19 апреля на Netflix вышел второй фильм масштабной сай-фай дилогии «Мятежная Луна» от Зака Снайдера, в которой София Бутелла вместе с командой наемников сражается против межзвездной диктатуры. О том, как режиссер «300 спартанцев» и «Хранителей» завершил свой давний проект мечты, рассказывает Дмитрий Соколов.
Собрав нескольких опытных воинов для борьбы с армией могущественного Королевства, воительница Кора возвращается на свою домашнюю планету Вельд, где ее встречают воодушевленные фермеры. Но расслабляться рано: королевский дредноут под командованием адмирала Нобла неумолимо приближается, а верные ему солдаты готовы стереть непокорных жителей Вельда в кровавый порошок. У Коры и ее соратников есть только пять дней, чтобы подготовить оборону, превратив горстку мирных землепашцев в храбрых ополченцев, способных бросить вызов войскам Королевства.
«Дарующая Шрамы» — это размашистый и местами красивый, но насквозь шаблонный военный экшн в сай-фай сеттинге
Общая логика построения дилогии такая же, как и в «Семи самураях» (классика самурайского кино и один из источников вдохновения Снайдера). В первой половине сюжета центральный персонаж собирает команду, а во второй — ведет ее в бой против полчищ врагов. Первая часть «Мятежной Луны» строилась вокруг поиска героев, с которым Коре предстоит сражаться плечом к плечу. Вторая часть посвящена сражению наемников с войсками адмирала Нобла, который рвется не столько отжать ценное зерно у фермеров, сколько захватить в плен женщину, поднявшую их на восстание.
Фильм четко делится на два сегмента
В течение первого часа Кора и ее команда готовятся к защите деревни, в то время как Нобл
собирается парой мощных ударов покончить с намечающимся мятежом. А весь второй час отдан под разнообразные батальные сцены, кульминацией которых станет диверсия повстанцев на дредноуте. Если в «Дитя огня» Снайдер активно чередовал спокойные и боевые эпизоды, то в «Дарующей шрамы», напротив, сосредоточил весь экшн во второй половине фильма. И хотя в целом такое решение себя оправдало, минусов у него, увы, немало.
В «Дарующей шрамы» нет практически ничего нового о мире, в котором происходит действие
Сценарий вместо этого уделяет больше времени проработке каждого из членов отряда Коры, раскрывая их мотивацию к борьбе против Королевства и восполняя тем самым недостатки первой части.
Каждый такой рассказ героев о себе оформлен в виде короткого экшн-флэшбека, слегка разбавляющего спокойный темп в первой половине фильма, однако показанные истории донельзя клишированные. Кто-то отказался стрелять по свободолюбивым местным жителям, у кого-то перебили всю семью, а кто-то бежал из рабства. Пусть сняты эти зарисовки неплохо, но показаны уж очень кратко, да и персонажам особо яркости не добавляют.
То же самое с сеттингом. Почти все события происходят в одной (уже хорошо известной) локации, с героями, знакомыми по первой части. Там, где в первой части был огромный и оригинальный (пусть местами аляповатый) мир, во второй — одна деревенька и нависший над нею дредноут. Понятно, что такое сокращение масштабов обусловлено сюжетом, но все-таки от визуального визионера Снайдера ждешь еще хотя бы пары-тройки вычурных монстров, киборгов-мутантов или хотя бы экзотичной боевой техники.
Следующая большая проблема — вопиющая бескровность фильма
Это было заметно и во многих сценах первой части, но учитывая, что во второй львиная доля хронометража отдана под жестокие бои, экшн здесь часто выглядит нещадно порезанным. Даже в драках, где герои сражаются энергетическими мечами, не льется ни капли крови, а самые вкусные добивания оставлены за кадром. Отчасти ситуацию спасает то, что многие солдаты носят тяжелую броню, не пропускающую фонтаны крови, но в любом случае отсутствие смачной расчлененки подрывает зрелищность многих эффектных сцен.
Некоторые повороты сюжета поданы с удивительной для столь серьезной битвы небрежностью
Еще можно как-то простить то, что пилоты Королевства в горячке боя не обращают внимания на маленький корабль повстанцев рядом: в конце концов, он дизайном походит на их собственные. А вот внезапное решение одного из фермеров дать повстанцам сигнал к атаке (и это в решающий момент переговоров с Ноблом!) выглядит откровенно глупой попыткой сорвать мирное (пусть и очень тяжелое) решение конфликта под влиянием сиюминутных эмоций. И хотя опасения насчет честности адмирала объяснимы, сама ситуация изображена до смешного нелепо, особенно с учетом того, что фермеры дорожат жизнью каждого члена общины.
Но все эти недостатки Снайдер компенсировал красотой и размахом баталий
Грохочут пушки шагающих танков Королевства, фермеры в узких туннелях расстреливают вражеских солдат, рогатый робот-отшельник бросает гранату в люк танка, выскочив наружу за секунду до взрыва, суровая женщина с руками-лезвиями рубит людей направо и налево — каскад эффектных сцен не прекращается от первого до последнего выстрела битвы.
Особо хочется отметить лучший флэшбек, связанный с историей бегства Коры. В фирменном снайдеровском сло-мо под меланхоличные мелодии скрипок злодей Велизарий вместе с сообщниками убивает королевскую семью, пока ошалевшая Кора наблюдает как рушится ее жизнь. (В крошечной роли Короля — Кэри Элвес из франшизы «Пила»).
И даже банальнейшая уборка урожая здесь изображена как героическая борьба с природой: мускулистые фермеры в гипнотическом ритме размахивают косами, взваливают на плечи охапки сена и вообще демонстрируют неистощимое обаяние крестьянской жизни. Товарищ Сталин легко мог бы заказать Снайдеру фильм о доблести сельского хозяйства.
Заключительные сражения развернутся на борту дредноута «Королевский Взор», где Кора сначала пробивается сквозь лабиринты отсеков, а затем бьется с Ноблом в огромном ангаре, пока поврежденный корабль медленно падает с небес на землю. Вскоре подоспеют и повстанцы на своих юрких истребителях, готовые добить остатки королевских войск. В общем, Снайдер, даже оставаясь в тисках «детского» рейтинга PG-13, по-прежнему способен выдать неплохой сай-фай экшн.
Добавьте к этому привычный по первой части стиль, сочетающий элементы древнеримской (где-то даже византийской) и нацистской эстетики, множество красиво снятых драк и взрывов — получите добротный фантастический эпик, которым можно наслаждаться, вопреки обилию мелких огрехов. Культом дилогия «Мятежная Луна» вряд ли станет (не хватает дичи и кровищи), но в фильмографии Снайдера займет явно не последнее место.