Не успели мы отойти от «Свиньи», 16 сентября в прокат вышел еще один авторский фильм с Николасом Кейджем — психоделический самурайский вестерн «Узники страны призраков». И да, его тоже стоит посмотреть!
Безымянный грабитель во время налета на банк рассорился с напарником и попал в руки полиции. Из цепких лап закона его «спасает» местный воротила Губернатор, у которого возникла семейная проблема. Его внучка Бернис попала в Страну Призраков — таинственное место, где остановилось время, и откуда невозможно выбраться. Губернатор предлагает за пять дней найти и вернуть Бернис в семью. Если все получится – герой получит свободу. А если нет, Губернатор взорвет снаряды, прицепленные к шее, рукам и яичкам протагониста.
Автор «Узников» Сион Соно — хорошо известный в Японии режиссер, а также актер (его можно видеть, например, в «Токийской полиции крови»), поэт и художник. Последнее особенно важно: львиная доля особенностей фильма связана именно с визуальным рядом. Это первая работа Соно для западной аудитории, но сделана она без особых скидок новичкам. С первых же кадров ощущается неповторимый авторский почерк. Несколько упрощая (да простят меня хардкорные поклонники Соно), этот стиль можно охарактеризовать как «Линч снимает в стиле Тарантино».
Во-первых, все события разворачиваются в символическом пространстве, насыщенном сюрреалистическими образами, а также архетипами из американской и японской культур — причем встроен этот микс в жанровый шаблон вестерна. Одинокий герой с темным прошлым, беззащитная девушка в беде, коррумпированный шериф, скорые на расправу ковбои: все эти типовые для вестернов персонажи здесь помещены в психоделическую обстановку, напоминающую японский театр кабуки, уцелевший после ядерной войны. Этот стиль многим напомнит недавний культовый хоррор «Мэнди», хотя в «Узниках страны призраков» степень абстракции еще выше. Во многих сценах активно используется хор; персонаж Кейджа лишен имени — все называют его просто Герой, и это явная отсылка к Человеку Без Имени в классических вестернах 1960-х. Еще один важный источник вдохновения для Соно — культовое роуд-муви «Дикие сердцем», из которого режиссер позаимствовал расстановку сил (хорошие беглецы против деспотичного родителя), а также характерный для раннего Линча сплав мелодраматичности и насилия. В общем, перед нами — фантасмагорическая театральная постановка, превращенная в фильм.
Во-вторых, несмотря на сложные игры с эстетикой постапокалипсиса, вестернов и самурайских фильмов, «Узники страны призраков» выглядят на редкость цельным художественным произведением. Во многом это заслуга сценаристов, которые никогда не дают забыть об основном квесте Героя, несмотря на всю происходящую вокруг галлюциногенную психоделию.
Еще одна причина цельности фильма — отлично выдержанный стиль. Страна Призраков, в которой люди превращаются в манекены. Город, в котором по улицам ходят ковбои и самураи, а обычные жители носят маски животных. Огромные застывшие часы, вокруг которых снуют постапокалиптического вида неприкаянные души. Безудержная фантазия Соно вновь и вновь генерирует эти потоки образов, мастерски комбинируя их в едином сюжете, где на удивление органично сочетаются черный юмор, аллюзии на Хиросиму и Нагасаки, а также забористый экшн, напоминающий о тарантиновском «Убить Билла». А ведь это буйство фантазии еще и отменно снято, благодаря операторской работе Сохея Таникавы, много лет сотрудничающего с Соно.
Пара слов о главной звезде. Николас Кейдж идеально вписывается в местное безумие. Этот год вообще урожайный на знаковые проекты с ним: до этого фильма мы уже видели «Страну чудес Вилли» и «Свинью». Такими темпами нам скоро понадобится название для культовых фильмов с Николасом Кейджем (кейджсплотейшен?). Но если серьезно, то в каждой из этих картин Кейдж демонстрирует разные грани своего таланта, в очередной раз подтверждая, что он — актер с уникальной карьерной траекторией. Кейдж одинаково хорошо чувствовал себя и в драмах, и в блокбастерах, но кажется, именно в авторских проектах типа «Мэнди» или «Узников» его потенциал раскрывается с новой силой. В самом деле, невозможно представить на месте Кейджа никого другого, когда он с непередаваемым — но безошибочно узнаваемым — выражением лица кричит «Я РАДИОАКТИВЕН!» или толкает вдохновляющую речь перед узниками Страны Призраков, побуждая их бороться за свободу. (К слову, почему герой Кейджа радиоактивен, понять непросто — даже если посмотреть фильм).
Впрочем, помимо бесспорного титана, в фильме немало и других заметных лиц. В роли Психа, упрятанного за решетку подельника главного героя — Ник Кассаветис («Без лица», «Слепая ярость»). Губернатора играет еще один, хоть и менее известный, культовый актер Билл Мозли («Дом 1000 трупов»), а роль Бернис досталась Софии Бутелле («Атомная блондинка»). Наконец, роль Ясудзиро, самурая-виртуоза, исполняет Так Сакагути («Versus — Противостояние»). В таком фильме важна яркость образа, а не детально прописанная психология, и надо сказать, что практически всем ключевым актерам удалось передать дух своих персонажей.
Но надо понимать, что «Узники страны призраков» вряд ли понравятся всем. Это кино, которым можно насладиться, отключив мозг, но только если вы готовы принять большую дозу сюрреализма. И задавать поменьше вопросов. Почему в Стране Призраков так много манекенов? Почему персонажи свободно переходят с японского на английский и обратно? Почему, в конце концов, Герой потерял только… ладно, это спойлер. На какие-то из этих вопросов будут даны ответы, на многие — нет. И это не баг, а фича: цель Соно не в том, чтобы разъяснить все, а в том, чтобы устроить вам экскурсию по своей собственной Сумеречной Зоне. И это путешествие вы вряд ли забудете.