В прокате стартует новый фильм выпускника студии Pixar Брэда Берда — подростковая футуристическая антиутопия по мотивам одноименного аттракциона в Диснейленде. Disgusting Men рассказывает, почему «Землю будущего», несмотря на ряд интересных находок, огромный бюджет и Джорджа Клуни, сложно назвать хорошим фильмом.
Молодая барышня Кейси Ньютон — фантазерка, хулиганка и, судя по всему, будущий гений инженерии — живет вместе с отцом и младшим братом неподалеку от базы ВВС США на мысе Канаверал. NASA планирует разобрать станцию, на которой работает отец главной героини, а Кейси пытается всячески этому помешать. По ночам барышня проникает на базу и выводит из строя государственное имущество. Во время очередного «рейда» Кейси ловит полиция, и уже в участке в ее вещи кто-то подкладывает странный значок с литерой «Т». Касаясь его, Кейси автоматически переносится в чарующий город будущего — с высоченными блестящими небоскребами, летающими поездами и улыбающимися красивыми людьми в футуристической одежде. Наслаждаясь красотами идеального индустриального мегаполиса, мечтательная девушка еще не знает, что она — «избранная», которой предстоит спасти два мира по обе стороны значка от неминуемой гибели.
Мы живем в удивительное время, когда основой для любого фильма может стать что угодно — от книг и видеоигр до, например, парка аттракционов. Новый фильм студии Disney, как мы уже говорили выше, основан на одной из тематических зон Диснейленда, посвященной миру будущего. Это не первый пример такого производства — суперуспешная франшиза «Пираты карибского моря», к слову, тоже выросла из популярного аттракциона. Но в отличие от «Пиратов», Брэду Берду предстояло придумать историю и, самое главное, мир «Земли будущего» с нуля. Понимая масштаб, Disney выделила на амбициозную постановку катастрофическую сумму в 190 миллионов долларов, надеясь заложить фундамент для еще одного успешного студийного сериала. Но, как это часто бывает в киноиндустрии, что-то пошло не так. Если совсем просто: авторы элементарно не справились со столь амбициозным проектом. «Земля будущего» — это набор разрозненных, иногда гениальных, но в основном провальных идей, кое-как слепленных в дорогое семейное кино.
Проблема в том, что, получив на руки две сотни миллионов долларов и практически полную свободу действий, команда Берда не смогла совладать с собственным материалом. Творческие мытарства авторов фильма привели к тому, что «Земля будущего» — уникальный пример дорогого, богато обставленного голливудского фильма, для которого при этом почти невозможно найти подходящую аудиторию. Для совсем юных поклонников фантастических сказок здесь слишком много заумных слов и бесполезных отсылок к классике жанра — от фрицланговского «Метрополиса» до терригиллиамовской «Бразилии». Для любителей высокобюджетной фантастики «Земля будущего» слишком неизобретательна и тускла (к слову, почти все «дорогие» моменты картины показаны в трейлерах). Более того, на фоне недавно вышедших «Мстителей» и «Безумного Макса», по-своему новаторских, смелых, «горючих» лент, фильм Берда выглядит слишком старомодным, медленным и вымученным. Даже всегда великолепный Хью Лори тут играет апатичного, невероятно скучного злодея. Фиг с ним с деньгами и нарисованными задниками — но как команде Берда удалось превратить в пластиковое чучелко столь харизматичного и обаятельного британского артиста, до сих пор непонятно.
За этими производственными метаниями как-то потерялась и главная мысль фильма. Формально являясь подростковой антиутопией (а в какой-то смысле даже утопией), в «Земле будущего» до поры до времени проговариваются правильные, пусть и набившие оскомину вещи. В целом это мог быть фильм о столкновении индивидуальностей с общей массой, о саморазрушении человечества, которое не может и не хочет найти баланс между двумя этими важными социальными группами. Но Берд, пунктиром обозначая проблему в начале, под конец выруливает на совсем уже неприличные и сиропные банальности, забывая к финалу фильма вместе со своими героями обо всем на свете. Эндшпиль «Земли будущего» — это вообще что-то невыносимое, похожее на дурную рекламу, например, Coca-Cola, в которой главная мысль — что мир принадлежит мечтателям — проговаривается так часто, что ее запомнят даже самые невнимательные и глупые зрители в зале.
«Земля будущего» — плохой пример того, когда профессионализм и работа по заранее заготовленным схемам совсем не идет на пользу проекту. Брэду Берду, невероятно талантливому оскароносному кинематографисту, автору «Рататуя» и «Суперсемейки», в новом фильме не хватило элементарно смелости и умений, чтобы совладать с собственным материалом и состряпать из «Земли будущего» что-то стоящее. Но вместо занудства в финале этой статьи будет похвала — студии Disney, которая в перерывах между поглощением компаний (например, Marvel) и выпуском железобетонных хитов (например, новых «Звездных войн»), не боится тратить деньги на новые и во многом спорные проекты. И мы уверены, что даже если с «Землей будущего» у студии (как несколько лет назад с «Джоном Картером») ничего не получится, поиск новых проектов и идей для Disney ни в коем случае на закончится. А раз так, то успех обязательно придет — надо только подождать.