4 апреля в российский прокат выходит постапокалиптическая биопанк-драма про мир, в котором из людей делают деревья. Об одном из самых необычных анимационных фильмов последних лет рассказывает Дмитрий Соколов.
Будапешт, 2123 год. Много лет назад почва Земли стала бесплодной, что привело к грандиозной экологической катастрофе: растения и животные вымерли, а остатки человечества переселились в гигантские города, накрытые защитными куполами. Но есть и хорошие новости: прорыв в биотехнологиях позволяет выращивать растения из человеческих тел, что дает возможность в будущем восстановить экосистему.
А в настоящем действуют суровые законы: после 50 лет каждый человек должен стать инкубатором для растения, жертвуя собой ради выживания общества. Штефан узнает, что его жена Нора внезапно согласилась на добровольную имплантацию семян, хотя ей до «терминального возраста» еще далеко. Решив во что бы то ни стало удалить прорастающее внутри жены дерево, Штефан отправляется на таинственный Остров за пределами Будапешта, где Нору уже готовятся превратить в биоматериал для леса.
«Белое пластиковое небо» — фильм очень красивый и глубокий, но сложный для восприятия. Здесь переплетаются трогательная семейная драма и мрачная философская фантастика с элементами боди-хоррора. А визуальный ряд оформлен с применением 3D и ротоскопа, что дает мощный сюрреалистический эффект. «Нарисованные» персонажи (сыгранные живыми актерами) действуют в объемных декорациях, напоминающих «кукольный дом». Иными словами, это чисто авторский анимационный проект, делающий ставку на яркую концепцию и вложенные в нее смыслы, а не на экшн, вычурный стиль или динамику. Зрелище, несомненно, любопытное, однако рассчитанное прежде всего на размышляющих зрителей.
Для начала стоит пояснить, что режиссеры (и сценаристы) фильма Тибор Баноцки и Шарольта Сабо сознательно выбрали анимационные технологии, чтобы показать максимум последствий экологического коллапса при минимальном бюджете. Похожая визуальная стилистика использовалась «Помутнении» (психоделичный сай-фай Ричарда Линклейтера) или «Ренессансе» (французская нуарная фантастика), причем Баноцки и Сабо отлично использовали заложенный в нее потенциал. Хотя сюжет и развивается в довольно медленном темпе, фильм легко захватывает внимание роскошными видами футуристического Будапешта, гигантского разумного дерева (да!) или вымерших пустошей за пределами венгерской столицы.
При этом основной акцент видеоряда сделан не столько на городские пространства (хотя знающие Будапешт люди увидят кое-какие знаковые локации и поймут, что город ощутимо сократился в размерах), сколько на мертвые земли и тот самый Остров, где работает фабрика по превращению людей в деревья. И если пейзаж вымершего, погруженного в пески Мишкольца напоминает о «Безумном Максе» (уже без диких байкеров, все благополучно умерли), то на полном зелени Острове чувствуется легкий вайб Кроненберга. Сквозь застывшие безжизненные тела медленно растут мощные корни, людей называют «объектами», а по вкусу листков местных деревьев можно определить пол, темперамент и цвет волос человека, ставшего для них сырьем. «Белое пластиковое небо» вообще по полной обыгрывает не только постапокалиптический сеттинг, но и сквозную идею симбиоза людей и деревьев, причем не только в стилистике, но и в сюжете.
О концепте «дендроидной антиутопии» необходимо рассказать отдельно. Хотя сценарий небогат на крупные события (герои, по сути, просто едут из Будапешта на Остров, а затем в тайную лабораторию, где Норе могут сделать операцию), за счет грамотно прописанной драмы и хороших диалогов фильм не только раскрывает двух центральных персонажей, но и ставит провокационные этические вопросы, связанные с экологией. В этом смысле «Белое пластиковое небо» выглядит как образцовый пример фильма о «биополитике» (термин Мишеля Фуко) — стремлении государства распоряжаться человеческим телом в качестве ресурса власти. Такой ракурс, конечно, вновь отсылает к Кроненбергу, однако Баноцки и Сабо отнюдь не копируют знаменитого канадца.
Хотя тема «политики тела» в фильме и затрагивается, глубже здесь проработана еще более интересная идея растений как существ, наделенных разумом и даже личностью. Этот поворот использован в неожиданном контексте любовной драмы, детали которой развиваются по ходу путешествия Штефана и Норы. Их знакомство с миром за пределами Будапешта приведет к тому, что давно привычная ценность выживания человечества вдруг окажется под большим вопросом. В этом смысле финал фильма тоже способен удивить: здесь нет ни шаблонного хэппи-энда, ни бессмысленной безнадеги. Правда, концовка выглядит слегка смазанной из-за того, что герои толком не обсуждают принятое Штефаном решение, но из общего контекста событий его логика более-менее понятна.
К счастью, слегка невнятный финал — единственная серьезная недоработка фильма. Кому-то может не понравиться излишне медлительный темп событий или нарочитая искусственность локаций, порой напоминающая даже не театральные декорации, а кукольные домики. Однако эти недостатки — не случайные промахи, а прямые следствия достоинств.
Не стоит ждать от фильма эффектных погонь или драк (хотя немного стильного экшна тут есть), фокус внимания здесь всегда на другом. «Белое пластиковое небо» с самого начала обозначает курс на социальную фантастику в духе Станислава Лема или Рэя Брэдбери, где постапокалиптический антураж необходим для того, чтобы ярче подсветить гуманистический — хоть и парадоксальный по форме — вопрос о том, стоит ли людям бороться за мир, где уже расцветает другая (и, кажется, более развитая) форма жизни.