16 марта вышел трейлер второй части «Иллюзии Обмана» — триллера про фокусников, которые ловко перехитрили ФБР. Судя по всему, продолжение будет таким же эффектным и пестрым, как оригинал. Но есть один недостаток, от которого сиквелу стоит избавиться.
Первый фильм воспевал идею, которую сотни лет несут фокусники: магия — это всего лишь замаскированная ловкость рук и грамотное мошенничество. Четверо героев проворачивают масштабный трюк, который, если без спойлеров, под конец полностью разгадывается. Морган Фриман и Марка Руффало спокойно и по пунктам рассказывают, как и что именно сделали главные фокусники планеты. Кто ими руководил, какова цель, и для чего все это было придумано.
Но когда смотришь «Иллюзию обмана» второй раз, вопросов становится еще больше: как они сбежали в конце? Как в самом начале девушка выбралась из бассейна с пираньями? Как он перекинул наручники одним движением руки? Куда делся герой Дэйва Франко, который во время драки с агентом ФБР спрятался в штору ?
Столько фейерверочных событий, летящих в зрителя с экрана, конечно, придают происходящему нужную эффектность. Но вопросы, оставшиеся без ответов — основной недостаток оригинала. Накидывая вуаль магии и отвлекая зрителя главным фокусом, они не удосужились объяснить остальное. «Иллюзия обмана» — обманула вас, создав иллюзию того, что фильм раскрывает все подробности, и вы все поняли.
Представьте, если бы вышел новый фильм Дэвида Блейна, где он протыкает себе руки шилом или прячет карты в рукаве. А потом берет и рассказывает, как он это делает, но не полностью. Он как бы фокусник и как бы разоблачитель, но в итоге ни того, ни другого зритель не получает.
Авторам продолжения, в которое символично запрыгнул Даниэл Рэдклифф, нужно определиться. Либо это фильм о магических фокусах, невероятных трюках и том, что не все можно и нужно раскрывать. Либо это картина о том, как иллюзионисты ловко отвлекают и запудривают мозги, которые все равно способны раскрыть их тайну. Иначе получится еще один фильм на один просмотр: когда увлекаешься тем, как режиссер крутит руками прямо перед твоим носом, а потом вытаскивает из-за уха оливку.
«Иллюзию обмана 2» ждет коммерческий успех как минимум по инерционным причинам: зритель рад обманываться, очарованный заигрываниями и фокусами, любит, когда его вводят в заблуждение и путают простыми, но зрелищными картинками. Но грядущей картине необходимо занять четкую позицию: или раскройте все карты, или запутайте нас окончательно, и тогда вопросов не будет — окей, магия так магия. В попытке быть фильмом и про завораживающую, но объяснимую ловкость рук, и про волшебство, в которое нужно просто поверить, кино лишится главного. Его неинтересно будет восторженно смотреть раз за разом — это преимущество только самых искусных и проработанных трюков, какие удавались «Престижу» или «Иллюзионисту».