В российском прокате стартовал яростный боевик с Девом Пателем («Легенда о Зелёном рыцаре»), замешанный на индийской мифологии. Рассказываем об авторском экшне, где ловко соединяются драки без правил, беспощадная месть и древние легенды.
Бобби — человек без корней, потерянный в индийском мегаполисе. Днем он драит кухню в роскошном отеле, а вечерами подрабатывает, сражаясь на ринге, регулярно получая под ребра от более опытных бойцов. Уломав начальство на повышение, Бобби становится официантом, и попадает в мир элегантных мафиози, продажных политиков и чарующих красавиц. Кажется, карьера наконец-то идет в гору, но однажды Бобби узнает среди клиентов отеля человека, который много лет назад убил его мать… и решает отомстить. Увы, простой план покушения срывается, а Бобби теперь должен скрываться по всему городу от разъяренных полицейских – для слуг закона он террорист-одиночка. Но ступив на путь мести, озлобленный уличный боец вскоре превратится в народного героя и борца за справедливость.
«Манкимэн» — проект страсти одного человека, эффектно сплавляющий воедино рукопашный экшн, мифологический подтекст и политический комментарий. Дев Патель замыслил снять фильм еще в конце 2010-х, и первоначально видел постановщиком Нила Бломкампа (с которым работал на сай-фае «Робот по имени Чаппи»). Но тот предложил Пателю самому заняться режиссурой, и в начале 2020-х съемки были завершены. Сначала фильм должен был выйти на Netflix, однако в итоге стриминговый гигант от него отказался (о причинах чуть позже), и права на проект перехватил Джордан Пил, убежденный что такое кино заслуживает полноценного релиза в кинотеатрах. Решение стопроцентно верное: Патель снял лихой и лютый боевик, у которого есть все шансы стать культовым хитом.
Первое, что замечаешь в фильме — это выверенная эстетика городских джунглей. Контрасты беспросветной нищеты и немыслимого богатства туго переплетаются, создавая яркий и опасный мир, в котором Бобби постоянно балансирует на грани выживания. Узкие и грязные улочки трущоб, пикантный полумрак дорогих ресторанов, сверкающая неоном темнота ночных клубов, косые хибары с хлипкими крышами — локации здесь настолько же разнообразные, насколько и колоритные. А динамичная камера и «рваный» монтаж с обилием крупных планов резко усиливают эффект погружения, так что во время драк или погонь почти физически ощущаешь свист пуль и боль от ударов.
Эта физиологичная стилистика отлично сочетается с бешеным ритмом в экшн-сценах: драк здесь много, и пусть не все из них поражают изобретательностью, но каждая оформлена со смаком. В отличие от Джона Уика или какого-нибудь Пчеловода, Бобби далеко не спецназовец, готовый выдержать сотню ударов от дюжины врагов одновременно. Он чаще полагается на ловкость и скорость, чем на старый добрый хук справа, активно использует нестандартные ходы (всадить нож во вражеское горло зубами — всегда отличный вариант!), и только под самый финал входит в режим берсерка.
Из череды сражений хочется выделить три сцены. Драка в уборной ночного клуба — хороший пример того, как можно обыграть крошечную локацию в драке на троих (и да, без ныряния в унитаз тут не обойдется!). Следующий особо эффектный эпизод – дико нервная погоня за Бобби после той самой туалетной драки. Тут и гонки на машинах, и суматошный спринт по улицам (с заходом в замызганный мотель, где на ходу придется отбиваться от владельца с большим ножом в руках), и резвые прыжки по крышам. Замыкает топ-тройку грандиозное побоище в отеле, на верхних этажах которого засел главный злодей. Бобби неудержимо рвется вперед, расстреливая врагов из петард, точными ударами ломает охране руки и ноги, а в решающий момент к парню на помощь приходит команда монахов в костюмах богини Кали. Дальше обильно хлещет кровь и не смолкают вопли, но хорошие ребята неумолимо превращают плохих людей в мясной фарш.
Второй примечательный компонент фильма — проработанная мифологическая подоплека сюжета. При этом в «Манкимэне» формально нет никакой мистики, а сценарий выстроен как типичная для экшна история о мести и поиске справедливости, однако по расстановке акцентов перед нами не столько рассказ про становление героя, сколько легенда о подвиге мифологического воина. Иными словами, «Манкимэн» — это религиозный боевик, где очень важны символика и аллегории. Да, общий контур сюжета будет легко понятен и неподготовленным людям, но кое-какие пояснения все же необходимы — с ними фильм приобретает дополнительную глубину.
Для начала, важно понять, что сюжет «Манкимэна» обыгрывает мифы о Ханумане — в индуизме это божество силы, отваги и мудрости. (Фан факт: считается, что объезянолицый гуманоид Хануман стал прообразом китайского Сунь-Укуна, «царя обезьян» — помните, был когда-то такой мультфильм?) Хануман почитается как покровитель борцов (напомню, что Бобби сражается на ринге) и всех, кто предан благородному, но трудному делу. А еще Хануман соблюдает пожизненный целибат (в фильме нет даже намека на романтическую линию) и помогает бойцам достигать вершин самоконтроля (Бобби именно этим и занимается, спрятавшись после погони). Даже маска обезьяны, которую Бобби надевает во время драк в начале фильма, отсылает к Хануману. В общем, история в «Манкимэне» хоть и сугубо реалистическая, но плотно связана с мифологическими архетипами индийской культуры.
Помимо этого, тут полно и других тонких нюансов. Вот лишь один: город, в котором происходят события, называется «Ятана» (Yatana), и одно из значений этого слова — «тяжелая попытка», что созвучно сквозной теме фильма — борьбе за справедливость вопреки всем врагам. Что еще интересно в плане религиозного подтекста фильма, так это общая логика развития персонажа. Для классического голливудского сюжета об аутсайдере, бросающем вызов системе (будь то «Рокки» или «Не отступать не сдаваться») центральное значение имеет идея становления: обычный человек (или даже забитый неудачник) проходит серию испытаний, в процессе превращаясь в «лучшую версию себя». Эта тема глубокой внутренней трансформации (вообще характерная для массовой культуры, от self-help книжек до поп-музыки) проистекает из христианского понимания личности: человек — вопреки любым обстоятельствам — всегда может создавать себя сам сообразно своим талантам и желаниям. «Манкимэн» же основан на совершенно иной точке зрения: главный герой здесь не становится воином, напротив – он должен вспомнить, что он воин по своей природе. Иными словами, герой лишь раскрывает в себе то, что в нем скрыто от рождения, реализовав уготованное судьбой предназначение. Эта «мифологическая» логика построения сюжета превращает «Манкимэна» в один из самых концептуально любопытных американских проектов последних лет: редко когда в голливудском фильме можно встретить настолько четкое понимание языческого (и, в широком смысле слова, «восточного») мировоззрения. Причем эти тонкие материи в «Манкимэне» поданы очень ненавязчиво, так что от разборок с плохими парнями и боксерских поединков ничего не отвлекает.
И, наконец, последнее, что важно отметить — политический месседж фильма. Хотя изначальная цель Бобби здесь жестокий силовик Рана Синх, убивающий невинных людей, он лишь правая рука более важного злодея Шакти, харизматичного лидера «Суверенной партии». Улыбчивый политик-популист толкает речи о том, что страну надо очистить от чужаков и защитить индийскую культуру, однако на деле он рвется к власти, манипулируя общественными страхами. Надо полагать, что именно этот персонаж смутил руководство Netflix, поскольку вся его риторика и образ отчетливо напоминают вполне реального индийского политика — нынешнего премьера Нарендру Моди, известного своим ярым национализмом.
В этом смысле «Манкимэн» выглядит не только эффектным боевиком, но еще и вполне ясным посланием для масс: столь разнородная страна как Индия может жить в мире, лишь оставаясь демократией, дающей слово всем меньшинствам, в то время как попытка вытравить из общества чужаков приводит к нарастанию агрессии в обществе. О том же говорит и вся линия с монахами: из фильма это может быть не всем понятно, но Бобби спасают и дают ему убежище люди из касты «неприкасаемых», которых даже в современной Индии нередко дискриминируют, а когда-то вообще поголовно презирали.
«Манкимэн» не идеален, однако заметных недостатков в фильме не то чтобы много. Есть несколько недочетов по части логики. Во время первой драки с главным злодеем публика в ночном клубе моментально слышит одиночные выстрелы, несмотря на долбящее повсюду техно. А уже после погони Бобби спокойно выступает на ринге, хотя вообще-то его должна искать вся полиция Ятаны (впрочем, он все равно в маске, так что это еще как-то понять можно). Из более серьезных шероховатостей стоит отметить разве что финальную разборку с Раной — столь важный бой явно могли оформить поярче.
Кого-то может раздражать клиповая нарезка в экшн-эпизодах (а-ля «Гнев» или «28 дней спустя»), но здесь она выполнена со знанием дела.
Так что в целом режиссерский дебют Пателя явно удался. «Манкимэн» впечатляет не только экзотичным сеттингом или актерской работой главной звезды, но прежде всего тем, чем должен цеплять хороший боевик про боевые искусства — обилием красиво снятых поединков. Добавьте к этому стильную картинку, сочное насилие и выверенный темп — получите добротный суровый экшн, готовый занять достойное место в жанре.