65 лет назад, в 1958-м, для европейского кино началась эпоха пеплумов — античных экшен-эпиков, в которых мускулистые герои спасали фигуристых героинь из лап злобных варваров и мифических чудовищ. Дмитрий Соколов в специальном материале для Отвратительных мужиков рассказывает о взлете и падении яркого, но позабытого ныне жанра, где были густо перемешаны исторические факты и греко-римские мифы, а реальные полководцы и политики соседствовали с циклопами и полубогами.
Предшественники: библейские блокбастеры
Хотя львиная доля пеплумов снималась в Европе, определяющее влияние на становление этого жанра оказало американское кино. В декабре 1949-го состоялась премьера библейского эпика «Самсон и Далила», главные роли в котором играли Виктор Мэтьюр и Хэдди Ламар. Мэтьюр был восходящей звездой в Голливуде тех лет, уже известным по доисторическому экшену «Миллион лет до нашей эры» и вестерну «Моя дорогая Клементина», но именно роль Самсона стала для него прорывной.
Ну а для Хэдди Ламар — одной из femme fatale тогдашнего Голливуда. Роль коварной соблазнительницы Далилы оказалась едва ли не самой успешной в ее карьере. Режиссер Сесиль Б. ДеМилль, классик американского кинематографа, создал колоссальное по масштабам и детализации двухчасовое полотно, оформленное как опера (в 2000-х Ридли Скотт снимет «Царство Небесное» в той же манере — с увертюрой и разделением на акты). Самсон разрывал пасть льву, сражался с филистимлянами, а в финале голыми руками разрушал идол Дагона (да!) вместе с храмом. Фильм немедленно стал кассовым хитом, получил ворох премий разного калибра (включая парочку «Оскаров») и задал моду на библейские блокбастеры.
Вслед за «Самсоном и Далилой» выходит «Камо грядеши?» (1951) — роскошный эпос, сюжет которого разворачивался в годы правления императора Нерона. На фоне любовной истории между римским командиром и заложницей-христианкой фильм в подробностях изображал придворные интриги, гладиаторские сражения, жестокие казни христиан, а также знаменитый пожар, едва не спаливший Рим дотла. «Камо грядеши?» тоже получил охапку наград и внушительные кассовые сборы, однако важнее то, что в этом фильме собран классический набор жанровых аттракционов, позднее ставших стандартом для каждого второго пеплума: размашистые массовые сцены, гладиаторский экшн и политические заговоры. А еще именно в этом фильме впервые появился персонаж Урсус (телохранитель главной героини, в одиночку одолевший на арене свирепого быка), который станет прообразом одноименного героя долгоиграющей пеплум-франшизы в 1960-х.
Наконец, хотя одна из сквозных тем «Камо грядеши?» — борьба христианства с язычеством, основной акцент в сюжете сделан все же на сугубо светских разборках римской элиты, а не на библейских чудесах. В последующих пеплумах серьезный религиозный месседж постепенно исчезнет, а его место займут обработки мифологических сюжетов или вполне реалистичные истории про борьбу за власть в Риме, будни гладиаторов или подвиги легионеров. В общем, если «Самсон и Далила» показали, что у массовой аудитории есть ощутимый интерес к библейской тематике и древней истории, то «Камо грядеши?» в полной мере продемонстрировал потенциал именно античного сеттинга.
Так что с начала 1950-х в Голливуде выходит череда масштабных исторических фильмов: «Давид и Бадшиба» (1951), «Плащаница» (1953) и ее сиквел «Деметрий и гладиаторы» (1954). Апогеем этой тенденции стал последний фильм все того же ДеМилля «Десять заповедей» (1956), снова собравший сумасшедшие деньги в прокате, лестные отзывы от критиков, а также тележку наград и номинаций в разных премиях. Прочие фильмы схожей тематики тоже, как правило, становились кассовыми хитами, несмотря на монстроузный хронометраж (вплоть до трех с лишним часов!) и сложный для восприятия сеттинг, связанный либо с библейской эпохой, либо с перипетиями древнеримской политики.
Успех этих проектов сподвиг европейцев ответить Голливуду разработкой собственных исторических эпиков: уже в 1950-м выходят итало-французский «Конец Помпеи», в 1953-м Рикардо Фреда (кстати, режиссер первого итальянского хоррора) снимает в Италии историческую драму «Спартак», а в 1954-м на экраны выходит «Аттила-завоеватель» с Софи Лорен. Все это были вполне респектабельные фильмы, снятые за приличные деньги, нередко с парой-тройкой известных американских актеров в главных ролях (для привлечения международной аудитории).
Значительная часть этих проектов снималась в Италии, либо при активном участии итальянцев. К этому располагала, во-первых, античная тематика, а во-вторых, относительно низкая стоимость производства. Например, «Приключения Одиссея» (1954) с Кирком Дугласом были совместным производством Paramount Pictures с итальянцами и французами, а «Елена Троянская» (1956) снималась двумя режиссерами — американцем Робертом Уайзом («Призрак дома на холме») и легендарным итальянцем Серджо Леоне. Отметились даже турки, в 1951-м снявшие военный эпос «Завоевание Константинополя» (под 500-летнюю годовщину осады), который не только был показан в США, но еще и поднял волну турецких фильмов о борьбе османов с византийцами. В общем, к середине 1950-х фильмы о Риме и Греции были на пике моды по обе стороны Атлантики.
На фоне высокобюджетных эпиков начали появляться тематически близкие проекты, нещадно эксплуатирующие уже не столько историческую, сколько мифологическую тематику. В центре такого рода фильмов находился героический персонаж — гладиатор, легендарный воин или солдат — вовлеченный в масштабное приключение с обилием драк, батальных сцен и полуголых красавиц. Чаще всего действие разворачивалось во времена Древнего Рима, но даже если общий исторический фон оставался более-менее достоверным, в сюжете нередко встречались разнообразные монстры, тайные культы и намеки на магию. При этом, хотя бюджет у этих проектов был куда скромнее, чем у раскрученных аналогов, выглядели они не сильно хуже, поскольку их создатели экономили главным образом на актерском составе, вкладывая максимум денег в декорации и спецэффекты.
Для обозначения этих (псевдо)исторических фильмов закрепился термин «пеплум», отсылающий к древнегреческому слову peplos и его латинизированному аналогу (собственно, peplum). Изначально так назывались длинные тоги, в которых расхаживали персонажи. Как часто бывает, ярлык (вброшенный с подачи французских кинокритиков) поначалу носил слегка ироничный и даже пренебрежительный характер, но со временем фанаты начали употреблять его в положительном ключе, а в ретроспективном применении он вообще стал охватывать многие историко-приключенческие фильмы на тему античности, выходящие в 1950-х и 1960-х. Надо сказать, логика в таком подходе есть: в отличие от широких жанровых категорий, вроде хорроров или комедий, пеплумы отличались очень конкретным сеттингом и стилистикой, в этом смысле напоминая, скажем, еврокрайм или фильмы о вигилантах. То есть это были скорее течения в рамках экшна.
Заря античной славы: Геркулес против Голиафа
Расцвет пеплумов начался в конце 1950-х с итальянского фильма «Подвиги Геракла», главную роль в котором играл американский бодибилдер Стив Ривз. Вопреки названию, в центре сюжета были отнюдь не сражения с мифическими чудищами, а поиски Гераклом и его командой Золотого Руна. Впрочем, драку с Немейским львом и Критским быком в фильме показывали, но основной упор был сделан на батальные сцены, политические интриги и экзотические локации (вроде острова суровых амазонок, когда-то изгнавших всех мужчин за ненадобностью).
Фильм стал хитом проката, превратил Ривза в главную звезду пеплумов, а вскоре был показан и в США, причем с небывалым размахом. Бюджет рекламной кампании составил $1,25 миллиона (при общем бюджете фильма в 2$ миллиона, если перевести итальянские лиры в тогдашние доллары). Эффект был умопомрачительный, фильм стал одним из самых прибыльных релизов года на американском рынке и принес почти $5 миллионов прибыли. («Геркулеса» выпустили даже в Советском Союзе, но сильно позже, только в 1966-м, и фильм тоже собрал приличные деньги.) Уже в 1959-м на экраны вышел сиквел «Геракл и царица Лидии», тоже ставший хитом как в Италии, так и за рубежом. Успех второго фильма важен не только тем, что он продемонстрировал коммерческий потенциал пеплумов, но и тем, что благодаря франшизе о Геркулесе оформились базовые конвенции жанра.
Типичные пеплумы чаще всего строились вокруг героического персонажа (это мог быть мифологический герой или же просто выдающийся воин), который совершал серию подвигов в экзотических локациях, а в финале обычно сражался с главным злодеем (это мог быть жестокий тиран, хитроумный маг или какой-нибудь варварский вождь). Любовная линия была, как правило, прописана пунктиром (потому что сердце солдата всецело принадлежит битве), зато герою нередко помогал второстепенный комический персонаж. При этом, для пеплумов, в отличие от джалло или вестернов, были характерны долгоиграющие франшизы, насчитывающие как минимум пять-шесть фильмов. Правда, сиквелы редко были связаны между собой сквозным сюжетом, объединял их только центральный персонаж: в этом смысле пеплумы напоминали бондиану, только в античном сеттинге.
Звездами пеплумов были американские бодибилдеры, либо итальянцы, бравшие себе «англосаксонские» псевдонимы. Стив Ривз был первым, но далеко не последним в этом пантеоне античных полубогов. Такие имена, как Рег Парк (многократный «Мистер Вселенная», сыгравший Геркулеса в поздних частях франшизы), Гордон Скотт (звезда франшиз о Тарзане и все том же Геркулесе) или Кирк Моррис (сценическое имя гондольера Адриано Беллини, ставшего позже «Мистером Италия») гремели по всей Европе. К слову, именно фильмы с Регом Парком вдохновили юного Арнольда Шварценеггера на карьеру в бодибилдинге и в кино (символично, что первый его фильм назывался «Геркулес в Нью-Йорке»!).
Самой известной пеплум-франшизой была, конечно, сага о Геркулесе: к середине 1960-х вышло девятнадцать фильмов о похождениях античного героя. Впрочем, с точки зрения нейминга там все было сложно: некоторые части для зарубежных релизов были переименованы, из-за чего главного героя звали иногда Голиаф, а иногда Урсус (об этих парнях чуть позже). Зато по части фэнтезийной дичи у авторов все было в порядке. Если сначала Геркулес в фильмах сражался с привычными по мифам монстрами и путешествовал в Атлантиду, то под конец франшизы герой уже боролся против пришельцев с Луны, которые требовали от древних греков детских жертвоприношений, чтобы воскресить свою давно умершую королеву. Причем изначально этот фильм вообще был частью другой пеплумной франшизы, а имя главного героя в англоязычной версии просто заменили на Геркулеса, чтобы сила бренда сделала прокат.
Но самой масштабной была эпопея про Мациста — легендарного силача, сражающегося против разнообразных чудовищ и злодеев. Хотя сам этот персонаж появился еще в эпоху немого кино, на волне популярности пеплумов франшиза пережила перезагрузку, и Мацист появился в ДВАДЦАТИ ПЯТИ фильмах, где его сыграл едва ли не каждый уважающий себя бодибилдер. Причем особенность Мациста была в том, что он, в отличие от конкурентов, мог путешествовать во времени, что открывало создателям франшизы путь к радикальнейшим сценарным решениям. В одном из фильмов Мацист оказывался при дворе русского царя и рубился на саблях с казаками, в другом — оборонял Европу от полчищ Чингис-Хана, в третьем — выживал посреди джунглей, набитых динозаврами.
Особо стоит отметить одну из поздних частей с говорящим названием «Непобедимые: Самсон, Геркулес, Мацист и Урсус», где команда мечты разбиралась с олимпийскими богами и женскими интригами. Из более конвенционных франшиз стоит выделить серии о Голиафе (пять фильмов, плюс еще несколько переозвученных для американского рынка) и римском солдате Урсусе (девять фильмов). Правда, там интересных сюжетов было поменьше, хотя порой и встречались смелые заходы. Например, как в «Урсусе, ужасе Киргизии», где Урсус боролся с вервольфом.
Что же до Голиафа, то здесь особо интересен самый первый фильм: это забористый античный экшн о том, как титульный герой защищает родную деревню от бесчинств степных кочевников, в итоге поднимая местных жителей на борьбу с ордами варваров (по ходу дела дочка варварского вождя еще и влюбляется в Голиафа, но интенсивному рубилову селян и номадов это никак не мешает). Была еще франшиза о Самсоне, но возникла она уже на закате пеплумной славы и оказалась очень короткой — всего пять фильмов.
Идущие на смерть: Стэнли Кубрик, гладиаторские фильмы и румынские варвары
Помимо мифологических боевиков с культуристами в главных ролях, еще одной важной разновидностью пеплумов были гладиаторские фильмы. Сюжеты их вертелись вокруг разнообразных схваток бойцов на арене, а главный герой чаще всего был рабом или солдатом, вынужденным сражаться за свою жизнь. Опционально в гладиаторском кино присутствовала (чаще всего очень схематичная) любовная линия или же батальные сцены разной степени масштабности.
Зачинателем тренда стал Стэнли Кубрик: в 1960-м на экраны выходит его грандиозный исторический эпос «Спартак» с Кирком Дугласом, собравший немалые деньги в мировом прокате и, конечно, щедрый урожай престижных наград (начиная с четырех «Оскаров»). Хотя формально сюжет был основан на знаменитом восстании рабов под предводительством Спартака, сценарий пронизывали аллюзии на эпоху маккартизма в США, а война спартаковских отрядов с римскими легионами изображалась как революционный порыв народных масс против развращенной элиты. Спартак (о целях которого исторические источники толком ничего не сообщают) в такой оптике выглядел не только талантливым полководцем, но и смелым реформатором, сражающимся против рабства и неравенства людей. При этом значительная часть фильма разворачивалась в тренировочном лагере гладиаторов, где Спартак научился сражаться, обрел друзей и в конце концов организовал массовый побег, ставший началом восстания. С характерной дотошностью Кубрик показывал на экране процесс подготовки рабов к битвам, тяготы лагерной жизни, и, конечно, сражения.
Как раз этот аспект сюжета «Спартака» вскоре стал основной для множества пеплумов, обыгрывающих гладиаторскую тему. И если у Кубрика бои на арене были важной, но все-таки не главной частью биографии Спартака, то в пеплумах именно бои не на жизнь, а на смерть вышли на передний план. Уже в 1961-м выходит «Неуязвимый гладиатор», в котором гладиатор Реций, посланный подавить восстание где-то в горах, обнаруживает, что бунтовщики на самом деле — лояльные смещенному правителю люди, и возглавляет поход против тирана, захватившего трон.
Позже появилась целая франшиза про команду гладиаторов, которые путешествуют по Римской империи, насаждая мир и порядок с помощью своих острых мечей. В первом фильме («Десять гладиаторов») бравые чемпионы арены объединяются с патрицием, чтобы организовать заговор против Нерона, а по ходу дела спасти прекрасную племянницу одного из них от жуткой смерти на кресте. Все это, конечно, легкая переделка одной из сюжетных линий «Камо грядеши?», только с упором на гладиаторские бои. В сиквеле («Триумф десяти гладиаторов») гладиаторы охотятся за королевой одного из мелких государств на Ближнем Востоке, чтобы избежать войны между Римом и Парфией. Ну а в третьей части («Спартак и десять гладиаторов») десятка храбрецов защищает Спартака от римского сенатора и его солдат.
Кстати, о Спартаке. Фильм, помимо того, что спровоцировал поток лент о гладиаторах, еще и обзавелся неофициальным сиквелом. В 1962-м вышел «Сын Спартака», где рассказывалось о выжившем сыне легендарного вождя восставших. Узнав о своем происхождении, отпрыск Спартака сам становится лидером восстания в римском Египте, объединяет вокруг себя множество людей, и в итоге добивается замены коррумпированного и безжалостного местного правителя на более чуткого к народным нуждам чиновника. В отличие от большинства гладиаторских боевиков, «Сын Спартака» соединял сюжет об античном Робин Гуде с широкой панорамой восстания, будучи эффектной комбинацией политического триллера, военного экшна и драмы. Впрочем, это неудивительно: режиссером фильма был ветеран итальянского жанрового кино Серджио Корбуччи, постановщик культового «Джанго» и еще кучи менее известных (но не менее ярких) вестернов и шпионских боевиков.
Впрочем, большая часть гладиаторских фильмов даже не претендовала на сколько-нибудь внятный социальный комментарий, раз за разом обыгрывая введенную Кубриком схему: тренировки, схватки, свержение диктатора (опционально — спасение прекрасной женщины). В общей массе как-то выделяются разве что «7 Гладиаторов» (вольный ремейк классики Акиры Куросавы), да парочка фильмов с Мацистом.
Но если в Италии с начала 1960-х ширился поток донельзя клишированных малобюджеток про гладиаторов, то за ее пределами дорогостоящие пеплумы ненадолго получили второе дыхание. Причем речь не о Голливуде, где в то время популярность античной темы уже пошла на спад из-за кассового провала эпической драмы «Клеопатра» с Элизабет Тейлор. Фильм хоть и набрал охапку восторженных отзывов от критиков заодно с кучей номинаций на «Оскар», не смог окупить свой огромный бюджет даже в международном прокате. Нет, пеплумы вышли на новый виток популярности в социалистической Восточной Европе, где фильмы на историческую тематику нередко закупались властями для широкого проката.
Особо крупный вклад в развитие пеплумов внесла Румыния, где местный диктатор Николае Чаушеску твердо и четко проводил политику сближения с миром капитализма, чтобы сохранять свободу маневра в общении с Кремлем. Одним из результатов этого курса стало активное сотрудничество Румынии со многими звездами французского или итальянского кино для съемок дорогостоящих эпиков про героические деяния древних румын. Уже в 1966-м на экраны вышел фильм «Даки», рассказывающий о борьбе римских легионов с дакийским правителем Децебалом.
Расстановка акцентов понятна с первых же сцен: могущественные, но развращенные и самонадеянные римляне против бедных, но свободолюбивых даков. Ну а Децебал выведен мудрым народным вождем, который самоотверженно защищает родную землю от захватчиков. В то же время, несмотря на явно пропагандистский подтекст, авторы старались соблюдать баланс: в римском лагере находятся адекватные военачальники, а даки показаны хоть и благородными, но суровыми язычниками, практикующими человеческие жертвоприношения. Есть даже любовная линия между римским генералом и дочерью Децебала, символизирующая сложные отношения Румынии с античным наследием.
Ну а по части декораций, сражений и костюмов в фильме вообще все замечательно: батальные сцены сняты с огромной массовкой, а дакийские деревни, бравые воины и мирные крестьяне выглядят очень красочно. Римлян, что характерно, играли в основном французские актеры, а важная роль генерала Северуса досталась Пьеру Брису (Виннету из одноименной франшизы). Фильм стал хитом проката в Румынии, до сих пор считается классикой национального кинематографа, был показан на ММКФ и вышел во многих европейских странах.
Уже через пару лет режиссер Серджиу Николаеску, снявший «Даков», вернулся к историческим фильмам, причем с удвоенной силой. Сначала он поработал сорежиссером на съемках грандиозного по размаху фильма «Борьба за Рим», который был совместным проектом Италии и Западной Германии. Сценарий основывался на популярном немецком романе 1870-х годов и вертелся вокруг дележки римского наследства в VI веке между византийцами и остготами. Основным режиссером был Роберт Сьодмак, а одну из главных ролей исполнил Орсон Уэллс (тот самый, что снял «Гражданина Кейна»), которому помогала россыпь британских, шведских, американских и немецких звезд помельче. Фильм, получился богатым и красивым, но тяжеловесным из-за непомерно раздутого хронометража, так что его в итоге порезали на две части. А Николаеску, вернувшись в Румынию, снял еще один мощный исторический эпос — «Михай Храбрый», правда, на этот раз уже не про античность, а про румынского князя XVI века, жаждущего объединить разные куски страны под своей властью.
Тему античности в румынском кино продолжил вышедший в 1968-м фильм «Колонна», ставший своего рода сиквелом «Даков». Сюжет подробно освещал дакийские войны императора Траяна, борьбу римлян с местными племенами и усиленную романизацию региона. На первых ролях снова были иностранцы (в основном итальянцы и британцы), фильм собрал немалые деньги в прокате, прокатился по нескольким фестивалям и даже был выдвинут от Румынии на «Оскар», хотя заветную статуэтку не получил. «Колонна», напичканная дорогими декорациями и пафосными диалогами, оказалась последним классическим пеплум-блокбастером в европейском кинематографе. Уставшие от однотипных античных боевиков и затянутых исторических эпиков зрители все чаще предпочитали другие жанры (вроде вестернов, шпионских триллеров или джалло), так что к началу 1970-х фильмы про античность надолго исчезли с экранов.
Наследие: порнопеплумы, Конан и космическое фэнтези
Хотя пик популярности пеплумов давно остался в прошлом, их стилистическое влияние легко прослеживается в смежных жанрах, прежде всего в разнообразных фэнтезийных боевиках. Но переосмысление наследия пеплумов началось с появления фильмов, имеющих мало общего с античной или мифологической тематикой.
В 1979-м маэстро сочной эротики Тинто Брасс выпускает байопик «Калигула», рассказывающий о знаменитом римском императоре и его любовных подвигах. Хотя фильм финансировался «Пентхаусом», дешевой эксплотейшн-поделкой он вовсе не был. Первоначальный сценарий подготовил Гор Видал, однако продюсеры отвергли его версию, решив, что в ней слишком уж много гомосексуальности, и позволили Брассу переработать текст (Видал был возмущен, называл Брасса «мегаломаньяком» и «паразитом», после чего был удален со съемочной площадки).
Брасс максимально эффектно использовал громадный по тем временам бюджет в $17 миллионов. Он задействовал мощный каст (Калигулу, например, играл Малкольм Макдауэлл, а императора Тиберия — Питер О’Тул), а также подготовил роскошные декорации древнеримских дворцов, где совершались безостановочные оргии. После того как основные съемки завершились, в фильм по настоянию одного из продюсеров было добавлено несколько сцен с хардкорным (несимулированным) сексом, что возмутило уже Брасса. В итоге «Калигула», снятый в середине 1970-х, вышел на экраны лишь в конце 1979-го, после многочисленных досъемок и перемонтировок. Но даже в таком виде он стал международным хитом. После премьеры в Италии полиция проводила рейды в кинотеатрах, чтобы изъять копии фильма, а в Бразилии цензурное ведомство разрешило показывать «Калигулу» только в специальных кинотеатрах (вместе с другим эротическим шедевром, «Империей чувств»).
Столь мощный, хотя и скандальный, успех не мог пройти бесследно, и вскоре итальянские кинематографисты начали клепать эротические фильмы про античность, рассчитывая вскочить на хайп-трейн, запущенный «Калигулой». Уже к началу 1980-х порнопеплумы разной степени жесткости заполнили экраны в Западной Европе. Правда, большая часть вышедших тогда фильмов была как раз-таки лютым трэшем, в котором сеттинг Древнего Рима использовался в основном для того, чтобы оправдать минимум одежды на героинях.
Одним из немногих действительно любопытных проектов был исторический эксплотейшн «Калигула – нерассказанная история», снятый Джо Д’Амато (чтобы вы понимали, этот же человек примерно в то же время снимал фильмы с названиями вроде «Эротические ночи живых мертвецов»). Д’Амато, будучи прожженым трэшмейкером, впихнул в малобюджетку максимум возможного: тут и гладиаторские бои, и дефлорация, и зоофилия (не спрашивайте). Впрочем, при всей происходящей дичи фильм был вполне четко выстроенной историей о том, что абсолютная власть ведет к абсолютной деградации — тема, созвучная Брассу и его «Калигуле». Однако популярность порнопеплумов, хотя и выявила интерес публики к античной теме, оказалась мимолетной и была больше связана с разнообразной эротикой, нежели с проработкой сеттинга.
В полной мере освоение наследия пеплумов началось в 1981-м, когда появилось несколько знаковых фильмов, обыгрывающих античные сюжеты и опирающихся на образы легендарных героев-полубогов. Первым из них была «Битва титанов». Этот голливудский фильм был основан на мифах о Персее, который сражался с гигантскими скорпионами, Медузой Горгоной и Кракеном, чтобы в итоге получить в жены красавицу Андромеду. Всех монстров и спецэффекты разрабатывал легендарный Рэй Харрихаузен, для которого этот проект стал последней (и весьма успешной) работой в кино. В том же году выходит «Экскалибур» — фэнтезийный эпик Джона Бурмана, основанный на классической английской легенде. Большим хитом он не стал, однако был отмечен критиками, получил несколько престижных номинаций и позже стал культовым.
Наконец, в 1982-м вышел «Конан-варвар», сделавший бодибилдера Арнольда Шварценеггера восходящей звездой боевиков. Эти три проекта задали стилистические и тематические рамки для нового типа фильмов, активно использовавших наследие пеплумов.
Подобно классическим пеплумам, фэнтезийные боевики 1980-х обычно концентрировались на приключениях могучего героя, который путешествовал по экзотическим землям и сражался с разнообразными полчищами врагов и монстров. Но если раньше этот герой обычно имел мифологического прототипа, то теперь центральный персонаж чаще всего был лишен какой-либо связи с античной традицией.
Едва ли не единственной заметной франшизой того времени с «мифологическими» корнями стала дилогия о Геркулесе. Степень творческой свободы (равно как и восхитительная нелепость постановки) здесь потрясают воображение. Геркулес не только общался с олимпийскими богами, но еще дрался с космическими роботами и создавал созвездия, запустив в космос гигантского медведя! Все прочие фэнтези-герои 1980-х, будь то «Непобедимый Атор», «Повелитель зверей» или «Ловчий смерти», были продуктом скорее палп-фикшена, нежели античных легенд.
Особого упоминания заслуживают фем-фэнтезийные фильмы, возникшие задолго до всем известной «Рыжей Сони» с Бригиттой Нильсен. Еще в начале 1980-х тема мускулистых и красивых женщин, ловко орудующих мечами, была раскрыта, например, в «Хандре» и «Огненном троне». В первом фильме девственная воительница искала себе подходящего мужчину, чтобы сохранить племя амазонок от вымирания. Как и следовало ожидать, поиск подходящего партнера оказался делом нелегким: один кандидат оказался сутенером, другой — вообще садистом, а в конце Хандре пришлось спасать ребенка от жестокой жрицы, похитившей ее долгожданное дитя (правда, верные подруги вовремя пришли на помощь). Во втором фильме принцесса Валькари боролась против демонических орд во главе с Белиалом. А ее ключевым союзником был могучий воин-варвар по имении (внимание!) Зигфрид, которому суждено сесть на Огненный Трон. В общем, эпоха сильных (во всех смыслах) женских персонажей началась в массовом кино задолго до Чудо-Женщины.
Что касается сеттинга, то здесь фэнтезийные экшны серьезно отличались от классических пеплумов. Вместо эпохи Древнего Рима или Древней Греции действие обычно происходило в абстрактных сказочных королевствах, лишь отдаленно напоминающих античность какими-то конкретными деталями вроде дизайна доспехов или облика монстров. Один из самых любопытных концептов был представлен в «Крулле», где элементы сай-фая и фэнтези образовали уникальную в своем роде визионерскую стилистику. Мирная планета Крулл подверглась вторжению Черной Крепости — огромной планеты-звездолета — и лишь принц Колвин, вооруженный волшебным сюрикеном, может остановить армады монстров, опустошающие его родной мир. Если хотите посмотреть на молодого Лиама Нисона в роли злодея-многоженца, размахивающего секирой — вам сюда.
Под конец 1980-х даже в Советском Союзе успели снять свое космическое фэнтези — «Подземелье ведьм», по повести Кира Булычева. «Наш ответ Звездным Войнам 20 лет спустя» (как это называлось в тогдашней прессе) получился эээмм… своеобразным, но, безусловно, запоминающимся.
Впрочем, развитие фэнтезийной фантастики — тема отдельная и не менее обширная, чем взлет и падение пеплумов. Для нас важно, что все эти многочисленные фильмы про мускулистых варваров с волшебными мечами и полуголых воительниц в бронелифчиках многим обязаны не только комиксам и дешевым бульварным романам, но также античным экшнам про славу Рима и подвиги Геркулеса. Так что хоть пеплумы и остались в далеком прошлом, их эстетическое наследие было сохранено и переработано новыми поколениями кинематографистов.