27 июня в российский прокат выходит атмосфернейший детективный триллер от именитого китайского режиссера Вэя Шуцзюня. Дмитрий Соколов рассказывает о фильме, в котором переплетены мрак китайской глубинки 90-х, экзистенциальный кризис и немного сюрреализма. 

Северо-восточный Китай, 1995 год. В провинциальном городке убита местная жительница — безобидная старушка. Следователь Ма Чжэ берется за дело, поначалу следуя стандартным процедурам: осмотр места происшествия, сбор улик, опрос свидетелей. Почти сразу же появляется и главный подозреваемый, однако вскоре на берегу реки, где убили женщину, находят сумочку, а в ней — аудиокассету, на которой записано загадочное послание. Тогда Ма Чжэ понимает, что пустяковое дело может оказаться куда более запутанным, чем кажется на первый взгляд. Но чем больше он погружается в расследование, тем сложнее становится отличить факты от домыслов, а фантазии — от реальности. 

«Только течет река» — проект-долгострой, находившийся в разработке около тридцати лет и добравшийся до экранов совсем недавно. Еще в 1990-х его собирался ставить корифей китайского кино Чень Кайгэ, однако из-за проблем с цензурой идея не пошла дальше концепта и сценарных наработок. Только в начале 2020-х, когда за дело взялся молодой режиссер Вэй Шуцзюнь (уже хорошо известный своими драмами «Навстречу ветру» и «Пульс жизни»), фильм дошел до стадии съемок. Работе мешала пандемия, но несмотря на локдауны и карантины, проект был завершен в начале прошлого года. Затем состоялась премьера в Каннах, где критики дружно захлебывались от восторга, а осенью картина вышла в китайский прокат и немедленно стала хитом. 

Так что перед нами редкий пример авторского кино, оправдавшего ожидания не только профильной прессы, но и широких зрительских масс. Вэй Шуцзюнь эффектно скомбинировал детектив с драмой, постепенно наполняя извилистый сюжет множеством подтекстов. Учитывая, что «Только течет река» — не просто стильный триллер, а еще и экранизация живого классика китайской литературы, для начала необходимо дать немного пояснений.

рецензия Только течет река кадры из фильма

В течение 1990-х годов Китай накрыла новая волна индустриализации: после старта политики «реформ и открытости» строились гигантские мегаполисы, международные корпорации осваивали местный рынок, а население приобщалось к новым стандартам потребления. Но ценой этих масштабных перемен стало медленное вымирание многих провинциальных городов, жители которых не смогли или не захотели адаптироваться к городским ритмам жизни.

В больших городах были свои проблемы: наплыв огромного числа мигрантов из регионов привел к возникновению трущоб на окраинах, где вчерашние крестьяне, теперь работающие за гроши, жили в ужасных условиях. Из-за оттока мужчин на заработки многие села и деревни обезлюдели, а те, в которых еще теплилась жизнь, погрузились в вялотекущую депрессию. Эти процессы активно осмыслялись в китайской литературе, одним из ведущих авторов которой стал Юй Хуа. Многие считают его величайшим китайским писателем современности. 

юй хуа писатель
Писатель Юй Хуа, автор новеллы «Ошибки у реки»

В своих романах и рассказах Юй Хуа описывал развитие китайского общества на фоне катастроф ХХ века, особо акцентируя внимание на революционном насилии эпохи маоизма и на том, как разные поколения переживают все возрастающий натиск модернизации. Успех его книг (как в Китае, так и за рубежом) огромен, но власти далеко не всегда относились к его работам позитивно, учитывая, что Юй Хуа в подробностях живописал кошмары Культурной революции, о которых компартия долгое время предпочитала не вспоминать. Сюжет фильма «Только течет река» основан на новелле «Ошибки у реки», и экранизация в целом следует логике первоисточника: на фоне полицейского расследования дается широкая панорама повсеместного развала и отупляющей тоски в китайской провинции 1990-х годов.

Так что первое достоинство работы Вэй Шуцзюня — тщательно проработанный сеттинг. С грязно-серого декабрьского неба постоянно льет дождь, на улицах — грязь и слякоть, бетонные коробки домов соседствуют с косыми хибарками, а жители одеты в черное и серое. Многим зрителям из России картина китайской глубинки 1990-х покажется до боли знакомой: похожие картины лет 15-20 назад можно было в изобилии наблюдать на периферии страны, а кое-где они сохранились и сейчас. 

рецензия Только течет река кадры из фильма

Эстетика вымирающей деревни дополнена персонажами, которые воплощают привычные социальные типажи. Полицейское начальство сквозь пальцы смотрит на прорехи в деле (лишь бы был хоть какой подозреваемый да парочка улик), врачи в местной поликлинике уделяют пациентке не больше пары минут, а детвора бросается камнями в местного «психа» — парня с задержкой в развитии — пользуясь тем, что он не может дать сдачи. 

Среди таких людей Ма Чжэ честно старается делать свою работу, но от перфекционизма страдает личная жизнь: жена видит его лишь перед сном, а спор о родах и ребенке идет на повышенных тонах. Замыкая порочный круг, Ма Чжэ возвращается к работе, и поначалу кажется, что дело вот-вот раскроется, но затем находят новый труп, и ситуация вновь усложняется. 

Размеренная и затягивающая динамика сценария — второй серьезный плюс фильма. При этом акценты в сюжете плавно смещаются: начинаясь как детектив, «Только течет река» заканчивается как драма. И хотя никаких шокирующих открытий или резких твистов сюжет не предлагает, Вэн Шуцзюнь мастерски нагнетает атмосферу тревожности, связанную с нарастающим стрессом главного героя. Чем больше деталей всплывает в расследовании, тем тяжелее понять, что происходит на самом деле, а что — лишь игра воображения Ма Чжэ, который упорно пытается собрать воедино кучу (возможно никак не связанных) фактов. 

рецензия Только течет река кадры из фильма

При этом фильм разворачивается так, что грань реальности и вымысла исчезает столь же медленно, сколь и закономерно. Любители строить догадки и фанатские теории наверняка захотят пересматривать фильм в поисках каких-то неявных намеков и скрытых смыслов (в одной из китайских соцсетей пользователи уже оставили 80 с лишним тысяч комментариев, пытаясь понять смысл истории Ма Чжэ). Но ирония в том, что при всей соблазнительности такого подхода картина на самом деле вряд ли создавалась с расчетом на рациональный анализ. 

C концептуальной точки зрения «Только течет река» ощутимо напоминает если не «Малхолланд Драйв», то «Машиниста» или «Черного лебедя» — фильмы, основанные на принципе ненадежного рассказчика. Эта логика нарастающего сюрреализма обозначена с первых же кадров: фильм открывается цитатой из романа Альбера Камю «Посторонний», отсылающей к идее непостижимости судьбы. Здесь экранизация не только сближается с новеллой-первоисточником, но и с одной из сквозных тем в работах Юй Хуа вообще. Речь идет о всепроникающей и хаотичной бессмысленности человеческой жизни, преодолеть которую можно лишь создавая собственные смыслы. 

рецензия Только течет река кадры из фильма

Такая позиция характерна для философии экзистенциализма, и Вэй Шуцзюнь ее последовательно выдерживает на всем протяжении фильма. Отсюда и размытое восприятие Ма Чжэ, и неясности в расследовании (которые никто толком не разъяснит), и неожиданная смерть одного из персонажей в момент душевного подъема. Даже слегка приторный финал, в котором все сводится к семейным ценностям, выглядит вполне логичным при таком подходе: спастись от удушающей рабочей рутины можно через роль отца.

С этим подспудным экзистенциализмом связано третье, наиболее любопытное, достоинство фильма. Будучи китайским (хоть и профинансированным частными инвесторами) фильмом, «Только течет река» лишена каких-либо критических выпадов в сторону компартии, а одна из финальных сцен так и вовсе показывает Ма Чжэ образцовым стражем порядка на службе народа. Вместе с тем, общее настроение, равно как и тематическая акцентировка фильма, легко подводят к мысли о том, что жизнь в системе, лишающей людей свободы самовыражения, сводит человека с ума.

рецензия Только течет река кадры из фильма

Вероятно, именно этот — неявный, но вполне ощутимый — аспект фильма вызвал столь мощный резонанс в китайском обществе. «Только течет река» в этом смысле представляет собой не только детективную драму о профдеформации, но еще и рассказ о затененной, но широкой распространенной травме рыночных реформ, выбросившей на обочину жизни десятки миллионов людей. Этот критический взгляд, надо полагать, высоко оценили зарубежные критики, в то время как зрители в Китае распознали в истории измученного детектива Ма Чжэ свой собственный опыт жизни при «социализме с китайской спецификой».

Эти глубинные смысловые пласты, однако, не отвлекают внимание ни от детективной линии, ни от психологически точных зарисовок мытарств главного героя. «Только течет река» может заинтересовать в первую очередь даже не любителей китайского кино (хотя и им, скорее всего, не будет скучно), а скорее тех, кто ценит красивые по форме, но тяжелые по содержанию фильмы о борьбе с собственными демонами.