Нил Бломкамп — один из самых интересных современных режиссеров «средней руки». Его «Район №9», привлекший продюсерское внимание Питера Джексона еще будучи короткометражным фильмом, после выхода стал классикой научной фантастики. Атмосфера картины и подход к съемке на годы вперед определили видение Бломкампа, чье детство и юность прошли в Йоханнесбурге. И «Элизиум», и «Робот по имени Чаппи» переняли у «Района» грязную цветовую гамму африканского гетто, такой же грязный приземленный сайфай без намека на лоск «Обливиона» или «Трона», «живую» съемку и грамотно дозированный хоррор. Никогда не работав с особо крупными бюджетами, Бломкамп всегда умудрялся снимать красиво, необычно и эффектно, но при этом не в ущерб сценарию.
Несколько лет назад Бломкамп рассматривался на роль постановщика полноценной киноадаптации Halo, но пути режиссера и Microsoft разошлись — Нил решил, что в его представлении экранизация культовой истории должна была стать мрачной военной драмой с высоким возрастным рейтингом, что шло вразрез с планами владельцев франшизы. Затем была история с «Чужим» — Бломкамп претендовал на режиссерское кресло пятой части. В сети появились шикарные концепт-арты, к работе над лентой хотели привлечь Сигурни Уивер, а фанаты гадали, в какую сторону уведет серию постановщик с таким необычным стилем и свежим взглядом на жанр. В итоге проект заморозили, а 20 Century Fox дали зеленый свет «Завету».
Бломкамп не особо расстроился, а вместо этого ушел на некоторое время в подполье, чтобы затем вернуться с Oats Studios — новой амбициозной задумкой, которая потенциально может изменить Голливуд, несколько раз отвергший идеи режиссера.
Формально Oats Studios — это небольшая киностудия, работающая над короткометражными фильмами. Но более правильное описание — воркшоп, в котором варятся, видоизменяются и претворяются в жизнь идеи Бломкампа и его коллег. Никаких сидящих сверху продюсеров, никакого отвоевывания бюджета на съемки и маркетинг. Если на бумаге что-то звучит круто, то после одобрения концепт превращается в прототип, будь то двухминутный ролик или почти полноценный фильм, который можно посмотреть бесплатно на YouTube или в Steam.
По словам самого Бломкампа, такая модель распространения контента позволит проверять заинтересованность публики — если на тот или иной концепт есть спрос в Интернете, режиссер готов идти с ним к крупным студиям. Монетизируются проекты через Steam — там можно приобрести набор ассетов (модели, спецэффекты, концепт-арты итд) каждого из фильмов, чтобы любой желающий мог на основе первоисточника собрать свое любительское кино. В свою очередь Бломкамп предлагает помощь таким энтузиастам с развитием их идей уже в рамках Oats Studios. Таким образом, фанаты могут напрямую финансировать студию и ее продукты. Как на Kickstarter, только без котов в мешке.
С момента анонса в начале 2017-го Oats Studios выпустила три полноценных короткометражки с Бломкампом в качестве режиссера. В каждом фильме чувствуется его стиль — это гнетущая, не стесняющаяся расчлененки фантастика, где герои сталкиваются с неизвестным. А это, как известно, страшнее всего. Мы крайне рекомендуем сначала посмотреть все три картины, потому что далее пойдут краткие пересказы со спойлерами.
Rakka
В Rakka остатки человечества во главе с Сигурни Уивер пытаются противостоять ящероподобным инопланетянам, захватившим планету. Города разорены, люди превращены либо в рабов, либо в подопытных, а сопротивление ютится в подполье и изредка совершает небольшие диверсии, которые, на самом деле, что слону дробина.
Надежда угасает, и лидер повстанцев решает идти ва-банк — последним шансом на победу человечества становится ясновидящий парень, переживший чудовищные эксперименты в плену инопланетян. Фильм по стилистике очень похож на полнометражные работы Бломкампа, больше всего — на «Район №9».
Firebase
Firebase — это альтернативный взгляд на историю войны во Вьетнаме. Американцы терпят ужасающие потери, командование ничего не понимает, выжившие солдаты рассказывают, что на стороне Вьетконга воюет сам дьявол — с рогами и фаерболами, все как надо. ЦРУ присылает на фронт таинственную группу, которая в лучших традициях «забирает расследование под свой контроль». Выясняется, что дьявол — или Речной Бог, как его называют вьетнамцы — это обычный фермер, потерявший семью после одной из напалмовых бомбардировок. Трагедия настолько поразила и опустошила человека, что сама ткань пространства вокруг него дала трещину, превратив фермера в бессмертное существо, умеющее отражать пули, становиться невидимым и натурально телепортировать врагов в ад.
В центре сюжета — матерый вояка, который обладает невероятной удачей на поле боя. Шрапнель всегда разрывается в тот момент, когда он уже в укрытии, на линии огня каждый раз появляется что-то, что ловит предназначенную для героя пулю. В общем, вроде как родился в рубашке. Но на самом деле он — такая же аномалия, как и Речной Бог, и только ему под силу остановить вьетнамского Дьябло.
Zygote
На астероиде, где добывают минералы, люди находят нечто. Это нечто сводит членов экипажа станции с ума, в живых остаются двое — угрюмый мужик и Дакота Фэннинг. За ними охотится что-то среднее между финальной формой Тецуо из «Акиры» и бешеным пельменем из Inside. Zygote — оммаж Джону Карпентеру и Ридли Скотту. Но чудовище Бломкампа все равно воспринимается свежо, а благодаря грамотной операторской работе, отличному дизайну и игре Фэннинг фильм напрягает от начала и до конца. Именно напрягает, а не держит в напряжении — Бломкамп как никто другой снимает инопланетных уродов так, что хочется одновременно дать Оскар за визуальные эффекты, выпить чего-нибудь покрепче и проблеваться.
Сама по себе идея Oats Studios не нова — еще в 2005 году Джозеф Гордон-Левитт создал с братом похожую онлайн-платформу HitRecord, на базе которой вышло несколько короткометражек, книг и музыкальных альбомов. Но тогда проекты финансировались с определенного сайта, а Бломкамп выбрал гораздо более удобную и подходящую платформу — Steam. В конце концов, только с появлением iTunes цифровая дистрибуция музыки вышла на новый уровень — возможно, по стопам Бломкампа пойдут другие режиссеры, и мы увидим такой же бум в индустрии короткого метра.
Для тех, кто смотрит в одну сторону с Бломкампом, точно так же любит сайфай и открыт к экспериментам, Oats Studios — это реальный шанс получить поддержку и реализовать свою идею. Как говорит сам режиссер, ему хотелось создать что-то среднее между крупной киностудией и совсем уж маленькой инди-тусовкой.
Кроме того, Oats Studios поддерживает связь со своей аудиторией, прислушивается к ней, поощряет креативность и ставит во главу угла полную творческую свободу для своих сотрудников. В таком контексте компанию можно сравнить с игровыми AA-издательствами вроде Devolver Digital и tinyBuild. Учитывая, что сам Бломкамп пробился в большое кино именно благодаря короткометражке Alive in Joburg, которая в будущем стала «Районом №9», создание Oats Studios — максимально правильный, полезный и нужный для всей киноиндустрии шаг.
Три фильма — только начало. В рамках первого сезона студия планирует выпустить еще как минимум один проект, а затем, судя по всему, начнется та самая проверка спроса. Вполне возможно, что из всей этой истории вырастут полноценные киноленты и новые талантливые режиссеры, операторы, сценаристы и специалисты по визуальным эффектам. Но для этого студию было бы неплохо поддержать. Наборы ассетов стоят по 129 рублей, и потратить эти деньги на развитие научной фантастики будет гораздо лучшим вложением, чем покупка на летней распродаже очередного пиксельного платформера, который вы никогда не пройдете.