино пример сюжета, где люди выступают скорее угрозой искусственному интеллекту, а не его жертвами.
И это богатство смыслов, к счастью, не затеняет бодрый детективный экшн. Алин смело прыгает по крышам и аккуратно ходит по карнизам, упорно ищет правду в паутине лжи, да и вообще ведет себя как прожженная ищейка со стажем, готовая к любым поворотам событий. Карлос, в свою очередь, отвечает за грубую силу и скрытные операции, а для особо сложных случаев парочка детективов вербует хакершу по имени Роберта Уильямс (!) с ручным андроидом.
Все боевые сцены столь же разнообразные, сколь и стильные. Есть и захват той самой Роберты в начале фильма (еще на Земле), где мы впервые видим детективов в действии. Есть отменная погоня с расстрелом машины прямо на оживленном шоссе (пенные пушки, спасающие водителя от травм — ценнейшее изобретение!). Есть, наконец, брутальная финальная схватка в логове главного злодея, где придется сражаться против живого танка с гигантским жалом (фанаты «Призрака в доспехах» оценят референсы).
По рисовке «Марс Экспресс» слегка напоминает старый культовый французский мультфильм «Дикая планета», но видеоряд здесь в целом подается без каких-то изысков. Цветовая палитра приглушенная, насилия много (хотя крови мало — гибнут в основном роботы), как и деталей в бэкграунде. Там же, на заднем фоне, сосредоточено много любопытных визуальных нюансов, все за один просмотр разглядеть вряд ли получится. Зоркий глаз, конечно, заметит в общаге коробочки с операционкой exOS (на которой работает Карлос) или закусочную Burger Joe (с шрифтом как у Burger King), но для пересмотра остается еще немало маленьких открытий. Так что в визуальном смысле мир «Марс Экспресса» столь же насыщен, сколь и в смысловом.
В общем, фантасты-французы постарались на славу. «Марс Экспресс» не зря получил показ в прошлогодних Каннах, и щедрую порцию хвалебных рецензий в прессе. Единственная проблема фильма заключается лишь в том, что в полной мере оценить его размах и проработку смогут прежде всего хардкорные фанаты сай-фая, в то время как рядовые зрители рискуют потеряться в пестром марсианском мире — хотя путешествие туда они вряд ли забудут. Если вам по душе динамичный киберпанковый детектив в продуманном сеттинге с обилием экшна и философскими подтекстами, то «Марс Экспресс» определенно должен попасть в ваш список просмотра.